Центр профессиональной ориентации
и психологической поддержки
«
Для нас важно быть думающими, творческими, ответственными, умеющими достигать результата и радоваться успехам...
»

Познание

 

Материалы раздела подготовили:
Ольга Кащеева, ведущий специалист, Центра профессиональной ориентации и

психологической поддержки «Ресурс»;
Нина Ансимова, д.пс.н., профессор кафедры общей и социальной психологии
ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

При участии:
Марины Хахуновой, главного специалиста  Центра профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс»

 

Важнейшую роль в жизни человека играет познавательная сфера. Познавательные способности, интерес к обучению, творческая мотивация, познавательная активность, стремление к  саморазвитию и самообразованию обеспечивают не только успешность учебной деятельности, но и создают условия для дальнейшего развития, освоения профессиональной деятельности, профессионального и личностного роста.

Для того, чтобы помочь ребенку подготовиться к школе, выявить и развить сферу его индивидуальных предпочтений, склонность к познавательным занятиям и необходимые для этого качества, вы можете познакомиться с ответами специалистов на вопросы, которые задали родители, а также задать собственные вопросы.

 

Что такое мотивация к обучению и познанию и как она проявляется?

Любая деятельность, в том числе и учебная, зависит от того,  какими мотивами, стремлениями желаниями, интересами руководствуется человек, какие для него являются наиболее важными.

Самой эффективной для учебной деятельности является внутренняя (познавательная) мотивация, т.е. желание и стремление учиться, приобретать новые знания и умения. Она не только определяет  эффективность учения, но и позволяет достичь успешности с наименьшими затратами.

К окончанию начальной школы познавательная мотивация у детей проявляется в умении дифференцировать «любимые и нелюбимые предметы», и по отношению к тем предметам, которые не вызывают непосредственного интереса или связаны со сложностью понимания, им необходимо использовать волевые усилия для получения положительных отметок.

Мотивация к обучению и познанию может быть связана с выбором будущей профессиональной направленности («Я буду бухгалтером, поэтому математику учу»), и это приводит к избирательному отношению к различным учебным предметам.

Косвенным признаком наличия позитивной познавательной мотивации является  положительное отношение к чтению книг, просмотру и прослушиванию познавательных передач (телевидение, радио, Интернет-ресурсы), участию в интеллектуальных конкурсах и дискуссиях.

Познавательные мотивы, формируясь в начальной школе, изменяются в течение всей школьной жизни ученика. Чем старше становится ребенок, тем больше его интересуют не просто знания, а и способы их получения, а также способы самообразования и саморазвития. Это в идеальном варианте.

В реальности же в младшем школьном возрасте познавательной мотивации у части детей еще нет, а в старшем - уже нет (хотя среди старшеклассников встречаются счастливые исключения). Поэтому обычно познавательные мотивы наиболее ярко наблюдаются у учащихся 5-х - 8-х классов.

Низкий уровень познавательной мотивации проявляется обычно в отрицательном отношении к чтению и познанию как таковому (учебной, художественной, популярной литературы), явном нежелании «делать уроки» дома, постоянном отвлечении на уроках, равнодушии при объяснении учителем нового материала. При ответе на вопрос, почему ребенок учится, он чаще всего использует ответы, в которых проявляется мотивация долженствования (родители заставляют, так надо и пр.) или мотивация избегания неудач (чтобы мама не ругала, чтобы не было «двоек»), апелляция к желанию что-то узнать вообще отсутствует.

Важно отметить, что учебная деятельность управляется не только познавательными, но и так называемыми внешними мотивами, т.е. напрямую не связанными с учебной деятельностью. Если мотивация внешняя, это не значит, что она плохая, у нее имеются свои достоинства и недостатки. Главный ее недостаток  в том, что ученику приходится прилагать гораздо больше усилий, поскольку сама учеба ему не очень интересна, ему более важны ее последствия – хорошие оценки, уважение и любовь товарищей и педагогов, высокий статус в классе, победа над «соперниками», признание всех, что именно он лучший. Известно, что в школьной среде широко распространены престижная и соревновательная мотивации, которые нередко приводят к неплохим результатам в учебе. Соревновательная мотивация - типичное явление в средней школе, когда дети стараются не отставать друг от друга. Престижная мотивация работает у старшеклассников, которые пытаются самоутвердиться, демонстрируя свои познания в той или иной области (например, сейчас в молодежной среде считается хорошим тоном разбираться в современной истории).

Следует подчеркнуть, что мотивы, даже самые положительные и разнообразные, создают лишь потенциальную возможность развития ученика, поскольку реализация мотивов зависит от процессов целеполагания, т.е. умений школьников ставить цели и достигать их в обучении.

 Источники: Абдуллина, Р.Р. Активизация познавательной деятельности учащихся
[Электронный ресурс]: http://www.openclass.ru/lessons/68616
(дата обращения 24.04.16)

Прихожан, А. Познавательная активность
// Школьный психолог, 2003. № 43 [Электронный ресурс]: 
http://psy.1september.ru/article.php?ID=200304307
(дата обращения 20.03.16)

 Что такое познавательная активность  и как она проявляется?

На каждом возрастном этапе познавательная активность имеет свои  поведенческие проявления  и требует особых условий для своего формирования.

1. Первая форма познавательной активности - непосредственная познавательная активность, любознательность. Это генетически ранняя форма познавательной активности, характерная преимущественно для дошкольного возраста, но достаточно часто проявляющаяся и в период школьного детства, т.е. в начальной школе.

Внешне она проявляется в следующем:
- непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, связанные с этим вопросы к взрослым – родителям, учителям;
- позитивное эмоциональное переживание, связанное с получением новой информации.

Основное условие, обеспечивающее высокий уровень познавательной активности, — насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. Основным «барьером», препятствующим развитию познавательной активности, является раннее введение теоретических форм обучения, слишком раннее приобщение ребенка к «книжной культуре».

Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка. Мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта.

2. Более зрелой формой является познавательная активность, связанная с приобретением знаний и умений, необходимых для решения познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям. Этот уровень активности наиболее ярко проявляется у учащихся начальных классов школы. Для него характерны:
- стремление решать интеллектуальные задачи;
-  стремление получить средства для решения указанных задач;
-  потребность в интеллектуальных достижениях;
-  вопросы по изучаемой теме по типу «как это сделать?», «для чего это надо делать?», «что правильно, что неправильно?» и т.п., характеризующие стремление научиться, усвоить новую информацию, освоить новый способ действия;
- установка на овладение предлагаемым способом деятельности;
-  позитивное эмоциональное переживание, связанное с усвоением новых знаний, приемов, способов деятельности, отработкой сложных операций, нахождением путей решения учебных задач;
- интерес к значению незнакомых слов;
- ситуационный характер познавательного интереса: после получения новых сведений, по окончании действия (урока, выполнения задания) интерес исчерпывается, появляются симптомы пресыщения.

Основным условием развития данного уровня является отношение взрослых — учителей и родителей, их ожидания по поводу успехов ребенка и перспектив его будущей жизни. Основные барьеры — развитие конкурентности и замена познавательной мотивации мотивацией достижения успеха, а также ориентация педагогов и родителей преимущественно на исполнительскую сторону деятельности.

3. Еще одной формой является познавательная активность, направленная на познание существенных свойств предметов и явлений, понимание значимых связей между ними. Она  наиболее характерна для учащихся 5–8-х классов и может проявляться в следующих показателях:
- вопросы, характеризующие интерес к постижению содержания, существенных свойств предметов и явлений, выходящие за пределы школьной программы;
- свободное и заинтересованное оперирование знаниями и умениями в области, связанной с интересом;
- стремление выполнять задания повышенной трудности;
- поиск самостоятельных путей решения поставленных задач;
- использование собственных примеров по изучаемой теме;
- стремление поделиться со взрослыми и одноклассниками имеющимися знаниями;
- относительная устойчивость интереса, проявление интереса не связано с конкретной учебной ситуацией.

В подростковом возрасте на первый план выступают мотивы интеллектуально-познавательного плана. Ребенок в этом возрасте стремится к расширению своего кругозора. Однако, в этом возрасте происходит смещение интересов в другие области. Естественно, в этот период снижается мотивация учения, что объясняется увеличением интереса к окружающему миру, а также увлеченностью общением со сверстниками. На этом этапе подростков больше интересуют вопросы взаимоотношений, распределения ролей, саморазвития, самопознания и самосовершенствования. Им интересны более творческие задачи, где можно проявить личную инициативу и показать, на что они способны. Они хотят участвовать в делах, которые впервые оказываются им доступны, и где они могут проявить свои новые возможности.

4. Наиболее высокой формой является самостоятельная познавательная активность - ориентация на установление источников информации, причинно-следственных связей, причин наблюдаемых явлений и собственного поведения. Этого уровня познавательной активности, по данным исследований, достигает около 18% старших школьников. Основные проявления самостоятельной познавательной  активности:
- ненасыщаемый характер познавательного интереса — стремление узнать больше; новое знание, умение порождать вопросы, направленные на более глубокое проникновение в его содержание;
- интерес к познанию закономерностей, существенных причинно-следственных связей, проявляющийся как в самостоятельной деятельности, так и в вопросах, задаваемых педагогу;
- самостоятельная постановка вопросов и целей изучения; инициатива в постановке новых задач и проблем;
- поиск оригинальных способов достижения целей, решения задач;
- интерес к способу получения новых знаний, открытию новых закономерностей в той или иной сфере;
- выделение наиболее существенных, важных сторон изучаемого явления;
- активное участие в обсуждениях, спорах по интересующему предмету, области;
- желание высказать и отстоять свою точку зрения;
- осознание интереса — ученик способен объяснить, что ему нравится в том или ином предмете.

Основным условием достижения и закрепления данного уровня является профессиональная компетентность педагога, обеспечивающая самостоятельную активность учащихся, использование дискуссий и столкновений различных точек зрения, а также включение познавательной активности в число основных личностных ценностей.

Барьерами развития познавательной активности на этом уровне являются личностные особенности школьников — низкая самооценка собственных интеллектуальных возможностей, комплекс негативных переживаний, связанных со школой, и т.п.

Сензитивными (т.е. благоприятными) для целенаправленной работы по развитию познавательной активности школьников являются этапы перехода на новую ступень обучения (1-й класс, 5-й класс, 9-й класс).

Наибольшее влияние на развитие познавательной активности оказывает отношение взрослых — учителей и родителей, их ожидания в отношении успехов ребенка и перспектив его будущей жизни.

Принципиальное значение для развития познавательной активности на всех возрастных этапах имеют не только характер познавательных потребностей окружающих ребенка взрослых, их умение и желание передать свои интересы, знания ребенку, но и отношение к нему и к самому себе.

 Источник: Прихожан, А. Познавательная активность
// Школьный психолог, 2003. № 43 [Электронный ресурс]:
 http://psy.1september.ru/article.php?ID=200304307
(дата обращения 20.03.16)

 Что такое мотивация к творчеству и как она проявляется у школьников?

Творческая деятельность предполагает более высокий уровень познавательной активности, когда учащиеся не ограничиваются простым воспроизведением услышанного или прочитанного, а высказывают свои собственные суждения и оценки, ставят вопросы, сравнивают и сопоставляют изучаемые явления, обобщают их, предлагают оригинальные пути решения поставленных задач, выдвигают новые проблемы, создают свои собственные работы.

Творческая мотивация и творческие способности закладываются в дошкольном возрасте. Однако, если специально не развивать и не стимулировать стремление к творчеству, оно может свернуться и не получить дальнейшего развития. Человек, лишенный творческих мотивов, отстаёт в интеллектуальном развитии и при этом снижается его познавательная активность.

Найденное самостоятельно, без посторонней помощи решение сложной задачи дает огромный эмоциональный заряд, укрепляет уверенность в своих силах, подтверждает личные творческие способности, повышает значимость личности в глазах окружающих, это важная победа над собой. Постепенно возрастающий уровень сложности решаемых задач дает эмоциональную закалку, укрепляет веру в собственные силы.

