Центр профессиональной ориентации
и психологической поддержки
«
Для нас важно быть думающими, творческими, ответственными, умеющими достигать результата и радоваться успехам...
»

Профилактика деструктивного поведения несовершеннолетних

Программы – лауреаты всероссийского конкурса программ 2018 года


Программа организации профилактической работы «Выбираем жизнь» (по предупреждению суицидального поведения среди подростков с интеллектуальной недостаточностью)
 Бачилова Оксана Васильевна
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Данная программа рекомендована педагогам-психологам, социальным педагогам и предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предупреждению суицидальных попыток среди подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Участниками программы являются обучающиеся 1-9 классов с УО, педагоги и родители (законные представители) обучающихся.

Цель программы: создание условий для предотвращения и профилактики суицидальных проявлений в поведении детей и подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Задачи:
- предотвращение межличностных конфликтов в диаде: подросток – подросток, подросток – взрослый, подросток – социум
- повышение психолого-педагогической культуры родителей, усиление их воспитательного потенциала
- развитие социальной и личностной компетентности: обучение навыкам эффективного общения, принятия ответственных решений
- формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей
- формирование навыков саморегуляции эмоционального состояния, избегания стрессов, разрешения конфликтов
- развитие навыков здорового образа жизни

Лауреат в номинации "Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы"

Профилактическая психолого-педагогическая программа «Безопасность в сети Интернет» 

 

Викторова Екатерина Александровна, Лобынцева Ксения Георгиевна
Белгородская область

Программа «Безопасность в сети Интернет» является одним из вариантов психопрофилактической помощи детям 13-17 лет (7-11 классы) в процессе формирования компетенций, способствующих обеспечению информационно-психологической безопасности школьников.

Реализация программы возможна в рамках программ внеурочной деятельности, в рамках программ воспитания и социализации образовательных организаций, являющихся неотъемлемой частью основного образовательного курса. Программа реализуется в групповой форме, рассчитана на 34 часа.

Задачи:
- повышение уровня информированности подростков и старшеклассников об опасностях и угрозах в информационно-телекоммуникационных сетях
- формирование и развитие устойчивой направленности у обучающихся на освоение механизмов информационно-психологической самозащиты
- расширение репертуара стратегий поведения у школьников в трудных ситуациях, связанных с коммуникационными технологиями
- формирование критической оценки сетевого контента, анализ достоверности информации, навыка эффективной интернет-коммуникации
- предупреждение формирования у обучающихся компьютерной и интернет-зависимости
- предупреждение совершения несовершеннолетними правонарушений в информационно-коммуникационной сфере

Лауреат в номинации "Профилактические психолого-педагогические программы"

Комплексная программа профилактики девиантного поведения в студенческой среде «Ладонь в ладони»
 

Боршова Евгения Александровна, Игумнова Светлана Анатольевна
Тюменская область

Цель программы: Создание условий для эффективной профилактики девиантного поведения обучающихся колледжа.

Задачи программы:-
- Формирование культуры здоровья студентов на основе осознания здоровья как ценности, формирование мотивации на здоровый образ жизни
- создание ситуации нетерпимого отношения ко всем видам психоактивных веществ (ПАВ)
- создание воспитательной среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности
- формирование умения сопереживать окружающим и понимать их, понимать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, аффилиации, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений)
- помощь в осознании своих этнических, политических, религиозных стереотипов и их влияние на поведение
- формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям совершать ошибки, но и исправлять их. 

2 место в номинации  "Профилактические психолого-педагогические программы"

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию аутопсихологической компетентности подростков «Дом моего Я»
 Грибоедова Оксана Ивановна
Тульская область

 Именно в подростковом возрасте аутопсихологическая компетентность становится важным личностным ресурсом развития и обеспечивает оптимальный самоконтроль, адекватное самопознание, уверенность в самоэффективности, актуализирует ориентацию на успех, способствует формированию устойчивости к стрессу, способности планировать и устанавливать приоритетность задач, способствует психологическому благополучию подростков.

Цель программы: развитие аутопсихологической компетентности подростков.

