Центр профессиональной ориентации
и психологической поддержки
«
Для нас важно быть думающими, творческими, ответственными, умеющими достигать результата и радоваться успехам...
»

Духовно-нравственная сфера

 

Материалы раздела подготовила:
Ольга Кащеева, ведущий специалист, Центра профессиональной ориентации и

психологической поддержки «Ресурс»

 

В данном разделе затрагиваются вопросы и проблемы духовно-нравственного развития детей и подростков.

Основными показателями уровня духовно-нравственного развития являются:

- морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем и оценке своих поступков);
- ориентация на семейные ценности (понимание того, что семья – это единое целое; где все несут ответственность друг за друга, помогают и поддерживают друг друга, имеют общие интересы);
- гражданская идентичность (осознание и принятие своей принадлежности к сообществу граждан России: знание о принадлежности к данной социальной общности, положительное отношение к этому, гражданская активность).

Известно, что ребенок не рождается на свет нравственным, он постепенно становится таким в процессе целенаправленного воспитания, в который вовлечена семья и всё окружающее ребёнка культурное пространство.

 

С чего начинается духовно-нравственное развитие ребенка?

Семья – самое важное и незаменимое звено в общей системе развития личности. Ее влияние на ребенка начинается с самого раннего детства, когда он наиболее восприимчив; именно в семье закладывается  нравственный фундамент его личности: усвоение простых норм нравственности (доброжелательности, правдивости, отзывчивости), эмоционально-ценностных представлений, формирование нравственных чувств.

В семье у ребенка складываются первые представления о хорошем и дурном, прекрасном и безобразном, добром и злом. Специфический для семьи интимный характер межличностного общения способствует формированию комплекса нравственных чувств и переживаний.

Именно в семье ребенок приобретает навыки общения с близкими людьми, получает уроки любви к старшим, сочувствия, взаимопонимания, иными словами, проходит школу непосредственного практического гуманизма во взаимоотношениях с людьми.  И если на ранних этапах становления семья что-то не додала в этом плане, несформированность нравственных ценностей и нравственных чувств может сказываться на протяжении всей последующей жизни, выражаясь в неспособности к глубоким чувствам дружбы, любви, сострадания.


Как происходит духовно-нравственное развитие в дошкольном возрасте?

 В дошкольном возрасте происходит становление нравственной сферы личности. Уровень развития и отклонения в нравственной сфере ребенка-дошкольника связан с уровнем нравственности ближайшего окружения, прежде всего, семьи.

Развитие нравственного сознания дошкольников происходит в направлении: уточнения нравственных представлений о хорошем и плохом поведении; осознания последствий нарушения нравственных норм и правил. В процессе освоения разнообразных социальных норм и ролей в игровых, реальных отношениях и моральных переживаниях, связанных с ними, формируются высшие нравственные чувства и, прежде всего, чувство долга. Чувство долга формируется и проявляется сначала в семье (отношение к родителям, братьям, сёстрам, бабушкам и дедушкам), затем распространяется на других взрослых и сверстников. К концу дошкольного возраста чувство долга по отношению к сверстникам начинает конкурировать с тем же чувством по отношению к взрослым.

В целом динамика и показатели общего уровня нравственного развития следующие.

В 4 года – поведение, основанное на непонимании или непринятии нравственных понятий, норм и правил, которые часто нарушаются ребёнком, при этом он не испытывает негативных переживаний.

В 5 лет – поведение, основанное на непонимании или непринятии нравственных понятий, норм и правил, которые выполняются ребёнком во избежание наказания.

В 6 лет – поведение, основанное на недостаточном понимании и принятии нравственных категорий, норм и правил, которые реализуются в поведении при наличии одобрения и контроля со стороны взрослых.

В 7 лет – поведение, основанное на понимании и принятии нравственных понятий, норм и правил в соответствии с принципом полезности при наличии отдельных случаев негативных переживаний их выполнения.

Таким образом, в дошкольном периоде уровень развития достигает ситуативного позитивного единства нравственного поведения и нравственных чувств.

Родителям дошкольников следует обратить внимание на следующие моменты:

- поддержание и совершенствование своей нравственной культуры;
- создание в семье благоприятного психологического микроклимата для формирования нравственных отношений;
- разъяснение детям основных нравственных норм и правил,
- контроль их выполнения,
- оказание детям эмоциональной поддержки при затруднениях.

