Центр профессиональной ориентации
и психологической поддержки
«
Для нас важно быть думающими, творческими, ответственными, умеющими достигать результата и радоваться успехам...
»

Самоопределение

 

Дорогие родители!

Прежде всего, хочется обратить ваше внимание, что процесс самоопределения предполагает именно сопровождение самостоятельных действий ребенка по выбору направлений собственной самореализации и способов ее осуществления. Генеральная линия помощи  родителей – давать возможность узнать, попробовать, а также обсуждать, подсказать (подставить зеркало), поддержать, указать на опасности и риски, помочь найти пути достижения желаемых результатов.

И самое главное  - помочь построить и сохранить позитивную самооценку, стремление к самореализации, поддержать стремление к самостоятельности и ответственности за собственные жизненные выборы.

Мы не можем дышать, жить, выбирать за нашего ребенка.  Наша задача – поддержать и научить его делать это самостоятельно.

В процессе сопровождения процесса самоопределения важно учесть несколько аспектов:

- формирование позитивной самооценки и целостного образа «Я»;

- формирование и конкретизация образа желаемого будущего;

- формирование самостоятельности выборов, умения проектировать конкретные шаги способы достижения желаемого будущего.

Иными словами, в процессе самоопределения важно ответить на три ключевых вопроса: Кто «Я»? Что я хочу достичь? Как я буду это делать (достигать)?

Самоопределение включает три тесно взаимосвязанные линии – личностное, жизненное и профессиональное. Личностное самоопределение предполагает поиск собственной идентичности – «Кто «Я»? «Что я предпочитаю, ценю»? «Каковы мои способности и таланты»? «В чем смысл моей жизни»? Жизненное самоопределение направлено на построение жизненной стратегии, вариантов, планов собственной жизни – «Что важно для меня в жизни»? «Чем я буду заниматься, где и как жить»? «Что для меня означает жизненный успех, благополучие»? Профессиональное самоопределение включает осознанный выбор сферы профессиональной деятельности и построение профессиональной карьеры – «Какое дело является моим»? «Как найти свое призвание»? «Как и где освоить желаемую профессию»? «Что поможет мне достичь профессионального успеха»?

Самоопределение всегда направлено на будущее. Именно процесс самоопределения позволяет перевести будущее из категории случайного в вероятностное и начать управлять им. Начиная размышлять о своем будущем, строить планы и шаги по их реализации, человек берет ответственность за собственное будущее.  Будущее заслуживает большего, чем надежда на случайность!

Самоопределение – это процесс, который начинается в достаточно раннем возрасте и длится на протяжении всей жизни человека. Невозможно определиться один раз на всю жизнь – меняются условия, появляются новые желания, возможности, задачи, которые требуют уточнения собственной позиции, перспектив, планов, действий.

Самоопределение имеет ярко выраженный индивидуальный характер  по содержанию, уровню притязаний, широте и насыщенности образов будущего, планов и путей самореализации.

Вместе с тем, есть некоторые общие тенденции развития самоопределения на разных этапах жизни. В начальной школе происходит освоение новых социальных ролей, расширение представлений о себе, своих возможностях, Образы будущего характеризует фантазийность, низкая устойчивость. Ребенок в этом возрасте как-бы примеряет на себя разные сценарии и возможности. Он может одновременно хотеть быть актрисой, вагоновожатой, врачом, педагогом, спасателем, ветеринаром. При этом только в очень редких случаях ребенок задает себе вопрос, как он этого достигнет. Средний школьный возраст – это период проб, активного набирания опыта и информации, осмысления и переосмысления себя, своих ценностей, смысла жизни, своего места и роли в жизни. В старшем школьном возрасте происходит уточнение образа желаемого будущего, построение конкретных планов и профессионально образовательных проектов на будущее. 

Материалы подготовила
Ирина Вениаминовна Кузнецова, к.пс.н., 
директор Центра профессиональной ориентации
и психологической поддержки «Ресурс»

Что можно сделать для оказания помощи детям в их самоопределении?

- предоставьте ребёнку право выбора при любой разумной возможности;

- привлекайте ребёнка к посильным делам, создавайте ситуации успеха; успешность в делах и похвала со стороны родителей повышает самооценку способствует формированию самостоятельности, ответственности, целеустремленности;

- признавайте достижения друг друга в кругу семьи;

- оказывайте помощь ребёнку в выявлении и развитии его способностей, проявляйте искреннюю радость в связи с успехами ребёнка, предоставьте ему возможности развивать свои таланты и заниматься тем, что ему интересно;

- соблюдайте правило: сравнивать результаты ребёнка с его же прошлыми результатами; обсуждая ситуации успешности других детей (лучше безадресно), выяснять, почему у него не получилось, что нужно ему формировать, в каком направлении двигаться и пр. Эталонами могут быть образцы поведения взрослых членов семьи, других детей и взрослых;

- участвуйте в подготовке и проведении профессиональных праздников в семье и в школе;

- обсудите с ребенком - каковы тенденции развития нашего региона и мира в целом, что нас ждет в разных сферах жизни; 

- говорите с ребенком о его будущем, мечтайте вместе;

- обязательно обсуждайте, как можно достичь успеха в жизни, профессии, сфере увлечений;

- создавайте пространство для осуществления самых разных проб;

- обращайтесь за помощью к специалистам, если вы затрудняетесь  при обсуждении вопросов будущего вашего ребенка.

 

Где можно получить квалифицированную помощь по вопросам сопровождения самоопределения ребенка?

На страницах данного раздела.

Так же за помощью вы можете обратиться к школьному психологу.

В нашей области есть ряд специализированных центров, которые оказывают помощь семье и детям по различным вопросам. 

Полезную информацию по данному вопросу можно получить, став участником группы ВКонтакте Центра Ресурс – о мероприятиях, образцах успешной карьеры,  профессиональных образовательных организациях, перспективных профессиях и сферах деятельности и др. Также вы можете прийти на индивидуальную консультацию вместе с вашим ребенком, записавшись предварительно по телефону 72-95-00. Здесь с опытными психологами-консультантами можно  обсудить волнующие вас и вашего ребенка вопросы.

 

Когда и как нужно учить ребенка выбирать?  

Это нужно делать с самого младенчества. И первый шаг родителей – научиться уважать выбор ребенка. Даже у грудничка есть свои предпочтения. Он сам решает, когда и сколько ему спать, когда есть, какой погремушкой играть ближайшие несколько минут. Возможно, выбор этот пока несознательный и необоснованный, но, тем не менее, очень важный.

Умение выбирать следует тренировать, когда ребенок немного подрос. В возрасте 2-3 лет дети делают осознанный выбор продуктов, игрушек, подарков. А 5-6- летний малыш может сделать выбор посерьезнее. Отправляясь с ним в магазин, предложите ему выбрать что-нибудь для себя в пределах заранее оговоренной суммы. А чтобы его выбор был разумным и взвешенным, с самого раннего возраста просите его рассказать,почему он выбрал именно это, а не другое.

Не думайте, что ребенок сразу же сможет объяснить вам свои предпочтения, едва научится вести диалог. Это умение необходимо тренировать. Будьте готовы уважать выбор ребенка и его объяснения, какими бы глупыми они вам не казались. Не критикуйте малыша, иначе в следующий раз он просто откажется объяснять вам свой выбор.

Умение принимать решения – часть процесса взросления. Ребенок должен научиться решать, хочет он делать что-то или не хочет. Но слишком многое для выбора предлагать всё же не стоит. А  вдруг ребенок решит, что чистить зубы нужно всего лишь раз в неделю? Или захочет надевать новогодний костюм в детсад ежедневно. Именно поэтому следует предлагать ребенку несколько вариантов из тщательно отобранных вами. Предложите ему выбрать, когда он почистит зубы: до чтения перед сном или после. Или же предложите два блюда на ужин на усмотрение малыша.

А нужно ли это ребенку?