Задачи программы:
- способствовать осознанию подростками своих индивидуальных и личностных особенностей, возможностей и психических ресурсов

- создавать условия для развития мотивации подростков к самопознанию, саморазвитию, погружению во внутренний мир собственных переживаний, навыков ориентации в не
- обеспечить подростков средствами самопознания
- сформировать навыки самодиагностики
- обучать саморегуляции и самокоррекции психологического состояния.

Участники программы: подростки в возрасте 13-15 лет, учащиеся среднего звена общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, центров дополнительного образования, оздоровительных лагерей.

Противопоказания по программе: интеллектуальные нарушения, наличие психиатрического диагноза, не позволяющего заниматься в группе.

      
Лауреат
 в номинации "Развивающие психолого-педагогические программы"

Психолого-педагогическая программа для несовершеннолетних, прошедших судебно-психологическую экспертизу в рамках гражданского судопроизводства по определению места жительства и порядка общения с отдельно проживающим родителем «Давай поговорим»

Захаров Александр Степанович, Сюрин Сергей Николаевич, Макарова Наталья Ильинична
Московская область  

Цели программы:
- организация профилактической работы по преодолению десоциализирующих влияний у несовершеннолетних после процедуры судебно-психологической экспертизы и в результате изменения иерархии семейных взаимоотношений в семьях, где родители несовершеннолетнего проживают раздельно
- развитие стрессоустойчивости, формирования навыков жизнестойкости и конструктивного самоутверждения у детей в семьях с измененной стилистикой внутрисемейных взаимоотношений.

Задачи:

- формирование у несовершеннолетних, прошедших судебно-психологическую экспертизу позитивного образа «Я»
- обучение навыкам эффективного общения, критического мышления, принятия ответственных решений
- выработка адекватной самооценки
- развитие и обучение у несовершеннолетних навыков саморегуляции и самоконтроля своего эмоционального состояния
- формирование адекватного восприятия себя и других в конфликтных ситуациях
- создание устойчивой оптимистической установки на преодоление стресса, позитивного психологического настроя на дальнейшую деятельность и развитие способности к позитивному целеполаганию
- обеспечение несовершеннолетних необходимой информацией для формирования стратегий поведения, позволяющих конструктивно самоутверждаться, обучение навыкам совладающих стратегий.   

 
Лауреат в номинации "Профилактические психолого-педагогические программы"

Программа лекционно-практических занятий «Она»,  направленных на формирование ролевой идентичности у девочек подросткового возраста

Каменских Регина Геннадьевна
Кемеровская область

Целью программы является развитие ролевой идентичности у девочек подросткового возраста.

Задачи:
- способствовать формированию положительного образа Я

- обогатить представления о полоролевом поведении и функциях женщины в обществе
- развивать умения оценивать себя, свое ролевое поведение со стороны, с точки зрения других людей
- научить осознавать и экологично выражать собственные чувства
- содействовать развитию ролевой эмпатии
- активизировать процесс стремления девушек-подростков к самопознанию
- воспитывать ответственность за принятие решений, личный выбор, действия и поступки.

Особенностью данной программы является то, что  через развитие ролевой идентичности у девочек подросткового возраста достигается формирование социально-осознанного поведения.    

1 место в номинации "Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы"

Авторская психолого-педагогическая программа «Круг сообщества»
 Коновалов Антон Юрьевич, Путинцева Наталья Владимировна
г. Москва

Программа адресована детям подросткового возраста, находящимся в конфликте, совершившим правонарушение, а также детям «группы риска» (состоящим на ВШУ ОО и учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав). Она направлена на конструктивное урегулирование последствий школьных конфликтов, в том числе нарушений дисциплины и правонарушений, групповых конфликтов. Программа основывается на концепции восстановительного правосудия, ориентированного на примирение и принятие ответственности, недопущение повторения подобного и т.д. Это укрепляет взаимоотношения учеников, их родителей и педагогов в школе, что улучшает психологический климат, взаимное уважение и доверие и положительно влияет на образовательный процесс.