Важно, чтобы родители помнили, что недостаточно развивать и воспитывать только гуманные представления, понятия, чувства детей. Необходима организация гуманного поведения ребенка, включение его в опыт социального общения людей, нужен «труд души» самих детей.

 

Как происходит духовно-нравственное развитие в младшем школьном возрасте?

В младшем школьном возрасте возрастает чувствительность к усвоению социальных норм и правил, что играет важную роль в том, чтобы заложить нравственную основу в развитие личности ребенка. В младшем школьном возрасте преобладает важная тенденция «отвечать ожиданиям других». Ребенок старается вести себя правильно для того, чтобы окружающие вокруг думали о нем хорошо. Таким образом происходит формирование моральных чувств и морального сознания ребенка.

Младший школьник уже должен иметь адекватные представления о морально-этических и нравственных нормах, понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», считать это важным для себя, поступать в соответствии с этими нормами и ценностями.

Младший школьник, характеризующийся сформированными (для своего возраста) морально-этическими нормами и ценностями, понимает, что нельзя наносить другому не только физический, но и моральный вред  (издеваться, насмехаться, оскорблять, обижать и пр.); за каждый свой поступок он должен нести личную ответственность; он должен заботиться не только о себе, но учитывать интересы, желания, чувства других людей – сверстников, родных, других взрослых. Такой ребёнок старается не совершать поступков, унижающих чужое достоинство, стремится к справедливости в отношениях и действиях, старается быть честным с собой и другими. В случае нарушения этих принципов и правил он испытывает чувство вины или стыда и старается исправить положение (приносит извинения, старается сделать что-то хорошее человеку, которого обидел и т.д.). Он понимает, что человек – часть природы, поэтому нужно беречь природу, не ломать деревья, не портить мебель, не бросать мусор и пр.

Ребёнок с низким уровнем морально-этических качеств не придает значения нравственной стороне своих поступков, он заботится прежде всего о своих интересах, забывая об окружающих, не щадит чувства других людей, легко наносит обиду или оскорбление даже близким людям, не испытывает при этом ни чувства вины, ни стыда, ни даже беспокойства. Даже может переживать злорадство («так ему и надо»), злость («они виноваты, а меня ругают»), безразличие («а что я сделал?», «подумаешь, обиделись…»). Понятия «честность», «порядочность» не насыщены для него ни смыслом, ни переживаниями. Природа также не представляет для такого школьника ценности – он ломает деревья, кусты даже без особой необходимости, просто так, бросает мусор (обертки, жвачку, сломанные ручки и пр.).

Родителям младших школьников следует обратить внимание на следующие моменты:
- выработка навыков культурного поведения у ребёнка: вежливости, предупредительности, умения общаться, деликатности в словах и пр.;
- создание в семье атмосферы теплоты и любви, заботливого отношения друг к другу, сочувствия и взаимопомощи в трудных ситуациях;
- обсуждение в семье отрицательных привычек и поступков, ситуаций в школе, во дворе через призму моральных качеств;
- совместный просмотр и обсуждение фильмов по вопросам гражданско-патриотического воспитания, совместное чтение и обсуждение книг аналогичной тематики; объяснение их причастности к интересам и ценностям своего ближайшего общества, своего народа и своей страны – России;
- участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства (например, участие в уборке парков, изготовление скворечников, кормушек для птиц); чтение в кругу семьи детских экологических журналов («Свирель», «Юный натуралист», «В мире животных» и др.);
- совместные экскурсии и путешествия по родным для старшего поколения семьи местам; знакомство с историей семьи; создание семейного альбома «Поколения нашей семьи» и пр.

 

Как происходит духовно-нравственное развитие в подростковом возрасте

В подростковом возрасте перестраивается внутренний мир ребенка, мир его взаимоотношений с окружающими, перед ним встает целый ряд вопросов нравственного характера. Подросток принимает решение, руководствуясь своей совестью, убеждениями, представлениями о добре, зле, о нравственном и безнравственном, гуманном и антигуманном. И перед родителями стоит задача способствовать правильному принятию решения подростком, сознательному выбору поведения и деятельности на основе его собственных гуманистических убеждений.

Родителям подростков следует обратить внимание на следующие моменты:
- обоснованное раскрытие содержания понятия долга человека перед близкими и далекими людьми,
- формирование положительного эмоционального отношения подростка к своим обязанностям,
развитие психологической готовности подростка стать опорой, поддержкой для окружающих людей.

При воспитании подростка следует учесть его характерные возрастные особенности, опереться на них при формировании гуманных черт личности: подчеркивание взрослости, самостоятельности подростка в разговоре с ним, включение его в решение различных вопросов. Целесообразно обратить внимание на следующее:

  • Очень важно научить ребёнка видеть окружающий мир, людей, их отношения; научить сравнивать, анализировать, делать выводы. Беседуя с подростком о прочитанной статье или книге, о просмотренном фильме, задавать вопросы подростку: «Как ты думаешь, почему человек так поступил?», «А как бы ты повел себя в таком случае?» и др., сравнивать разные поступки, формы поведения, помогать ребенку понять их причину. Это приучает детей осмысливать увиденное, вырабатывает собственную позицию в оценке человечного и античеловечного, прекрасного и безобразного.
  • Главное – это установить в семье гуманный стиль во взаимоотношениях между старшими членами семьи и младшими, между взрослыми и между самими детьми (уважение и доверие друг к другу, умение уступить в пользу других, сочувствие, справедливость, глубокую заинтересованность и готовность помочь друг другу), т.к.  формирование представлений и понятий гуманности складывается из наблюдений ребёнка за окружающими людьми, прежде всего, из наблюдения за отношениями в семье, между родителями, между родственниками.
  • Для воспитания гуманной личности ребенка важно также эмоциональное отношение близких для него людей к событиям, которые происходят в стране, в регионе, в учреждении. Поэтому родителям следует очень ответственно относиться к оценкам происходящего, которые они дают в присутствии детей.
  • Положительное значение для личности подростка имеет общность эмоциональных переживаний детей и родителей по поводу проблем, случившихся в семье. Ребёнок приобретает ребенком нравственный опыт, развивается способность переживать за другого человека, в первую очередь, за свою семью. Богатые возможности эмоционального и нравственного воздействия на подростка содержат также праздники, традиции, связанные с радостными событиями в жизни семьи.
  • Подростковый возраст начинается с возникновения у ребенка стремления казаться взрослым и потребности, чтобы взрослость его признавали окружающие. Родители должны суметь убедить подростка, что основным средством утверждения своей взрослости, изменения своей позиции в системе отношений с родителями и сверстниками является самостоятельность, инициатива, ответственность за выполнение своих сыновних (дочерних) и гражданских обязанностей.
  • В семье важно уделять внимание формированию представлений  о защите фамильной чести, поддержании своим поведением доброй репутации семьи. Осознание своей личной ответственности за репутацию родителей среди окружающих являются сильнейшим средством развития нравственной саморегуляции, стремления к самосовершенствованию у подростков.
  • Задача родителей – наблюдать за детьми в разных ситуациях, умело направлять и изменять поведение ребят в системе человеческих отношений, приучать в любой жизненной ситуации приходить на помощь человеку, защищать его: это и бескорыстная помощь старшим людям, и дежурство у постели больной бабушки, и помощь по дому не только у себя, но и у товарища и т.д..

 

Как воспитать у ребенка чувство ответственности? И с какого возраста надо начинать?

Родители часто задаются вопросом, с какого возраста следует приступать к воспитанию у ребенка чувства ответственности. Известно, что у детей дошкольного возраста уровень самосознания еще не сформирован, он не может прогнозировать последствия своих поступков, какие из них одобрят, а за какие накажут. Ребенок постепенно входит в жизнь и знакомится с нормами и правилами взрослой жизни. С 2,5 до 3,5 лет - период в жизни ребенка, который называется "кризис трех лет", ребенок становится упрямым и неуправляемым, но, тем не менее, ему следует настойчиво и терпеливо объяснять, "что такое хорошо - а что такое плохо", спокойно реагировать на капризы, не спешить выполнять все требования. Помощником в данном случае может стать музыка из мультиков. Прослушивание и обсуждение музыки и песенок героев мультфильмов способны повлиять на Ваши отношения с ребенком.