Есть родители, которые не признают за детьми (тем более маленькими) право выбора, поскольку уверены, что за кроху всё должны решать мама или папа. Таким образом, взрослые отодвигают планку зрелости. Одни считают, что за ребенком следует признать право выбора, когда он поступит в школу, а другие – и вовсе, когда он эту школу окончит. В результате вырастают ведомые, зависимые и неуверенные в себе люди, которые совершенно не способны сделать выбор. Они не выбирают ни друзей, ни жену, ни работу, а только ждут, пока за них это сделает кто-то другой. Именно так определяется их жизнь.

Есть и такие родители, которые вообще не хотят отпускать ребенка из-под своего влияния. При этом взрослые уверены, что делают так, как лучше. Но решая всё за ребенка, они приносят ему только вред. Ведь человек, который в детстве не научился делать выбор, попросту не может найти своего места в жизни.

Именно поэтому по мере взросления ребенка нужно все чаще предоставлять ему право делать выбор. При этом всегда рассказывайте ребенку о стоящих перед ним опциях выбора, и вы увидите, что малыш 4-5 лет уже выбирает не только сладости. 

 

А как быть со старшими детьми?

Повседневная жизнь, ежедневно ставя перед нами выбор, подбрасывает все больше соблазнов. Взрослый, и тот не всегда знает, как правильно поступить, чего уж говорить о ребенке! Родителям важно оказаться в нужный момент в нужном месте, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор. Именно помочь, а не сделать этот выбор за него. При этом не переусердствуйте, у подростка это может вызвать бурю протеста.

Маркетинговые службы торговых сетей разбрасывают рекламу и всевозможные акции с целью привлечения покупателей и получения прибыли. Именно подросток может стать жертвой рекламы. Как и каждый из нас, наверняка, не однажды попадался на рекламную удочку и приобретал по «аукционной цене» товар, который, как выяснялось впоследствии, абсолютно не нужен. И если первой реакцией были радость и удовлетворение, позже приходит осознание того, что деньги были потрачены зря. И если взрослому не всегда удается справиться с таким соблазном, ребенку это тем более не под силу.

Чтобы научить ребенка делать выбор среди обилия товаров и избегать при этом бесполезных трат, перед походом в магазин привлеките сына или дочь к составлению списка необходимых товаров. Пусть ребенок почувствует ответственность в принятии решений. Берите с собой ровно столько денег, сколько потребуется на товары по списку. Помните, что дети простодушны и наивны. И если издатель любимого журнала с вложением «ненавязчиво» предлагает «Собери всю коллекцию!!!», у ребенка и мысли не возникнет о том, чтобы её не собрать. Родители вынуждены будут еженедельно покупать порой совершенно недешевые журналы. Прежде чем отказать ребенку в покупке, доходчиво объясните нецелесообразность коллекции. Но при этом уважайте заинтересованность ребенка, и если он сможет доказать, что ему нужна коллекция и журналы, постарайтесь согласиться на покупку.

Очень важно найти «золотую середину», чтобы не пустить подобную ситуацию на самотек. Ведь современные производители детских товаров молниеносно реагируют на появление новых мультяшных героев и выпускают игрушки, комиксы и наклейки целыми сериями. Дети мечтают заполучить всё и сразу. Многие родители думают, что если откажут ребенку в покупке, он будет самым несчастным на свете. Это не так. Детское внимание переключается очень быстро, и если вам удастся отвлечь ребенка, он через несколько минут уже и не вспомнит о том, что просил со слезами несколько минут назад. 

http://3ladies.ru/uchim-rebenka-delat-vybor#h2_1

 

Наш сын-десятиклассник этим летом огорошил нас тем, что любит животных, а не математику, и пойдет работать в зоопарк. На курсы идти отказался, весь в своих "звериных" бреднях. Ужас! Муж говорит: это его дело. И что же, позволить ему погубить свою жизнь? Что мне делать?

Во-первых, перестать волноваться и понукать сына. Он сейчас в таком возрасте, что чем больше вы на него давите, тем сильнее будет его желание сделать наперекор вам. Угрозами и уговорами вы ничего не добьетесь. Ваш сын лишь замкнется в себе и перестанет вам доверять. Кроме того, 15 лет – еще не критичный возраст для профориентации. Современные подростки определяются с выбором профессии подчас лишь к окончанию школы. Так что в запасе у вас еще есть 2 года, за которые сын может пересмотреть свои взгляды на жизнь.

