Центр профессиональной ориентации
и психологической поддержки
«
Для нас важно быть думающими, творческими, ответственными, умеющими достигать результата и радоваться успехам...
»

Вопросы родителей - ответы специалистов

Психологи центра «Ресурс» постарались дать ответы на наиболее распространенные вопросы родителей, связанные с профессиональным самоопределением ребенка:

1. Как правильно выбирать профессию и готовиться к профессиональной деятельности?

Для осуществления успешной профессиональной карьеры молодому человеку необходимо сделать следующие шаги:

  1. Проанализировать свои профессиональные интересы и склонности, соотнести их с возможными вариантами профессий.
  2. Узнать свои способности, соотнести их с возможными вариантами профессий.
  3. Выяснить, есть ли противопоказания к выбранным профессиям по состоянию здоровья или другим причинам.
  4. Познакомиться с содержанием работы, функциональными обязанностями работников предполагаемых профессий.
  5. Рассмотреть положительные стороны в работе по предполагаемым профессиям.
  6. Выявить отрицательные стороны в работе по предполагаемым профессиям.
  7. Выбрать профессиональное образовательное учреждение, в котором можно получить профессиональное образование по предполагаемым профессиям.
  8. Узнать условия поступления в эти профессиональные образовательные учреждения (ЕГЭ, экзамены, творческие испытания, собеседование и т.п.).
  9. Определить приоритеты в учебных предметах, направить силы на эти основные предметы.
  10. Дополнительно готовиться к поступлению в учебное заведение (если это необходимо, посещать подготовительные курсы или заниматься с репетитором).
  11. Выбрать основной и запасные варианты (запасных вариантов может быть несколько) профессионально-образовательного маршрута.
  12. Успешно сдать ЕГЭ.
  13. Успешно сдать дополнительные вступительные испытания в профессиональное образовательное учреждение, если таковые имеются.
  14. Во время обучения в профессиональном образовательном учреждении стремиться проходить производственную практику и знакомиться с условиями работы по будущей профессии.
  15. Закончить профессиональное образовательное учреждение.
  16. Получить рабочее место, где можно успешно использовать полученные в процессе образования компетенции.

2. Чем может помочь родитель своему ребенку при выборе профессии?

Родители сами когда-то выбирали профессию. Вне зависимости от того, считают ли они свой выбор удачным или нет, они могут поделиться своим опытом: рассказать, как это происходило, с какими трудностями они при этом сталкивались, как их преодолевали. Искренний разговор сблизит ребенка и родителя, создаст между ними доверительные отношения, поможет ребенку справиться с трудностями, предостережет от возможных ошибок.

Выбор профессии может стать первым значительным ответственным выбором, надолго определяющим будущую жизнь сегодняшнего старшеклассника. Это серьезное испытание, но, только преодолев его, молодой человек сможет почувствовать себя зрелым и счастливым. Поэтому важно, чтобы юноша или девушка имели возможность и время на самостоятельное обдумывание вопросов, связанных с выбором профессии и принятием решения. Предоставить такую возможность могут родители.

Родители знают своего ребенка, наблюдают его характер, интересы и привычки в течение многих лет. Поэтому они могут в доверительной беседе помочь ему точнее понимать свои интересы, особенности и возможности. Родители могут также рассказать своему сыну или дочери о его/ее сильных сторонах, достоинствах, посоветовать подходящие на их взгляд профессии или сферы деятельности, не настаивая на выборе одной из них.

Родители могут помочь ребенку учесть при выборе будущей профессии особенности состояния своего здоровья, возможные противопоказания, если такие имеются. Это особенно важно, если у юноши или девушки есть хронические заболевания, он/она состоят на медицинском учете, или выбранная профессия предъявляет высокие или особые требования к состоянию здоровья работника. В этих случаях, прежде чем принимать окончательное решение, необходимо посоветоваться с лечащим врачом.

Родитель может устроить экскурсию для ребенка на свое место работы и рассказать о своей профессии, а также помочь познакомиться с профессиями родственников и друзей. Еще лучше организовать для сына или дочери встречу с представителями тех профессий, которые ему интересны.

Будет полезным приобретение справочника профессиональных учебных заведений Ярославской области и обсуждение вместе со старшеклассником заинтересовавших его вариантов обучения.