Участники программы - учащиеся общеобразовательных школ в возрасте 11-16 лет, находящиеся в конфликте, или совершившие нарушение порядка/правонарушения с причинением вреда или обиды. Также по согласованию с участниками и ведущим допускается участие следующих лиц: классные руководители, друзья, одноклассники, родители и другие, значимые для этих учащихся люди.     

Лауреат в номинации "Профилактические психолого-педагогические программы"

Развивающая психолого–педагогическая программа «Формирование конструктивного самоутверждения воспитанников социально – реабилитационных центров»
 Коржова Елена Владимировна, Рыбка Светлана Владимировна
Новосибирская область 

Идея данной программы заключается в самоисследовании, самопрезентации и самосознании воспитанников для предупреждения психоэмоциональных нарушений и коррекции деструктивного самоутверждения на основе изменений личностных характеристик и привычного поведения.

Цель программы: Формирования конструктивного самоутверждения у воспитанников социально–реабилитационных центров.

Задачи:
- сформировать конструктивное самоутверждение, навыки самопознания у воспитанников Центра
- способствовать повышению внутреннего потенциала несовершеннолетних через осознание эгоиндентификации, развитие адекватной самооценки, ценностного отношение к себе и другим
- обучить воспитанников эффективным техниками саморегуляции, рефлексии
- стимулировать у несовершеннолетних эффективную коммуникацию, волевую регуляцию
- способствовать развитию ценностно–смысловой сферы, навыков целеполагания у воспитанников Центра.

Целевая группа:
- несовершеннолетние в возрасте от 10—18 лет, находящиеся на реабилитации в Центре
- родители, законные представители и ближайшее окружение несовершеннолетних, проходящих реабилитацию в Центре.               

Лауреат  в номинации "Развивающие психолого-педагогические программы"

Антирисковая программа «Мир вокруг меня» 
 Лилейкина Оксана Васильевна
Московская область

Данная программа «Мир вокруг меня» разработана в рамках системы профилактики наркотической, алкогольной, табачной и иных зависимостей, пропаганды здорового образа жизни обучающихся 7-11 классов (включая детей «группы риска».) и представляет собой комплекс психолого-педагогических и социальных мероприятий, направленных на развитие жизненных ценностей, формирование у обучающихся положительных личностных установок на здоровый образ жизни и формирование навыков социальной адаптации, необходимых им в повседневной жизни.

Цель: формирование позитивных жизненных ценностей и развитие у обучающихся, участвующих в проекте, личностных и поведенческих характеристик, снижающих риск формирования разного рода зависимостей.

Задачи:
- формирование у обучающихся жизненных навыков, стресс-преодолевающего поведения, системы ценностей, ориентированных на ведение здорового образа жизни, негативного отношения к различным видам зависимости через расширение теоретических и практических знаний об организации своего досуга через творческую деятельность и вовлечение детей в общественно полезную и социально значимую среду
- развитие умения детей правильно оценивать свои и чужие действия, осознавать и адекватно выражать свои мысли и чувства; формирование навыков взаимодействия с людьми
- реализация мероприятий, направленных на определение рисков формирования различного рода зависимостей
- оказание психологической помощи и поддержки всем участникам образовательного процесса, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания
- просветительская работа с родителями школьников и педагогов по вопросам профилактики зависимого поведения у детей
- разработка алгоритма взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа факультативного курса «Психология» для 10 классов
 Кутковая Марина Александровна
Нижегородская область 

Основная цель программы - формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры обучающихся.

Дополнительные цели программы: создание условий для познания себя, для успешного личностного и профессионального самоопределения, осознанного выбора будущей профессии; создание условий для развития способностей, коммуникативной компетентности обучающихся.

Задачи программы:
- ввести учащихся в круг понятий и проблем современной психологической науки, дать объем первоначальных психологических знаний
- развивать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты
- способствовать принятию ценностей здорового и безопасного образа жизни; бережно, ответственно относиться к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей
- развивать навыки самостоятельной работы, умение самостоятельно определять цели деятельности, составлять и реализовывать планы деятельности.    