Период жизни с 3,5 до 5 лет - наиболее благодатный для формирования основ ответственного поведения. Требования убирать игрушки, складывать одежду, выполнять простые домашние обязанности являются необходимыми для формирования ответственности за свои поступки, затем постепенно круг обязанностей следует расширять. Ребенок в этом возрасте уже может оценивать свои поступки и ответственность за них.

В возрасте 5 - 7 лет ребенок становится более ответственным, и зоны ответственности можно расширить. Зонами ответственности ребенка являются: ответственность за собственную безопасность и жизнь, за домашних любимцев и свои вещи и игрушки, за данное слово и свои решения, собственные успехи и неудачи.

Взрослые могут выступать в этот период в роли мудрых и терпеливых наставников, ведь чувство ответственности формируется вместе с взрослением. Именно в этом возрасте следует формировать такие качества, как инициативность, критичность к своим действиям, умение реагировать на критику других, анализировать свое поведение и его последствия.

Самые ответственные дети вырастают у авторитетных родителей, которые умело сочетают высокую степень контроля и поддержку самостоятельных решений ребёнка. В таких семьях обычно придерживаются четких правил поведения, которые родитель обсуждает с ребенком. При попустительском стиле воспитания поведение ребенка ничем не ограничивается, а если и ограничивается, то не уверенно и не постоянно, как результат - ребенок никого не слушается. Авторитарный стиль родительского воспитания заключается в полном жестком контроле над поведением детей, которые лишены инициативы и возможности принимать свои решения, до определенного возраста ребенок беспрекословно подчиняется, а затем начинает восставать против авторитаризма родителей.

Наилучшие результаты приносит личный пример, ребенок впитывает атмосферу родного дома, копирует поведение родителей. Действенный метод воспитания – это поощрение за хорошие поступки и порицание за плохие, но делать это следует постоянно, безнаказанность приводит к повторению плохих поступков. Поощрением может быть добрая улыбка матери, похвала в присутствии членов семьи, учет добрых дел фантиками или фишками, после подсчета которых, выполняется желание ребенка. Самый эффективный метод вложения в голову ребенка жизненного опыта – это играть с ним, читать полезные сказки, петь знакомые ребёнку песни из мультфильмов, где придуманные герои решают проблемы, которые есть у ребенка.

Нужно запомнить, что личность ребенка формируется постепенно, следует деликатно и настойчиво закладывать ребенку основы ответственного поведения, которое будет необходимо ему в дальнейшей жизни.

Для ответа использован материал статьи «Как воспитать у ребёнка чувство ответственности»,
опубликованной 04.02.2012  на сайте  © ВитаМарг – Жизненный путь 
http://www.vitamarg.com/deti/article/3007-kak-vospitat-u-rjebjenka-chuvstvo-otvjetstvjennosti

 

Добрый день! Моей дочери 11 лет. Последние года два она начала обманывать по всяким мелочам и не только. Вот пример, закончила школу с двумя "4", мне сказала, что с одной! И началось: то дневник учительница отобрала, то еще что-нибудь. Я и по-хорошему объясняла, и ругалась, и все без толку. Я боюсь, что, чем дальше, тем хуже будет. У нас с дочерью нормальные отношения. Мы обсуждаем как дела в школе, с друзьями. В одном мы никак не можем найти понимания – когда начинает обманывать. Я просто выхожу из себя, я не знаю, как донести до нее, что так делать нельзя! Подскажите, пожалуйста.

Ложь у детей в этом возрасте чаще всего обусловлена двумя причинами.

Первая заключается в следующем: ребенок делает для себя вывод, что потенциальный вред от вскрывшейся лжи будет меньше, чем вред от вскрывшейся правды. То есть ребенок уверен, что лучше он рискнет, что его обман вскроется, чем мама узнает правду. Почему дочери так страшно, что вы узнаете правду о ее оценках? Только вы можете ответить на этот вопрос. 

Вторая причина касается более глобального вопроса. Ребенок в этом возрасте иногда начинает врать, причем врать, вроде бы, без особых причин, когда ему не хватает личного пространства. Когда давление родителей слишком сильное, контроль жесткий, опека преувеличена, ребенок с помощью лжи пытается создать свой мир, свои тайны, куда нет входа никому, где он сам принимает решения и решает свои проблемы. Ваша дочь - младший подросток, в этом возрасте детям требуется значительное расширение самоконтроля, зоны самостоятельных решений, личной свободы - произошло ли такое изменение в вашем стиле воспитания и общении с ребенком? 