Родители вместе со своими детьми могут посетить мероприятия профориентационной направленности, организуемые в г. Ярославле и области:

  • «Дни открытых дверей» в профессиональных учебных заведений;
  • «Дни начального и среднего профессионального образования»;
  • «Ярмарки учебных мест».

Информацию об их проведении можно узнать на нашем сайте и в Центре «Ресурс» по телефону 72-95-00, 72-74-48.

В любом случае у родителей больше чем у детей возможностей для получения и проверки самой разнообразной информации, больше жизненного опыта, поэтому они могут оказывать ребенку помощь и поддержку на всех этапах осуществления профессионального выбора.

При необходимости родители вместе со старшеклассником могут обратиться за помощью к специалистам в Центр «Ресурс».

3. Какие типичные ошибки делают родители при оказании помощи своим детям в выборе профессии?

Иногда выбор ребенка является неожиданным для родителя, не оправдывает его ожиданий. Родитель при этом может начать разговор с резкой критики принятого решения или даже оскорблений. Конечно, результат этой «беседы» легко предсказать. Она приведет к явному или скрытому конфликту с ребенком и будет подрывать взаимное доверие в семье. Для того чтобы этого не случилось, необходимо сначала постараться понять ребенка: выяснить мотивы его выбора, степень уверенности в принятом решении, обсудить с ним позитивные и негативные стороны выбора, необходимые усилия для его реализации. После этого, возможно, молодой человек сам захочет пересмотреть свое решение или, напротив, родитель убедится в его правильности.

Бывает, что родитель сам в силу каких-то обстоятельств не реализовал привлекательный для него профессиональный план. В таком случае ему будет сложно удержаться от соблазна и не навязать эту невоплощенную мечту собственному ребенку. При этом молодой человек лишается возможности делать свой выбор.

Оценка родителями различных профессий не всегда соответствует реальности: «хорошие», «престижные» и «гарантирующие обеспеченную жизнь» профессии на деле могут не оправдать ожиданий. Для того, чтобы иметь более полные и точные представления о профессиях, необходимо познакомиться с ними ближе (почитать литературу, поговорить с представителями профессии, обратиться за информацией в Центр «Ресурс»). Кроме того, следует помнить, что профессия не может быть одинаково «хорошей» для всех. Она будет действительно хорошей для выбирающего ее молодого человека, если будет соответствовать его интересам и особенностям.

Некоторые родители в качестве аргументов за выбор какой-то профессии говорят ребенку о полезности профессиональных знаний в быту. Например: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – готовить научишься!», «Плохая ли профессия воспитатель!? Будешь правильно своих детей воспитывать». Однако использование в повседневной жизни и даже в хобби каких-то умений и знаний может значительно отличаться от похожей профессиональной деятельности. Поэтому прежде чем принять решение, старшекласснику необходимо понять, готов ли он сделать определенное полезное и даже интересное занятие «делом своей жизни».

Самую большую ошибку совершают родители, если они совсем не разговаривают с ребенком о предстоящем профессиональном выборе.

4. Как сделать успешное поступление ребенка в профессиональное образовательное учреждение более вероятным?

Прежде всего, необходимо обеспечить должный уровень подготовки выпускника. Возможно, будут полезными дополнительные занятия по предметам, связанным с будущей профессией, посещение подготовительных курсов в выбранном учебном заведении.

Однако есть еще моменты, которые следует учесть. После того, как основной профессиональный вариант определен вашим ребенком, посоветуйте ему подумать о запасном варианте. В качестве запасного варианта может быть другая родственная специальность в данном учебном заведении; аналогичная специальность в другом учебном заведении; специальность в учебном заведении другого уровня (если выбран вуз, то запасным вариантом может быть техникум или колледж; если выбран техникум, то запасным вариантом может быть профессиональное училище или лицей). Такие действия повысят вероятность реализации профессиональных планов вашего сына или дочери.

5. Как помочь ребенку справиться с волнением перед ЕГЭ и вступительными испытаниями?

Прежде всего, нужно помнить, что волнение перед экзаменом не следует рассматривать только как отрицательное переживание, в нем есть и положительные, важные для ребенка стороны. Так, легкое волнение держит человека в напряжении, благодаря которому он мобилизуется, собирает все свои силы: мысленно идет повторение материала, его анализ и упорядочивание. А вот волнение, которое приводит к полуобморочному состоянию, напротив, может только все ухудшить и испортить. Чтобы ребенок не доводил себя до такого состояния, советуем родителям научить его снимать свое напряжение:

  • если ребенок человек энергичный, подвижный и общительный, пусть выпускает свою энергию в мышцы или слова: можно пробежаться, попрыгать, поболтать с кем-нибудь на отвлеченную тему. Смех дает отличную разрядку;
  • людям молчаливым, чувствительным, менее общительным лучше помогает отдых в полном покое и поддержка близких.