Лауреат в номинации "Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы"

Программа по формированию у детей младшего школьного возраста позитивной "Я-концепции" и эмоционально-позитивного, структурированного образа будущего "Волшебство каждого дня"
 Сакулина Марина Федоровна
Ярославская область 

Дети младшего школьного возраста еще мало осознают свои переживания, не всегда способны понять их причины. На трудности младший школьник чаще всего отвечает гневом, страхами, обидой. И, как следствие, - закрепляется образ бесперспективного будущего.

Программа «Волшебство каждого дня» была создана с целью:
- развития эмоционального и социального интеллекта детей младшего школьного возраста, коммуникативных навыков
- помощи в формировании адекватной «Я-концепции» и структурированного, эмоционально-позитивного образа будущего у детей младшего школьного возраста как элемента профилактики аддиктивного поведения, в том числе и гаджетзависимости.

Работа по данной программе способствует созданию оптимальных условий для:
- изменения ценностного отношения ребёнка к себе и своей жизни
- формирования его личностной ответственности за своё поведение
- поддержки (восстановления) личностного и социального статуса обучающегося
- а также стимулирования продуктивных моделей поведения.     

3 место в номинации "Профилактические психолого-педагогические программы"

Профилактическая психолого-педагогическая программа «Все в твоих руках!»
 Серякина Анна Викторовна, Павленко Венера Равиловна
Саратовская область    

Программа адресована специалистам, проводящим занятия с подростками по профилактике рискованного поведения, формирования ценностного отношения к жизни и здоровью.

Цель программы: профилактика рискованного поведения в молодёжной среде; формирование ценностного отношения подростков к своему здоровью и здоровью окружающих, формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:- формирование понимания у подростков ценностного отношения к своему здоровью, к семье, дружбе, ценности человеческой жизни
- развитие умения противостоять чужому влиянию
- развитие умения распознавать манипулятивные приемы, провоцирующие опасное поведение
- обучение подростков критическому анализу жизненных ситуаций
- формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды
- создание условий для формирования нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственному выбору
- актуализация представлений родителей о возрастных особенностях подросткового возраста, о конструктивном взаимодействии, сохранению здоровых отношений в семье.

Целевая аудитория: программа ориентирована на работу с подростками 15-17 лет и их родителями/законными представителями.      

 Лауреат в номинации "Профилактические психолого-педагогические программы"

Психолого-педагогическое сопровождение профилактики употребления психоактивных веществ среди студентов организаций высшего и среднего профессионального образования Республики Мордовия
 Фомина Ирина Михайловна
республика Мордовия 

Цели:
развитие системного психолого-педагогического сопровождения профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди подростков и молодежи в регионе
- развитие психологической компетентности относительно проблеме созависимости и пути её преодоления.

Задачи:
- формирование здорового жизненного стиля, стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими и другими психоактивными веществами
- формирование самопринятия, позитивного отношения к себе
- формирования умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя
- формирование навыков эмпатии, толерантности в принятии решений.

Участники программы: подростки старшего возраста (15-17 лет) и молодёжь до 23 лет, обучающиеся организаций высшего и среднего профессионального образования.

Психолого-педагогическое сопровождение способствует:
- выявлению ряда актуальных проблем (ранняя алкоголизация среди подростков, употребление курительных смесей, психоактивных веществ, половая распущенность, демонстративный суицид, жестокое обращение в семье), которые требуют  своевременного решения
- позволяет использовать медико-психологическую помощь специалистов различных социальных практик, занимающихся профилактикой злоупотребления психоактивных веществ, профилактикой СПИДА и путями её преодоления.

Развитие психологической компетентности относительно названных проблем, психологическая поддержка, консультации родителям студентов способствуют пропаганде здорового образа жизни, формированию негативного отношения к употреблению ПАВ в среде сверстников.         

 2 место в номинации "Профилактические психолого-педагогические программы"

Профилактика девиантных форм поведения несовершеннолетних

 Шауберт Светлана Евгеньевна
Свердловская область

  Программа профилактики дезадаптивных форм поведения предназначена для детей и подростков в возрасте от 12 до 18 лет склонных к дезадаптивным формам поведения (низкий уровень самооценки, низкий уровень развития коммуникативных навыков, волевой саморегуляции и др.). Цель: Создание условий для развития и гармонизации личности несовершеннолетнего с дезадаптивными формами поведения.