Пик развития творческой деятельности, а соответственно и  мотивации к творчеству учащихся приходится на возраст 12-13 лет, это 5-6 класс. Развитие творческой мотивации именно в этом возрасте может быть продуктивным. Изучение методов технического творчества подростками способствует развитию творческих способностей, формированию опыта творческого решения проблемных ситуаций, развитию творческой активности детей. При этом, развивая творческую активность обучающихся в одном спектре творческой деятельности, мы создаем потенциальные возможности проявления творческих способностей в других сферах деятельности.

В рамках семьи формированию и развитию мотивации к творчеству способствует атмосфера любви и взаимопомощи; наличие у родителей реалистичных представлений о достижениях своего ребенка; поддержка и одобрение различных форм познавательной и творческой активности ребенка, совмещенные с их адекватной оценкой; совместное творчество и познавательная деятельность всех членов семьи.

Источник: Бархинцева, Н. Е. Самостоятельная творческая познавательная деятельность учащихся [Электронный ресурс]: 
http://festival.1september.ru/articles/504424/
(дата обращения 20.03.16)

 

 Как подготовить ребенка к школе? Какие условия создать, чтобы у него формировалась познавательная мотивация?

Ребёнку помогут рассказы о школьной жизни. Если у Вас есть интересный опыт, то поделитесь с будущим школьником. Например, ему можно рассказать о первом дне в школе у мамы или папы, если он был действительно светлым и радостным. Поделитесь с ним интересными случаями, происходившими во время обучения, особенно в младшей школе. Помогите ребёнку понять, в чём именно состоит новая роль ученика, какие обязанности возникают в связи с ней. Не нагнетайте обстановку, ребёнок должен понять, что школа – это важный жизненный этап. Некоторые родители, заранее готовя ребёнка к школе, пытаются перевести его на более жёсткий режим дня. Однако следует помнить, что вводить подобные ограничения следует осторожно и постепенно,   особенно если он не посещал детский сад.

Если будет возможность, то заранее посетите вместе будущую школу, познакомьтесь с классным руководителем.

Источник: Суховодова, А. Б.,
эксперт портала «Я-родитель» [Электронный ресурс]:
http://www.ya-roditel.ru/parents/consultation/kak-podgotovit-rebenka-k-shkole/
(дата обращения 16.04.16)

 

Как заставить ребенка полюбить чтение? Приходится заставлять читать, ставить условия: «Пока не прочитаешь 5 (10,15,20) страниц, не пойдешь гулять (не будешь смотреть телевизор, играть на компьютере и т.п.)», но это не помогает. Так как же надо поступать, чтобы ребенок относился к книгам хотя бы без неприязни?

Надо признать, что любовь к книгам не берется ниоткуда, она формируется постепенно. Здесь стоит обратить внимание на несколько важных моментов. Первое - для ребенка 6 - 8 лет чтение - это труд, тяжелый труд. Мы, взрослые, уже давно забыли, что значит складывать из букв слоги, а из слогов слова. Нам кажется, что может быть проще - взять и прочитать пару страниц. Поверьте, для ребенка, который только-только овладевает навыком чтения, это тяжело. А когда рядом стоит кто-нибудь из взрослых и контролирует весь процесс, требуя читать громко вслух, тяжело вдвойне. Пройдет немного времени, и навык чтения у ребенка автоматизируется, тогда это уже не будет казаться таким сложным. Происходит это, когда скорость чтения достигает примерно 70 слов в минуту (конечно, для каждого ребенка своя норма). Кому-то из детей, чтобы достичь такого уровня понадобится месяц, кому-то - год и больше. Главное в этот момент - не торопить. Помните - на этом этапе главное - правильность.

Не стоит забывать и о том, что первые книги, которые Ваш ребенок читает сам, должны быть с крупным шрифтом, красивыми картинками и небольшими по объему. Для ребенка главное, что побит маленький рекорд - книга прочитана целиком. Так пусть же таких рекордов будет больше! И, согласитесь, чем книга тоньше, тем такой рекорд ближе. Это то, что касается «технической» стороны вопроса.

