Центр профессиональной ориентации
и психологической поддержки
«
Для нас важно быть думающими, творческими, ответственными, умеющими достигать результата и радоваться успехам...
»

Подготовка педагогов-психологов в системе высшего образования в рамках профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

Ансимова Н.П., доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» (ЯГПУ), Ярославль, Россия

 

В настоящее время подготовка педагогов-психологов в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского осуществляется в рамках психолого-педагогического направления, включающего три профиля – «Психология развития и воспитания личности», «Психология образования» и «Социальная педагогика и психология».

В основу подготовки положены не только образовательные, но и  профессиональные стандарты. В образовательных стандартах прописаны компетенции, необходимые для освоения профессии, в профессиональных  прописаны основные трудовые функции, необходимые для эффективной реализации профессиональной деятельности.

Одним из основных профстандартов, используемых при подготовке бакалавров, является профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 августа 2015 г., регистрационный № 38575).

Сущность подготовки бакалавров по указанным  профилям заключается в углубленном изучении студентами специфики психологической работы со всеми участниками образовательного процесса с целью оказания им грамотной и своевременной психологической поддержки, помощи на кризисных этапах возрастного развития. Студенты изучают особенности психического развития человека от рождения до старости, овладевают стратегиями, методами и методиками исследования и стимулирования процесса развития, способами обеспечения эффективности образовательного процесса, стратегиями и методами работы со всеми участниками образовательного процесса.

В качестве основных образовательных результатов выступают сформированные универсальные и общепрофессиональные компетенции, являющиеся общими для всего направления образования, а также  профессиональные компетенции, которые как раз и основываются на требованиях профессионального стандарта.

В соответствии с примерной основной образовательной программой

по направлению подготовки (специальности) 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», уровень высшего образования (Бакалавриат)

выделяются такие типы задач профессиональной деятельности выпускников как: педагогический, проектный, методический, организационно-управленческий, культурно-просветительский, сопровождения. При этом именно деятельность сопровождения основывается на учете профстандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования).

Напомним, что образовательный стандарт предполагает формирование обязательных и профильных профессиональных компететнций. Обязательными профессиональными компетенциями, учитывающими специфику профессиональных задач педагога-психолога,  являются следующие:

- ПК-3  (способен планировать, организовывать и участвовать в диагностических мероприятиях, просвещении и консультировании при осуществлении психологического сопровождения, психологической и педагогической поддержки обучающихся, в том числе одаренных детей и детей с ОВЗ)

- ПК-4  (способен осуществлять планирование и организацию психолого-педагогического и методического сопровождения образовательного процесса в рамках реализации основных и дополнительных образовательных программ).

Формирование указанных компетенций позволит выпускникам ВУЗа реализовать такие трудовые функции профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», как:

- психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ (A/01.7),

- психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций (A/02.7),

- психологическое консультирование субъектов образовательного процесса (A/03.7),

- коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации (А/04.7),

- психологическая диагностика детей и обучающихся (А/05.7).

Овладение остальными трудовыми функциями  (всего в указанном профессиональном стандарте 12 функций) осуществляется  в ходе формирования профильных профессиональных компетенций.

В качестве примера приведем компетенции для профиля «Развитие и воспитание личности»:

- ППК-1 (способен содействовать повышению психологической компетенции участников образовательного процесса),

- ППК-2 (способен участвовать в планировании и проведении коррекционно-развивающей работы с участниками образовательного процесса),

- ППК-3 (способен планировать и проводить консультации с участниками образовательного процесса по личным и профессиональным проблемам).

Формирование этих компетенций предполагает, что выпускник будет способен реализовывать не только обобщенную трудовую функцию A профессионального стандарта (психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ), но и обобщенную трудовую функцию В  (оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления).