Центр профессиональной ориентации
и психологической поддержки
«
Для нас важно быть думающими, творческими, ответственными, умеющими достигать результата и радоваться успехам...
»

Взаимодействие с другими людьми

 

Материалы раздела подготовила:
Ирина Серафимович, к.пс.н., заместитель директора по научной и внеучебной работе ФГБОУ ВО Ярославский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

Сайт: www.rea.ru/ru/org/branches/Pages/yaroslavl.aspx
При участии:
Ирины Кузнецовой, к.пс.н., директора Центра  «Ресурс»;
Татьяны Сааковой, ведущего специалиста Центра  «Ресурс»


 

Что такое взаимодействие с другими людьми? Каковы его виды? В чем отличие конструктивного и деструктивного общения? Как и чем может помочь взрослый в налаживании конструктивных отношений? Как помочь справится с агрессивным поведением ребенка? Как научить общаться и дружить? Как самим быть искренними во взаимоотношениях с детьми и как научить искренности? Как просить детей, так чтобы просьбы родителей выполнялись?

На эти и другие вопросы, связанные с взаимодействием с другими людьми, мы попытаемся ответить в данном разделе.

Сфера «Взаимодействие с другими людьми» включает в себя три важных показателя:
1. Конструктивное взаимодействие со сверстниками.
2. Конструктивное взаимодействие со взрослыми (педагогами, родителями и др. взрослыми).
3. Эмоциональная отзывчивость.

Родители могут помочь ребенку в создании условий для построения конструктивного взаимодействия с другими людьми, своевременным консультированием, поддержкой и советом, а также собственным примером эффективного общения и взаимодействия с близкими и окружением.


Мой сын (12 лет) ходит в 7 класс. Он у меня совсем не конфликтный, застенчивый и скромный. В прошлом году мы переехали в новую квартиру и ему пришлось перейти в другую школу. Оказалось, что новый класс его не принял. Он у меня замкнутый, ничего не говорит, но я узнала, что он изгой в своем классе. Драться он тоже не умеет. Бывало, несколько раз приходил с синяками или ссадинами, но и это я заметила случайно, так как после прихода из школы он запирается в своей комнате и не выходит. Проблема усугубляется тем, что он интроверт. В секциях сын долго не задерживается, максимум 2-3 месяца. Учителя также ничего не предпринимают, чтобы помешать гонению со стороны одноклассников. Сама я почти все время нахожусь на работе. Подскажите, что мне делать в данной ситуации?


Родители обратились к психологу за консультацией. Учитель их 10-летнего сына жалуются на то, что их сын постоянно дерётся на переменах. На расспросы родителей он ничего не рассказывает.


Меня очень волнует поведение моего сына, которому 10 лет. Полностью не уверен в себе, не общается в классе с детьми. При общении кусает губы, переваливается с ноги на ногу, руки держит за спинной. Занимается футболом и каратэ, есть достижения. Мы стараемся его поддерживать, хвалим, помогаем, но у нас ничего не выходит. Подскажите, что нам делать.


Дочери 10 лет, в этом году она пошла в новую школу и сразу подружилась с одной девочкой, хотя и с другими поддерживала ровные отношения. Моя дочка трудно близко сходится с людьми, довольно закрытая и неуверенная в себе. Новая подруга через какое-то время стала пытаться командовать моей дочерью, но получив отпор, решила ей отомстить. Сначала перестала с ней общаться, а теперь наговаривая на нее, ссорит ее с теми девочками, с которыми она начинает дружить. Потом подходит и спрашивает: "Что, не с кем дружить?" Мой ребенок не хочет ходить в школу. Что мне делать?


Сыну 12 лет. Учиться не хочет, врёт, ничего ему не интересно. А что больше всего беспокоит, что его бьют два мальчика достаточно часто. Сын не говорит, я узнала случайно от соседки. Сын не может им дать отпор, думаю, потому что боится, что с ним не будут дружить. Пытается подстроиться под всех друзей. Я в растерянности. Мы живём в деревне, в школе нет психолога, с которым можно поговорить.


Умеет ли ребенок конструктивно взаимодействовать со сверстниками?


Умеет ли ребенок конструктивно взаимодействовать со взрослыми?


Что такое «Эмоциональная отзывчивость» и в чем она проявляется?

 


Дочери 8 лет. Перевели ее в другую школу (2 класс). За месяц учебы она ни с кем не подружилась, даже не знает, как кого зовут. Я с ней пытаюсь разговаривать об этом, советую, как подружится с одноклассниками. Она избегает таких разговоров. Как можно ей помочь?


У меня проблемы в общении с дочкой 9-ти лет. Все мои бытовые просьбы игнорируются или слышу ответ «сейчас сделаю», а «сейчас», как правило, и вовсе не наступает. Поэтому все просьбы, соответственно, превращаются в требования, а не исполнение требований приводит к скандалу. Уроки дочка делать патологически не хочет, может потратить целый день, но так и не сделать. Аргумент, что их надо делать быстро, чтобы оставалось время на развлечения, на нее не действует. На уровне привычек ничего не вырабатывается, например, каждый день необходимо отправлять человека в ванную умываться, но даже когда она оттуда выходит, половина дел так и не сделана. В кружки она тоже ходить не хочет, кроме телевизора ничего не удерживает ее внимания. Все общение между нами превратилось в постоянную ссору, нет возможности выделить среди этого процесса даже немного времени для "обыкновенного" любящего общения между мамой и дочкой, т.к. постоянно в воздухе висит какой-то ее "косяк", который не позволяет в этот момент пожалеть и приласкать ребенка. Я превратилась из спокойного, выдержанного человека в абсолютного надзирателя-истеричку. Помогите понять, что же с этим делать? Пробовала отпустить все "на самотек", не делать постоянно замечаний, не контролировать, не вмешиваться. Результат оказался плачевным. Ребенок ходит в школу не умытым, не заплетенным, с невыученными уроками, при этом ее комната была завалена различными вещами по пояс, по которым она спокойно могла ходить ногами. Соответственно, пришлось опять брать процесс под свой контроль, что и привело к первоначальному состоянию - отсутствию взаимопонимания и тепла между нами. Я в отчаянии, люблю свою дочь безмерно и хочу гармоничных отношений с ней. Помогите нам справиться с этой ситуацией.


У меня растет дочь (сейчас ей 11 лет) и меня заботит, нужно ли специально говорить с ней о взаимоотношениях с мальчиками (вроде как столько информации вокруг: телевизор, интернет…) Сама дочка не задает никаких вопросов. Как можно ненавязчиво поговорить с ней на эту тему?