Центр профессиональной ориентации
и психологической поддержки
«
Для нас важно быть думающими, творческими, ответственными, умеющими достигать результата и радоваться успехам...
»

Самоопределение

 

Дорогие родители!

Прежде всего, хочется обратить ваше внимание, что процесс самоопределения предполагает именно сопровождение самостоятельных действий ребенка по выбору направлений собственной самореализации и способов ее осуществления. Генеральная линия помощи  родителей – давать возможность узнать, попробовать, а также обсуждать, подсказать (подставить зеркало), поддержать, указать на опасности и риски, помочь найти пути достижения желаемых результатов.

И самое главное  - помочь построить и сохранить позитивную самооценку, стремление к самореализации, поддержать стремление к самостоятельности и ответственности за собственные жизненные выборы.

Мы не можем дышать, жить, выбирать за нашего ребенка.  Наша задача – поддержать и научить его делать это самостоятельно.

В процессе сопровождения процесса самоопределения важно учесть несколько аспектов:

- формирование позитивной самооценки и целостного образа «Я»;

- формирование и конкретизация образа желаемого будущего;

- формирование самостоятельности выборов, умения проектировать конкретные шаги способы достижения желаемого будущего.

Иными словами, в процессе самоопределения важно ответить на три ключевых вопроса: Кто «Я»? Что я хочу достичь? Как я буду это делать (достигать)?

Самоопределение включает три тесно взаимосвязанные линии – личностное, жизненное и профессиональное. Личностное самоопределение предполагает поиск собственной идентичности – «Кто «Я»? «Что я предпочитаю, ценю»? «Каковы мои способности и таланты»? «В чем смысл моей жизни»? Жизненное самоопределение направлено на построение жизненной стратегии, вариантов, планов собственной жизни – «Что важно для меня в жизни»? «Чем я буду заниматься, где и как жить»? «Что для меня означает жизненный успех, благополучие»? Профессиональное самоопределение включает осознанный выбор сферы профессиональной деятельности и построение профессиональной карьеры – «Какое дело является моим»? «Как найти свое призвание»? «Как и где освоить желаемую профессию»? «Что поможет мне достичь профессионального успеха»?

Самоопределение всегда направлено на будущее. Именно процесс самоопределения позволяет перевести будущее из категории случайного в вероятностное и начать управлять им. Начиная размышлять о своем будущем, строить планы и шаги по их реализации, человек берет ответственность за собственное будущее.  Будущее заслуживает большего, чем надежда на случайность!

Самоопределение – это процесс, который начинается в достаточно раннем возрасте и длится на протяжении всей жизни человека. Невозможно определиться один раз на всю жизнь – меняются условия, появляются новые желания, возможности, задачи, которые требуют уточнения собственной позиции, перспектив, планов, действий.

Самоопределение имеет ярко выраженный индивидуальный характер  по содержанию, уровню притязаний, широте и насыщенности образов будущего, планов и путей самореализации.

Вместе с тем, есть некоторые общие тенденции развития самоопределения на разных этапах жизни. В начальной школе происходит освоение новых социальных ролей, расширение представлений о себе, своих возможностях, Образы будущего характеризует фантазийность, низкая устойчивость. Ребенок в этом возрасте как-бы примеряет на себя разные сценарии и возможности. Он может одновременно хотеть быть актрисой, вагоновожатой, врачом, педагогом, спасателем, ветеринаром. При этом только в очень редких случаях ребенок задает себе вопрос, как он этого достигнет. Средний школьный возраст – это период проб, активного набирания опыта и информации, осмысления и переосмысления себя, своих ценностей, смысла жизни, своего места и роли в жизни. В старшем школьном возрасте происходит уточнение образа желаемого будущего, построение конкретных планов и профессионально образовательных проектов на будущее. 

Материалы подготовили
Ирина Вениаминовна Кузнецова, к.пс.н., 
директор, и специалисты
Центра
«Ресурс»


Что можно сделать для оказания помощи детям в их самоопределении?


Где можно получить квалифицированную помощь по вопросам сопровождения самоопределения ребенка?


Когда и как нужно учить ребенка выбирать?


А нужно ли это ребенку?


А как быть со старшими детьми?


Наш сын-десятиклассник этим летом огорошил нас тем, что любит животных, а не математику, и пойдет работать в зоопарк. На курсы идти отказался, весь в своих "звериных" бреднях. Ужас! Муж говорит: это его дело. И что же, позволить ему погубить свою жизнь? Что мне делать?


Моему сыну 15 лет. Он достаточно развитый и способный юноша. Проблема одна – он быстро увлекается и быстро «остывает». За три последних года сменил семь секций – от рисования до бокса. Раньше меня это не беспокоило: думала, что это просто процесс самоопределения. Но не затянулся ли этот процесс? Скоро ему определяться с институтом.


Ребенок боится будущего, говорит о том, что у него ничего не получится… Чем можно помочь ребенку?


Знаю, что для выбора профессии важна адекватная самооценка. Чем она отличается от неадекватной?


Учительница на собрании сказала, что наш ребенок не умеет делать самостоятельный выбор. Мы провели дома целую дискуссию на эту тему, и хотим спросить, что будет отличать ребенка, умеющего делать самостоятельный выбор?


Моему сыну 14 лет, последнее время он мало чем интересуется, много времени проводит за компьютером, на вопросы о его будущей профессиональной сфере отвечает «не знаю». Я волнуюсь, что ждет его в будущем, кем он станет, нужно уже определяться с профессиональной сферой. Что мне делать, как себя вести, как его заинтересовать?


Как увлечь подростка выбором профессии?


Как правильно выбирать профессию и готовиться к профессиональной деятельности?


Чем я как родитель могу помочь своему ребенку при выборе профессии?


Топ 9 ошибок родителей при помощи ребенку в выборе профессии?


Что важно для успешной подготовки к поступлению в профессиональную образовательную организацию?


Кажется, он не поступил, или что делать, если ваш ребенок не нашел себя в «первой волне»