Следующий важный момент - безусловно, то, что читаешь, должно нравиться. Увы, современные школьные программы грешат нововведениями. И вот уже совсем мало изучают в начальной школе Пушкина, нет и «Серой шейки» и рассказов Бианки. Зато появились стихи Бальмонта и Пастернака, главы из «Хоббита». Многие из них читать для учеников начальной школы тяжело, да и смысл непонятен. Сам собой напрашивался вопрос: «А может, не надо торопиться?» Стоит подождать пару лет, и эти произведения станут нашим детям понятнее и ближе.

Конкурируют с авторами учебников и многие учителя, задавая к урокам внеклассного чтения произведения «покруче». И вот ученикам второго, третьего класса задают читать «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Гулливера» (нет, не всем известные истории про лилипутов и великанов, а все оставшиеся части). Но многим детям прочитать эти книги на данном этапе просто не по силам! Какая уж тут любовь - сплошная мука. Я предвижу вопрос: «А что делать, если действительно задали прочитать? Учить ребенка не выполнять задание?» Конечно это не выход. Здесь нужна помощь взрослых. Помогайте своему ребенку читать те произведения, которые ему самому прочитать еще тяжело. Читайте часть страниц вслух сами, выбирайте только избранные главы, пересказывайте сами то, что не успели прочитать вместе. Увы, все это требует времени, но без Вашей помощи одним детям не справиться.

А где брать книги, которые понравятся ребенку? Ответ напрашивается сам собой. Сейчас выбор в книжных магазинах просто огромный. Придите в магазин вместе с ребенком (обязательно вместе!). Главное здесь - сдержать свои порывы. Да, сейчас много книг с содержанием, оставляющим желать лучшего, зато они с картинками! Их интересно смотреть и можно немного читать, а на первых порах этого достаточно. И еще - из самых лучших побуждений мы стремимся подсунуть нашим детям те книги, которые когда-то с увлечением читали сами. Здесь тоже важно вовремя остановиться. Современные дети не всегда с интересом начинают читать то, что нравилось нам. Главное - не обижаться, не поучать: «Это же классика!» Дайте Вашему ребенку самому сделать выбор. Замечательно, если выбранная книга окажется частью серии. Так, если она понравится, захочется купить следующую. Не пренебрегайте новыми авторами, хотя, конечно, поинтересоваться содержанием книги стоит.

Где еще «живут» книги? Конечно, в библиотеках. Многие считают, что ходить в них совсем не нужно - сейчас все нужные книги можно купить. Но это заблуждение. Во-первых, в библиотеках совершенно особая атмосфера. Придите туда вместе с ребенком и он, подчиняясь общему порыву, скорее всего, уйдет оттуда с книгой в руках (или хотя бы с журналом). Во-вторых, вы научите ребенка пользоваться библиотекой, а это умение пригодится ему, когда он будет получать высшее образование.

Следующий важный момент - ребенок растет и воспитывается в семье. И, хотим мы того или нет, дети копируют поведение взрослых, прежде всего, родителей. Порой трудно внушить семилетнему человеку мысль о необходимости чтения, если родителей с книгой в руках он никогда не видел. Так что, прежде, чем сетовать на свое чадо, оглянитесь на себя. Только призывами здесь не обойтись, нужен наглядный пример.

Но даже если в семье взрослые любят читать, есть один важный нюанс, который поможет взглянуть Вашему ребенку на книги как на что-то интересное. Книги должны не просто прочитываться. Важно, очень важно, чтобы члены семьи делились друг с другом впечатлениями о прочитанном, рассказывали что понравилось, а что нет, пересказывали самые интересные моменты. Только в этом случае можно «заразиться» интересом к книгам. И помните - если вдруг Ваш ребенок начал Вам рассказывать о том, что прочитал он сам (даже если это всего лишь надпись на рекламном щите), не отмахивайтесь, выслушайте, похвалите (только искренне, без иронии), тогда он придет к Вам еще и еще раз.