Во-вторых, поговорите с сыном, спокойно и с уважением. Можно предположить, что вас беспокоит армия в случае непоступления в институт, сожаление впоследствии о неправильном выборе. Наверняка вас заботит, сможет ли выбранная профессия обеспечить сына и его будущую семью. Рассмотрите с сыном вместе все плюсы и минусы его решения. Поинтересуйтесь, каким он видит свое будущее, что собирается делать в случае неудачи.

Если вы уверены, что решение сына импульсивное, предложите ему компромисс: пусть он занимается животными, но при этом ходит на выбранные вами курсы - это поможет ему убедиться в серьезности его намерений или, наоборот, согласиться с вами. Можно договориться, что если за год подросток не поменяет решение, то и вы примете его.

И последнее: это действительно дело сына, вы не можете за него прожить его жизнь. Конечно, всем родителям хочется оградить своего ребенка от неудач и ошибок. Но это невозможно, да и не нужно. Сосредоточьте свои душевные силы не на противодействии  сыну, а на поддержке и понимании. Любому ребенку, будь ему 2 года или 15 лет, очень важно знать, что родители на его стороне.

http://psycabi.net/psikhologiya-dlya-molodykh-i-tseleustremlennykh/psikhologiya-samoopredeleniya/628-navigator-abiturienta-v-kakoj-vuz-postupat-i-zachem


Моему сыну 15 лет. Он достаточно развитый и способный юноша. Проблема одна – он быстро увлекается и быстро «остывает». За три последних года сменил семь секций – от рисования до бокса. Раньше меня это не беспокоило: думала, что это просто процесс самоопределения. Но не затянулся ли этот процесс? Скоро ему определяться с институтом.  

Прежде всего – в этом поведении нет ничего странного, страшного или предосудительного, поэтому не тревожьтесь. Теперь предлагаю взглянуть на эту ситуацию позитивно. Ваш сын посмотрел то, другое, третье. И еще посмотрит, можно не сомневаться. Это расширит его кругозор, даст ему более полное представление о жизни. Когда встанет вопрос с выбором профессии, он его вынужден будет решить – выбрать, начать учебу, а потом ему обидно будет бросить, да и страшно. Поэтому тут выбор случится – это тоже очевидно, бояться нечего. Проблема, на мой взгляд, в другом. Важно исподволь формировать у вашего сына правильные представления: образование и работа – это не развлечение, это вопрос ответственности и качества жизни. Без претензий и недовольства апеллируйте к сознанию вашего ребенка, к его чувству ответственности.

http://psycabi.net/psikhologiya-dlya-molodykh-i-tseleustremlennykh/psikhologiya-samoopredeleniya/628-navigator-abiturienta-v-kakoj-vuz-postupat-i-zachem#ixzz3efC7RuQn

 

Ребенок боится будущего, говорит о том, что у него ничего не получится… Чем можно помочь ребенку?

                Такая реакция ребенка может свидетельствовать о серьезных проблемах с самооценкой. Позитивная самооценка, вера в свои силы и возможности является важной основой для принятия решения, она позволяет с охоткой взяться за дело, приложить усилия. Чтобы изменить ситуацию постарайтесь помочь ребенку повысить собственную самооценку. Предлагаем семь простых действий для родителей:

1. Исключите из семейного лексикона пессимистические высказывания - вместо «Ничего у тебя не выйдет» говорите: «Давай попробуем!», вместо: «Один ты не справишься» - «Давай я тебе помогу!» и пр.
2. Наблюдайте за ребенком, постарайтесь понять причины возникшей ситуации, а также  найти области, в которых он реально успешен, обязательно отметьте это своей похвалой (восхищением!), даже, если это не самые важные и высоки достижения.
3. Предложите ребёнку выполнить  посильные для него дела, обязательно поддержите в процессе выполнения (помогите создать ситуацию успеха!) и  обязательно похвалите.
4. Исключите на время любые негативные оценки результатов деятельности ребёнка.
5. Соблюдайте правило: сравнивать результаты ребёнка с его же прошлыми результатами. 
6. Признавайте достижения друг друга в кругу семьи.
7. Поделитесь своим собственным, если он есть, или опытом других людей, преодолевших сомнения и неуверенность.