Проведение работы по развитию личности ребенка предполагает достижение изменений в четырех основных сферах:
- в когнитивной сфере (сфера интеллектуального осознания): коррекция высших психических функций; развитие навыков саморефлексии;

- в эмоционально-личностной сфере: стабилизация психоэмоционального состояния (обучение навыкам вербализации своих чувств, преодоления негативных эмоциональных состояний), обучение навыкам саморегуляции, изменение стереотипов эмоционального реагирования; формирование позитивного самовосприятия и самоотношения; формирование идентичности, расширение сферы самосознания; актуализация личностных ресурсов, развитие творческого самовыражения;

- в поведенческой сфере: формирование навыков совладающего и ассертивного поведения; формирование эффективных стратегий преодоления трудностей;

- в коммуникативной сфере: освоение методов решения конфликтов; развитие коммуникативных навыков

 Лауреат в номинации "Профилактические психолого-педагогические программы"


Программы – лауреаты всероссийского конкурса программ 2019 года

Профилактическая психолого-педагогическая программа «Я выбираю жизнь в гармонии с собой» (профилактика раннего употребления подростками ПАВ)

Байдакова Елена Георгиевна
Ростовская область

Данная программа предполагает комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 12-14 лет по профилактике вредных привычек и сохранения здоровья и поэтапное  формирование у подростков установки на здоровье как главную ценность.

Программа представляет собой синтез современных подходов к профилактике употребления ПАВ:
- подход, основанный на эмоциональном обучении (повышение самооценки, развитие навыков принятия решений, формирование способностей справляться со стрессом)
- подход, основанный на формирование навыков личностного поведения и межличностного общения
- подход, основанный на роли социальных факторов. Формирование навыков устойчивости к социальному давлению, негативному воздействию средств массовой информации
- подход, основанный на распространении информации о факторах влияния ПАВ на организм, поведение молодого человека.           

Лауреат в номинации "Профилактические психолого-педагогические программы"

 Профилактическая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся первого курса в период адаптации к обучению в ПОО «Первокурсник!»

Михеева Ирина Валентиновна, Сыренкова Юлия Александровна, Ханина Елена Николаевна
Томская область

Профилактическая программа предназначена для обучающихся 15 – 18 лет. Программа может быть использована для психолого-педагогического сопровождения обучающихся первого курса ПОО.

Цель программы: создание условий для успешной адаптации, гармоничного развития личности обучающихся первого курса, мотивации на успешное освоение основных и профессиональных компетенций.

Задачи:- содействие в создании оптимальных психологических условий включения первокурсников в процесс обучения в колледже, выявление «группы риска»
- оказание психолого-педагогической и методической помощи кураторам и преподавателям в работе с группой первокурсников
- психологическая помощь обучающимся первого курса в процессе адаптации к условиям обучения в колледже, развитие навыков работы в команде, принятие решений, ответственности
- проведение занятий, тренингов способствующих развитию групповой сплоченности, созданию благоприятного психологического климата в коллективе.              

3 место в номинации "Технологии психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса"

Технология обследования несовершеннолетних с нарушениями поведения на ПМПК и определение условий организации индивидуальной профилактической работы

Пестова Ирина Васильевна, Гурьянова Нина Александровна, Сергеева Мария Сергеевна, Рогожкина Людмила Николаевна
Свердловская область

 ПМПК обследует две категории детей и подростков с нарушениями поведения: несовершеннолетних с девиантным поведением (не связанным с совершением правонарушений) и несовершеннолетних с делинквентным поведением (т.е. находящихся в конфликте с законом).

В данной разработке представлен алгоритм проведения углубленного экспертно-диагностического обследования на ПМПК несовершеннолетних с нарушениями поведения.

