Центр профессиональной ориентации
и психологической поддержки
«
Для нас важно быть думающими, творческими, ответственными, умеющими достигать результата и радоваться успехам...
»

Материалы по реализации деятельности пилотной региональной площадки по внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на территории Ярославской области

Материалы по результатам апробации внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на территории Ярославской области (Ансимова Н.П., И.В. Кузнецова и др. «Внедрение профессионального стандарта педагога-психолога: спираль развития» // статья в ж.  «Вестник практической психологии образования», 2019.№ 1. С 56-63) 

Статья посвящена проблеме внедрения профессионального стандарта педагога-психолога в практику работы психологической службы системы образования Ярославской области. Цель статьи – сравнительный анализ положений Стандарта и положений методических рекомендаций «Содержание деятельности педагога-психолога», разработанных специалистами Ярославской области и являющихся ключевыми в организации деятельности педагога-психолога на ее территории. В статье дано краткое описание содержания деятельности педагога-психолога образования: основные направления деятельности и виды работ. Охарактеризован контингент, с которым работает психолог. Указана специфика деятельности в зависимости от возрастной категории обучающихся. Представлены результаты анализа содержания Стандарта и его соотношения с предлагаемым содержанием деятельности психологической службы образования Ярославской области. Материалы статьи могут быть использованы представителями психологических служб образования любого уровня, руководителями образовательных организаций, студентами и преподавателями вузов. Основной вывод статьи: реализуемая на территории Ярославской области деятельность психологической службы по отношению к трудовым функциям профессионального стандарта является исчерпывающей, в то же время сам Стандарт требует доработки.

 

Инструмент самооценки соответствия компетенций педагога-психолога содержанию трудовых функций профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», разработанный и апробированный специалистами ГУ ЯО ЦПОиПП «Ресурс». 

Предлагается Инструмент самооценки соответствия компетенций педагога-психолога содержанию трудовых функций профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Деятельность по внедрению профессионального стандарта связана с повышением компетентности специалистов. Для реализации этой задачи необходимо понимать актуальное состояние развития компетенций, насколько они сформированы, каковы дефициты и трудности. Инструмент самооценки позволяет получить профиль, характеризующий степень владения действиями, умениями и знаниями для каждой обобщённой трудовой функции (А и В). Полученная информация может быть использована для формирования предложений по повышению квалификации педагога-психолога. 

Инструмент самооценки (скачать)

Инструкция по заполнению файла «Инструмент самооценки»

Файл «Инструмент самооценки» содержит 3 матрицы (лист А, лист В и лист «Дополнения»)
На листе А перечислены трудовые функции А1, А2, А3, А4, А5, А6, А7 в рамках обобщенной трудовой функции А «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ».
На листе В перечислены трудовые функции В1, В2, В3, В4, В5 в рамках обобщенной трудовой функции В «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления».
В каждой трудовой функции выделен перечень трудовых действий, необходимых умений, необходимых знаний.

Отметьте «1» в желтых ячейках:
- только те действия, про которые вы можете сказать «Я делаю»,
- только те умения, про которые вы можете сказать «Я умею»,
- только те знания, про которые вы можете сказать «Я знаю».

На листе «Дополнения» вы можете дописать в ячейках, соответствующих каждой трудовой функции, те трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания, которые не указаны в профессиональном стандарте, но про которые вы можете сказать: «Я делаю», «Я умею» и «Я знаю».

Вывод:
Результат проведенной самооценки представлен в виде графика, который позволяет оценить уровень владения действиями, умениями и знаниями для каждой обобщённой трудовой функции (А и В). Полученная информация может быть использована для формирования предложений по повышению квалификации.