Знаю, что для выбора профессии важна адекватная самооценка. Чем она отличается от неадекватной?

 Самооценка позволяет ответить на вопросы: Кто Я? Что является значимым для меня? Как видят и оценивают меня другие? Что я могу по сравнению с другими людьми моего возраста? Ответы на данные вопросы, действительно,  важны для самоопределения человека – для формирования  личностной, жизненной, профессиональной позиции.

Самооценка может рассматриваться как процесс оценивания самого себя и результат этого процесса. Самооценка как результат может быть охарактеризована как система представлений и сопряженных с ними эмоционально-оценочных характеристик своих качеств, способностей, своего места в окружающем мире и отношений с другими людьми.

По степени реалистичности  различают адекватную, отражающую реальный, достаточно объективный взгляд личности на себя, и неадекватную, необъективную самооценку. Неадекватная самооценка, в свою очередь, может быть завышенной, при которой ребенок переоценивает свои качества, возможности, способности, и заниженной, когда ребенок, наоборот, недооценивает себя, не уверен в себе. Еще одной важной особенностью самооценки является ее устойчивость: она может быть устойчивой, стабильной характеристикой личности, не подверженной случайным влияниям, и неустойчивой, заметно меняющейся под влиянием чужих мнений, временных успехов или неудач в деятельности.

Школьники с адекватной устойчивой самооценкой владеют рефлексивными навыками, могут проанализировать свои действия и поступки, составить самохарактеристику и обосновать ее; знают свои достоинства и недостатки, не считают свои недостатки непреодолимыми, знают, как их исправить и пытаются это сделать; они уверены в себе, ставят перед собой реалистичные цели; получая критические замечания в свой адрес, относятся к ним конструктивно – что-то признают и пытаются исправить, что-то считают необъективным, но при этом не меняют принципиально положительного отношения к себе. Оценивают  себя по своим достижениям, стремятся добиться успеха в том, в чем уверены, и не пугаются неудач.

Школьники с неадекватной самооценкой переоценивают или, наоборот, недооценивают свои возможности; они затрудняется в анализе своих успехов или неудач, часто объясняя их независимыми от себя причинами; могут браться за дело, с которым не справляются (при завышенной самооценке), или, не попробовав, отказываются от него, думая, что у них ничего не получится (при заниженной самооценке); замечания в свой адрес воспринимают либо как оскорбления, нападки (при завышенной самооценке), либо как естественную ситуацию, само собой  разумеющуюся, и даже не пытаются что-то исправить (заниженная самооценка). Они либо стремятся к успеху любой ценой и злятся в случае неудачи, обвиняют других, либо стремятся избежать неудачи, а об успехе даже не помышляют. В оценке себя ориентируются преимущественно на мнения других людей.

 

 Учительница на собрании сказала, что наш ребенок не умеет делать самостоятельный выбор. Мы провели дома целую дискуссию на эту тему, и хотим спросить, что будет отличать ребенка, умеющего делать самостоятельный выбор?

Умение делать самостоятельный выбор имеет важное значение для человека. Это основа самостоятельности, ответственности, независимости. Поэтому  очень важно разобраться в признаках самостоятельности выбора. Проявлениями его могут выступать активность, инициатива, наличие своего мнения, умение оценить и сопоставить различные варианты, предложить свой вариант, умение самостоятельно поставить цель на основе оценки своих ресурсов и возможностей.

Школьники, умеющие делать самостоятельный выбор, часто проявляют инициативу в тех делах, которые они могут сами реализовать – подготовиться к празднику, выбрать, кого пригласить на день рождения, составить расписание дел на день, найти ответы на возникшие вопросы и пр. Если у них возникают затруднения, они сначала самостоятельно пытаются найти решение, а только потом обращаются за помощью, задавая при этом конкретные вопросы. Они могут критически оценить предлагаемые другими варианты решения, находя в них достоинства и недостатки.