Источник: материалы сайта НОУ ДО Информационно-психологический центр
«Белый слон» г. Екатеринбурга [Электронный ресурс].
URL: http://www.wslon.ru/articles/deti/trudnosti-i-pomosh-v-uchyobe/
(дата обращения 27.05.15)

 Как можно помочь ребенку не бояться отвечать на уроке?

Старайтесь отрепетировать весь ответ дома, подскажите ребенку, с чего лучше начать свой рассказ, а чем – закончить. Поддерживайте любую инициативу ребенка: «Мне сегодня учитель сказал, что ты замечательно рассказал диалог, когда он тебя спросил. Я так горжусь тобой! Наверное, если бы ты сам поднял руку, ты бы чувствовал себя еще счастливее!»

Обсудите с ребенком ситуацию повышения тревожности по мере того, как учитель вызывает к доске всех по очереди. Проиграйте в домашних условиях «Обычный урок», чтобы ребенок ощутил и осознал, что ответить самому в начале урока – гораздо легче, чем, переживая и тревожась, долгое время ожидать, вызовет учитель или нет.

Будьте в курсе устных заданий по предметам, оказывайте любую помощь в поиске дополнительного материала для более яркого и интересного выступления ребенка.

Постарайтесь определить, чего больше боится ребенок и, по возможности, решить именно эту проблему. Учебный материал, который повторялся несколько раз дома, с привлечением дополнительной любопытной информации поможет ребенку поверить в то, что ему не будет страшно рассказать его у доски.

Не стоит говорить ребенку: «Я жду от тебя, чтобы завтра ты поднял руку и сам вызвался к доске!». Такими фразами Вы только углубите страх ребенка перед публичными выступлениями до проявления еще большей тревожности или психосоматических болей живота, головы и т.д.

«Если ты завтра не поднимешь руку сам, я пойду к учительнице!». Ребенок должен видеть в родителях и педагогах, прежде всего друзей или, по крайней мере, союзников. Не стоит запугивать ребенка. Наоборот, постарайтесь поддержать его: «Для меня очень важно, чтобы ты не боялся говорить и отвечать, пусть даже не всегда правильно. Если тебе это трудно, мы вместе с учителем можем помочь тебе!».

«Я-то думала, что ты всегда будешь во всем первым, а ты боишься руку поднимать!». Завышенные ожидания и требования и невозможность их реализовать могут способствовать развитию чувства неполноценности и низкой самооценки у ребенка. Страх оказаться «плохим» учеником заставляет ребенка переживать неудачу за неудачей, что потом может способствовать постоянному пребыванию ребенка в стрессовом состоянии.

Источник: материалы сайта НОУ ДО Информационно-психологический центр
«Белый слон» г. Екатеринбурга [Электронный ресурс]. URL: http://www.wslon.ru/articles/deti/trudnosti-i-pomosh-v-uchyobe/esli-rebenok-boitsya-otvechat-na-uroke/
 (дата обращения 27.05. 15)

 

Моему сыну 10 лет, он совершенно несамостоятельный, ленивый и ничем не интересуется. Мы всё для него делаем, хотим, чтобы он вырос образованным, записали его в музыкальную школу (фортепиано, уроки 2 раза в неделю), на английский (3 раза в неделю), в бассейн (для общего развития, 2 раза в неделю). Каждый день он чем-то занят, - я считаю, это лучше, чем бесцельно слоняться по улице и связываться с кем попало. А ему ничего не надо: ни музыка его не интересует, ни плавание, ни английский. За уроки его сесть не заставишь! Приходит домой с музыки или с английского, я ему: «Садись за уроки!», а он: «Я устал!», и долго молча слоняется по квартире или играет в игрушки, как маленький. Да он действительно и выглядит каким-то вялым и уставшим, говорит, что занятия музыкой и английским ему не очень то и нравятся. Что же теперь, ему музыку или английский бросать? Ведь это так важно для его будущего! Как сделать так, чтобы у него было желание учиться, познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить?

Сформировать у ребёнка мотивацию к учению - это означает не просто заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться. Как это осуществить на практике? Чего только не готов совершить человек, когда он действительно что-то хочет. На то, что действительно хочется, всегда находятся и время, и силы, даже если вы очень устали.