Для ответа использован материал  сайта
http://www.ya-roditel.ru/forum/forum5/topic1408/messages/

 

Сыну почти шесть лет, кроме него есть мальчики-двойняшки (два года). За эти два года старший сын сильно изменился, из послушного ребёнка превратился в неуправляемого. Я не могу с ним договориться, он постоянно ноет, «гундит», не хочет сам раздеваться-одеваться, по утрам бужу его очень долго, он просыпается и начинает психовать, сам одеваться не хочет. Прочитала много литературы, учу его нормально выражать чувства, быть вежливым, целую, обнимаю, внимательно слушаю – ничего не помогает. Как ежик. Посоветуйте, что попробовать еще, что почитать.

Поведение Вашего старшего сына вполне закономерно. Любой здоровый ребёнок при рождении второго ребёнка испытывает беспокойство, тем более – их сразу двое!

Нередко бывает так, что с рождением второго ребёнка в семье первенец испытывает целый спектр переживаний: ревность, гнев, жажду соперничества, чувство незазищённости, страх быть отвергнутым. Эти сильные эмоции могут найти отражение в изменении поведения и регрессии. Вероятно, Ваш старший сын ревнует и таким регрессивным поведением дает вам понять, что тоже хочет стать маленьким, как его братья, чтобы вновь и вновь получать ваше внимание. Ревность к младшим – это не «плохое» чувство, а вполне здоровая нормальная реакция ребёнка на появление сразу двух претендентов на родительское внимание. Не корите сына за ревность, внимательно слушайте его и будьте всегда готовы приласкать. И главное, на время исключите из обихода фразу: «Ты уже большой!», - применительно к отношениям с младшими братьями. Эти слова вызывают протест у старшего ребёнка. Ему тоже хочется быть маленьким, любимым.

Ребёнок не виноват в своей регрессии, и при правильном подходе такое поведение должно пройти. Правильный подход включает в себя: невозмутимое поведение и спокойный тон родителей, мудрый отказ от наказаний за нежелание делать то, что он уже давно умеет (одеваться-раздеваться), полный запрет на унижение ребёнка. Не ставьте детей в пример друг другу – между ними не должно быть соревнования.

Активное слушание – прекрасно, слова и жесты любви – тоже, а еще необходимо ему помочь принять свой новый статус старшего брата, незаменимого помощника мамы! Об этом ему необходимо говорить, но такие большие изменения занимают время. Постарайтесь выкраивать время для старшего сына (пусть 10-15 минут, но от души!), пока кто-то из старших членов семьи занимается с двойняшками. Не торопитесь! Будьте терпеливы и внимательны, и вы добьетесь успеха!

Для ответа использовались материалы сайта
http://www.moirebenok.ua и материалы из книги Розенблюм-Синчук М. Растим братьев и сестёр.
Книга для хорошей семьи. – СПб.: Речь, 2008. – 256 с.

Как преодолеть детскую ложь?

Все дети лгут, но всегда ли это должно огорчать и настораживать родителей? Ведь честность - одна из основных черт, которую родители в первую очередь стараются воспитать в детях. Отношение к детской лжи может быть различным: сначала мы не придаем ей значения, затем она нас огорчает. Но стоит запомнить, когда ребенок постоянно обманывает, то остановиться ему будет непросто. 

Ученые считают, что ложь дошкольников, которая преимущественно имеет вид фантазирования, является значительным достижением в психологическом развитии ребенка. Систематическая ложь младших школьников должна стать первым сигналом тревоги для родителей - у вашего ребенка проблемы. Как объяснить ребенку, что врать - это плохо и отучить его от такой привычки в будущем.

В мире взрослых мы пользуемся словом ложь для определения низкого морального поступка. Зато детская ложь классифицируется несколько по-другому. Здесь можно выделить ложь воображаемую и ложь ради достижения собственных целей.

Дошкольники не задумываются над тем, что говорить неправду может быть недостойным поступком. Их воображение настолько богато, что они часто не могут отличить истинное от вымышленного. Малышам нравится придумывать истории, которые якобы произошли с ними или с другими членами семьи, отождествлять себя с героями мультфильмов и компьютерных игр, выдумывать виртуальных друзей.