Школьники, не умеющие делать самостоятельный выбор, чаще всего ждут подсказки от взрослых или сверстников, они, как правило, не проявляют инициативу ни в школе, ни дома, не берутся за выполнения каких-то дел, если им не гарантируют помощь, сначала спрашивают, а потом делают. При возникновении малейших затруднений либо отказываются от выполнения, либо, не стараясь понять, где ошибка или почему не получается,  бегут за советом или помощью. Редко высказывают свое мнение относительно чужих решений и предложений, принимают их как правильные.

 

Материал подготовили:
Хорошавина Елена, заведующий информационно-методическим отделом ГУ ЯО ЦПОиПП «Ресурс»,
Пегашов Владимир, ведущий специалист ГУ ЯО ЦПОиПП «Ресурс»

Моему сыну 14 лет, последнее время он мало чем интересуется, много времени проводит за  компьютером, на вопросы о его будущей профессиональной сфере отвечает «не знаю». Я волнуюсь, что ждет его в будущем, кем он станет, нужно уже определяться с профессиональной сферой. Что мне делать, как себя вести, как его заинтересовать?

Вы сейчас очень взволнованы, стремитесь обязательно что-то сделать. А сейчас важно восстановить контакт с сыном. Попробуйте просто поговорить с сыном, поделитесь с ним своими чувствами (радостными или грустными). Будьте к нему более внимательны.

По мере взросления ребенка родители в основном сосредоточиваются на том, что он «должен» или напротив, «не должен»  делать. Когда я задаю вопрос родителям по поводу того, что, по их мнению, должен делать ребенок, то они с большой готовностью перечисляют: «Хорошо учиться, интересоваться своей будущей профессией, думать о будущем, кем ему стать, как обеспечить себя и свою семью, вырасти достойным человеком и пр.». Вопрос: «Как ваш ребенок чувствует себя дома? Уютно ли ему, чувствует ли он ваше принятие и понимание, интерес к его жизни?» ставит многих родителей в тупик. Среди массы повседневных забот и проблем на работе первоочередным для многих родителей становиться необходимость проконтролировать, вовремя ли приходит ребенок домой, достаточно ли он спит, сыт ли он, нет ли у него двоек. А что ребенок реально чувствует, о чем думает, что ему нравится, чем он живет, как-то уходит из внимания родителей.

Наладив контакт с сыном, возможно, вы узнаете о его планах и предпочтениях в профессиональной области.

По поводу определения в профессиональной области я предлагаю «последовательность 5 П». Попробуйте вместе составить план действий по выбору профессиональной сферы. которая предполагает всесторонний сбор информации по 5 основным направлениям:

1. Почитать литературу о той сфере, какая его интересует или просто почитать о профессиях, о рынке труда, о востребованных и перспективных профессиях, полистать справочники образовательных организаций, статьи, почитать художественную литературу о представителях каких-либо профессий, об их достижениях.

2. Посмотреть (подходить по экскурсиям на предприятия, на дни открытых дверей в учебные заведения и т.д.). Если нет возможности пойти на экскурсию, то можно привести сына к себе на работу или на работу к своим знакомым и показать рабочее место.

3. Поговорить с представителями профессиональной сферы или просто с представителями разных профессий.

4. Примерить к себе наиболее понравившиеся профессии. Профессия как одежда, если ты видишь ее только на вешалке, то решение трудно принять, покупать или нет, а если ты ее примеришь, то сразу понятно, длинна или узка. Так и с профессией, нужно понять, есть ли у тебя необходимые качества для овладения профессией и какие конкретно нужно развивать.

5. Принять решение.

Дайте сыну возможность самому расширить этот план, прописать его по шагам или просто выслушайте предложения, как он видит реализацию этого плана. Окончательное решение о выборе профессиональной сферы и профессии должно исходит из его личных предпочтений. Принимайте его решения, ведь они касаются именно его жизни, а вы должны просто помочь сыну. «Хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь — научи его рыбачить» (Конфуций)