Родители могут также помочь ребенку своей верой в его силы, возможности и способности. Ведь даже если желанное поступление состоится не в этом году, ребенок не станет от этого менее любимым и ценным для своих родителей!

Для того чтобы помочь ребенку справиться с волнением, советуем также поменьше говорить о сложности и ответственности экзамена. Сосредоточьтесь на позитивных моментах подготовки к экзамену (возможности систематизировать знания, расширить свой кругозор, сделать понятными неясные вопросы и т.п.). Поощряйте у сына или дочери умение распределять время и усилия, способность управлять своими желаниями, проявлять волю и т.п.

В некоторых случаях родителям полезно просто не мешать и не пытаться активно руководить  процессом подготовки. Вовремя приготовленный ужин или совместная прогулка могут оказаться полезнее нравоучений.

Поскольку предлагаемая сегодня тестовая форма сдачи экзамена предъявляет повышенные требования к темпу работы выпускника, важно, чтобы ребенок позаботился о своем физическом состоянии: как следует отдохнул перед экзаменом, пошел на экзамен в удобной одежде, взял с собой питьевой воды (она помогает снять стресс).

В ходе подготовки к  экзаменам, которая объективно сопряжена с большими интеллектуальными и эмоциональными перегрузками, могут быть эффективно применены несложные техники аутогенной тренировки. Овладение ими принесет пользу не только самому выпускнику, но и его родителям. Использование техник аутогенной тренировки поможет снять напряжение и вернет состояние эмоционального комфорта. Можно посоветовать старшеклассникам занятия в тренинговой группе по подготовке к экзаменам на базе Центра «Ресурс». Эти занятия помогут создать положительную установку на экзамен, научат спокойно и достойно вести себя в ситуации вступительных испытаний.

6.  Как оказать ребенку поддержку при возможной неудаче?

Представим, что все экзаменационные трудности позади, документы или их копии поданы выпускником в ряд учебных заведений. Настал момент подведения итогов конкурсов, но молодой человек или девушка не нашли своей фамилии в списках зачисленных при «первой волне зачисления» в образовательное учреждение. Посоветуйте им не торопиться и не забирать сразу свои документы. В связи с тем, что многие абитуриенты подают документы сразу в несколько учебных заведений, часть поступивших претендентов может изменить свое решение обучаться именно здесь, а значит, места могут освободиться.

Даже если поступление в определенное учебное заведение в этом году не состоится, родителям важно не спешить обрушивать на голову ребенка поток своих сожалений, или, что еще хуже, обвинений. В таком случае необходимо попытаться вместе разобраться, в чем причина неудачи, где в подготовке было «слабое звено», как это можно изменить? Очень важно, чтобы молодой человек знал и был уверен в том, что неудача не умаляет его личных, человеческих достоинств, а процесс подготовки можно менять и совершенствовать, в конце концов, добиваясь желаемого результата.

Напомним, что результаты единого государственного экзамена будут действительны и в следующем году, но в случае неудовлетворенности ими молодой человек может экзамены пересдать.

А пока, наряду с поступлением в образовательное учреждение более низкого уровня профессионального образования, одним из возможных путей выхода из сложной ситуации остается устройство на работу. Поиск работы можно вести самостоятельно или обратиться за помощью к родственникам, знакомым, можно обратиться в городскую службу занятости населения. По закону о занятости безработными могут быть признаны граждане, достигшие 16-летнего возраста. Работа, которая будет предлагаться молодому человеку в этом случае, как правило, будет обслуживающего характера и низкой квалификации (то есть та, которая не требует специальной подготовки: уборщик, курьер, санитар, ученик швеи и др.). Но, как показывает практика, в реальной ситуации молодым людям, не имеющим никакой профессиональной подготовки, очень трудно устроиться на работу. Поэтому, возможно, лучшим вариантом для ребенка будет обучение на курсах, которые могут быть предложены службой занятости. Это один из вариантов профессиональной подготовки, позволяющий устроиться на рынке труда.