В таких ситуациях ложь-выдумка является значительным достижением в психологическом развитии ребенка - утверждают психологи. Фантазирование является признаком нормального развития речи и воображения ребенка. Вещание становится основой для формирования логического мышления ребенка, а воображение позволяет абстрагироваться от реальности и мысленно познавать неизвестное.

Сознание ребенка работает в двух направлениях - изучает действительность и создает иллюзию. Придумывая свой фантастический мир, ребенок делает попытку создать свою тайну, отгородиться от родителей, заявляет право на свою частную жизнь. Не нужно ругать ребенка за его бурное воображение. Наоборот, вы должны помочь ребенку сделать фантастический мир реальным. Поговорите с ребенком о его фантазиях, предложите нарисовать их. Таким образом, вы сможете духовно сблизиться с ребенком и лучше понять внутренний мир его фантазий.

Мнимая ложь имеет разное значение в сознании и поведении ребенка. Но когда дошкольникам выдумки совсем не вредят, наоборот, являются признаком развитого детского воображения, то такие выдумки после шести лет могут негативно сказаться на психологии ребенка, особенно, когда он сам не может отличить правду ото лжи. Когда же продолжает фантазировать школьник семи лет, стоит с ним провести серьезную беседу.

Ребенок рождается на свет с тягой к справедливости и добру. Но дальнейшая жизнь, к сожалению, вносит изменения в ее поведение. В своём стремлении быть самым хорошим, самым лучшим, соответствовать ожиданиям значимых для него людей ребёнок начинает прибегать ко лжи. Психологи выделяют следующие основные причины детской лжи:

Оправдать ожидания.
Часто дети попадают под давление надежд, которые на них возлагают родственники. Таким образом, родители сами побуждают ребенка ко лжи, предъявляя к нему завышенные требования. Ребенку хочется оправдать ожидания старших, поэтому он лжет о своих успехах. Родителям следует реально оценивать своего ребенка и выдвигать требования только в разумных пределах.

Обратить на себя внимание.
Ребенок может выдумывать ложные истории для того, чтобы на него обратили внимание, чтобы почувствовать себя нужным. В таком случае следует находить хотя бы полчаса каждый день только для малыша, а также всячески демонстрировать свою заинтересованность его жизнью.

Избежать наказания.
Ребенок врет, потому что боится, что его накажут. Именно родители своими карательными мерами воспитали в ребенке страх и нежелание признавать свою вину, говоря правду. Не стоит открыто спрашивать «Кто это сделал?", тем самым провоцируя ребенка на ложь. Лучше констатировать факт «Вижу, что ты сделал» и искать вместе пути устранения ущерба.

Избежать стрессовых ситуаций.
Ребенок обманывает, чтобы скрыть от посторонних семейные проблемы (неблагополучность семьи, родителей алкоголиков, отсутствие папы).

Попытка примирить родных.
Когда ребенок является свидетелем неоднократных ссор взрослых, то пытается самостоятельно помочь им помириться, придумывая ситуации, которых не было.

Страх неудачи.
Ребенку стыдно за свой поступок, он не хочет, чтобы об этом кто-то узнал, потому придумывает истории. Похожее происходит в школе, когда ребенок не знает ответа на какой-то вопрос и пытается выкрутиться.

Подражание.
Нередко лгать ребенок учится у взрослых, которые при нём говорят неправду другим или просят ребенка рассказывать кому-то неправду. Например: «Скажешь папе, что мы ходили гулять», «Когда придет тетя, скажи, что мамы нет».

Как узнать, что ребенок обманывает?

Обычно дети еще не настолько искусные актеры, чтобы умело замаскировать свою ложь. Поэтому обман можно проследить в поведении ребенка, ведь существует несколько общих признаков:

- Изменение выражения лица, появление неосознанных движений;
- Изменение темпа речи, снижение тона, заикания;
- Заговаривание, попытка сменить тему разговора;
- Промедление с ответом.