Без всякого сомнения, вы стараетесь всё сделать для сына, чтобы он вырос образованным и успешным, и ради будущего (ради его же блага!) стόит и заставлять. Конечно, в нашей жизни неизбежно присутствует «надо». Нечто, чего совсем не хочется или пока не захотелось. Если не хочется, а надо, то не полюбишь, не получишь удовольствия, не научишься, в конце концов! Можно заставить ребёнка учиться, но информация превращается в знания только при желании. Важно и то, что на «надо» затрачивается много усилий, а эффект чаще всего не соответствует затраченной энергии, которая к тому же не восполняется.

Представьте себе, что Вы весь день провели на работе, которая Вам, возможно, не очень нравится. Придя домой, Вы хотите отдохнуть у телевизора, а в этот момент «внутренний голос» (или «голос совести», чувство ответственности и т.п.) Вам говорит: «Надо приготовить ужин!». Вы готовите ужин, кормите всю семью, убираете со стола, и, наконец, опускаетесь на диван, собираясь посмотреть любимый сериал ….. «Ещё надо погладить и приготовить всем одежду на завтра!». Через час Вы снова стремитесь к телевизору, и … «Ещё необходимо сделать важное для кого-то из членов семьи дело, сосредоточься!». Уже и сериал кончился, посмотреть хоть что-нибудь… «А теперь тебе пора спать, ложись немедленно, а то завтра проспишь на работу!». И так каждый день. Что Вы будете чувствовать?

Конечно, решения в отношении продолжения занятий музыкой и английским никто, кроме вас с сыном, принять не может. Но надо понять одну важную вещь: если человек вынужден по каким-то причинам делать то, что ему не очень нравится (или совсем не нравится), но он должен это делать, то обязательно в его дне, неделе, месяце ему положены периоды, когда он может заниматься тем, чем хочет, даже если это, на чей-то взгляд, весьма «глупые вещи». В эти периоды он будет отдыхать и заряжаться энергией одновременно. Если такой возможности в его каждодневной жизни будет мало, человек станет уставать, болеть, впадать в апатию и депрессию.

Конечно, взрослые многое понимают в жизни, в развитии детей, у них много самого разнообразного опыта. И заботливым родителям важно развивать ребёнка, им страшно пустить всё это на самотёк: как это – вдруг взять и предоставить ему возможность выбирать или просто лоботрясничать? Им хочется знать наверняка, важно всё предусмотреть, важно выбрать за ребёнка, чтобы получилось как можно лучше.

Когда мы говорим: «Я знаю, как лучше для тебя», мы забираем у него возможность научиться выбирать, а вместе с ней и возможность нести ответственность. Потом мы непременно вернём ему это: «Ты такой несамостоятельный, ну ничего решить не в состоянии! Тебе уже 15 (18, 20 и т.д.) лет»!

Наше знание «как лучше для моего ребёнка» необходимо до того времени, когда ему исполнится годик; с года до трёх – оно важно; с трёх до семи – оно может временами «отдыхать»; с семи до тринадцати его стόит применять только в крайних случаях; с тринадцати и до … - только если ваш ребёнок обратится к вам  за советом или помощью.

Предлагать то, что кажется важным вам (занятия музыкой, английским), можно и даже нужно, а настаивать, наверное, не стόит. Пусть сын попробует и сам разберётся. У здорового ребёнка всегда есть стимул к развитию, есть здоровое любопытство, активность и желание в чём-либо преуспеть, отличиться. При наличии выбора у ребёнка появится возможность научиться выбирать и нести ответственность за собственный выбор. А чтобы научиться выбирать «правильно», ему придётся изучать себя, свои желания, возможности, способности, таланты. Ему придётся, и он обязательно научится. Музыка – она ведь для души, если ты не музыкальный гений. А английский язык можно совершенствовать и на курсах, если вдруг в будущем возникнет такая необходимость или просто желание.

 Источник:  Гордашников, В.А., Осин, А.Я. Мотивация учебной
и педагогической деятельности [Электронный ресурс]:
 http://www.rae.ru/monographs/77-2804
(дата обращения 14.03.15)