Пошаговый алгоритм организации и проведения углубленного экспертно-диагностического обследования:- анализ документов и запроса, формулирование гипотезы, отбор методик
- традиционное обследование уровня интеллектуального развития, особенностей эмоционально-волевой и коммуникативной сферы несовершеннолетнего
- углубленное экспертно-диагностического обследование с целью выявления факторов предрасположенности к девиантным формам поведения (личностных и характерологических особенностей, социальной ситуации, семейного анамнеза и их влияния на особенности развития и адаптации несовершеннолетнего)
- коллегиальное обсуждение результатов дополнительного углубленного психологического и социально-педагогического обследования специалистами ПМПК и подготовка заключения с определением образовательной программы, рекомендациями о создании специальных условий для получения образования и организации индивидуальной профилактической работы.              

2 место в номинации "Технологии психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса"

Программа психолого-педагогической профилактики девиантного поведения детей и подростков «Путь к себе»

Шагивалиева Гульнара Камиловна
Республика Татарстан 

 Целевая  аудитория  социально и педагогически запущенные дети, подростки с девиантным поведением и непсихотическими видами дезадаптационных реакций, а также работающие с ними педагоги школы (учителя-предметники, классные руководители, организаторы внеклассного досуга).

Цель работы с педагогами - овладение ими конкретными психологическими навыками общения с подростками, имеющими девиантное поведение, среди которых встречаются:

- подростки с выраженными агрессивными тенденциями; систематически злоупотребляющие алкогольными напитками и другими ПАВ; неоднократно совершавшие уходы из дома; подростки с выраженными невротическими реакциями, в частности с раздражительностью (это подростки с непсихотическими видами дезадаптационных реакций - по В.Ф.Матвееву и А.В.Лебедеву);

- педагогически запущенные дети – это дети, не соблюдающие требований школьного коллектива и педагогов (прогулы, сквернословие, нарушения дисциплины);

- социально запущенные дети – это дети с низкой способностью к саморегуляции своего поведения с учётом требований морали и права; входящие в неформальные подростковые группы с асоциальной и криминогенной направленностью;

- девиантные подростки – это подростки-правонарушители с конфликтной и гармоничной мотивационной структурой (в конфликтную группу входят правонарушители с положительным эмоциональным отношением к преступности, но оценивающие её отрицательно; в гармоничную группу входят правонарушители, у которых и эмоциональное отношение к преступности и её оценка положительны);

- подростки, которые уже имели неоднократный опыт употребления алкоголя, других психоактивных веществ, но не носящего систематический характер, а также находящиеся в неблагоприятных семейных и социальных условиях.   

2 место в номинации "Профилактические психолого-педагогические программы"

Профилактическая программа психолого-педагогического сопровождения учащихся на этапе перехода в среднее звено «Большая перемена»

 Шевченко Ольга Юрьевна
Кемеровская область

Программа «Большая перемена» направлена на профилактику социально-психологической дезадаптации учащихся при переходе в среднее звено, которая может касаться:
- учебной адаптации (хронические трудности в усвоении учебной программы, неуспеваемость)
- социально-психологической адаптации (трудности в усвоении школьных норм и правил, конфликты с учителями и сверстниками, нарушения дисциплины, девиантное поведение)
- психоэмоциональной адаптации (эмоциональный дискомфорт, тревожность, стресс)
- сомато-физиологической адаптации (нарушения соматического здоровья, обострение хронических заболеваний, отставание в физическом развитии).

Проявления на одном из уровней системы адаптации могут быть следствием нарушений на другом, например: болезнь из-за острого конфликта в классе, отставание в учебе из-за хронического соматического заболевания.

Задачи профилактики дезадаптации:
- содействовать формированию позитивной устойчивой самооценки и развитию учебной мотивации у учащихся 5 класса группы риска школьной дезадаптации
- развивать коммуникативные навыки учащихся 5 классов
- формировать у родителей систему представлений об особенностях младшего подросткового возраста и индивидуально-психологических особенностях пятиклассников
- развивать систему представлений педагогов о рисках дезадаптации пятиклассников и способах работы с конкретными проблемами школьников.            

Лауреат в номинации Профилактические психолого-педагогические программы