Практически все дети время от времени говорят неправду. Задача родителей заключается в том, чтобы удержать ребенка ото лжи, искоренить в нем эту вредную привычку. Обычно первой реакцией родителей на ложь ребенка является наказание, хотя оно не всегда дает желаемый результат - ребенок в следующий раз может лучше замаскировать свою ложь. Для того, чтобы бороться с ложью, нужно сначала выявить ее причины, а потом уже действовать. Попробуйте увидеть ситуацию глазами ребенка. Покажите, что вы готовы его простить.

Реагировать на ложь нужно в соответствии с возрастной категорией ребенка. Когда ребенку нет 6 лет, не реагируйте строго, можно даже отшутиться. Зато, когда речь идет о лжи школьника, то следует немедленно поговорить с ребенком о том, что стало причиной лжи и какие последствия он может иметь. Ваша задача дать ребенку понять, что врать – плохо, и что ложь всегда разоблачается.

Ваши действия на будущее.

1. На ложь реагируйте спокойно, избегайте избытка эмоций и физических наказаний.

2. Совместное решение проблемы: постарайтесь найти причину лжи, вместе придумайте другой выход из ситуации.

3. Хвалите ребенка, когда он говорит правду, особенно когда это требует от него определенных усилий и внутренней борьбы.

4. Помните о презумпции невиновности. Не делайте поспешных выводов, когда вина ребенка не установлена. Это может травмировать ребенка, и в дальнейшем он будет расценивать вас как несправедливое лицо.

5. Подавайте хороший пример. Ребенок очень чувствительный к другим людям, особенно, когда они учат его говорить правду, а сами иногда врут. Врать дети в основном учатся у взрослых.

Не стоит излишне огорчаться, когда поймали своего ребенка на лжи. Это его первое испытание взрослым миром. Попробуйте вместе с ним выяснить мотивы и факторы, повлекшие ложь. Объясните ему, что из этой ситуации можно было выйти не обманывая. Больше общайтесь с ребёнком, цените его, доверяйте ему, - и, возможно, постепенно ваш ребенок перестанет врать. Ведь лгать ребенок начинает из необходимости, когда ему не хватает вашей любви, понимания, внимания, заботы.

Хроническую привычку лгать у детей называют синдромом Мюнхгаузена. Но такие дети попадаются обычно редко - 2-3 человека на 10 тыс. человек.

Для ответа использовались материалы сайта
http://www.allwomens.ru

 

Что значит эстетическое воспитание? Когда следует начинать эстетическое  воспитание ребёнка? И как это делать?

Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле.
Воспитывает 
всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди.
Из них 
на первом месте - родители и педагоги.

А.С. Макаренко

Исследование психологов, социологов, педагогов показывает, что семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют их судьбу.

Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум дать им представление о "прекрасном", существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию. Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности. Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию "прекрасного". Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства.

Нельзя говорить об эстетическом воспитании без учёта возрастного развития человека. С раннего детства у ребёнка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Ребёнок приобщается к художественной деятельности. У него вырабатываются определённые отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, ребёнок учится видеть в них прекрасное и самостоятельно создавать его. Частью эстетического воспитания является художественное воспитание, осуществляемое средствами искусства.

Следует обратить внимание на следующие моменты:

Прививать ребенку хороший вкус и достойные манеры лучше с раннего детства – именно так приобретенные навыки станут фундаментом личности. Особое внимание стоит уделить обстановке – опрятный и красивый гардероб, яркие игрушки и личные вещи....

Разговоры о цветовых сочетаниях, видах и уместности одежды, принципах гармонии окажутся для малыша ориентиром при формировании собственных взглядов.

Подвижные игры, танцы и ритмичные движения под музыку помогут развить аудиальную чуткость и обогатят внутренний мир ребенка новыми эмоциями.

Прикладные занятия – лепка, оригами, конструирование мозаичных панно, работа с текстурной бумагой и фольгой – пробудят интерес к творчеству и самовыражению.

Совместное чтение книг и дальнейшее их обсуждение с родителями – увлекательный процесс для малыша. Литературные беседы дают возможность ребенку расширить словарный запас, постичь игру аллегорий и гипербол.

Такое времяпрепровождение можно чередовать с «художественными вечерами» - походами в музеи, театры и выставки. Но важно и соблюдать умеренность: "передозировка" прекрасным чревата обратным эффектом. 

Для ответа использовались материалы сайтов:
http://www.allwomens.ru  и  http://referat-kursovaya.repetitor.info/?essayId=24610