Центр профессиональной ориентации
и психологической поддержки
«
Для нас важно быть думающими, творческими, ответственными, умеющими достигать результата и радоваться успехам...
»

Здоровый образ жизни и безопасность

 

Материалы раздела подготовила:
Ирина Серафимович, к.пс.н., заместитель директора по научной и внеучебной работе
ФГБОУ ВО Ярославский филиал РЭУ Г.В. Плеханова,

Сайт: www.rea.ru/ru/org/branches/Pages/yaroslavl.aspx

При участии:
Ирины Кузнецовой, к.пс.н., директора Центра профессиональной ориентации

и психологической поддержки «Ресурс»;
Марины Хахуновой, главного специалиста  Центра профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс»;
Ольги Большаковой, заместителя директора Центра профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс»

Важнейшей линией воспитания является формирование  здорового образа жизни и безопасности поведения детей.  Что такое здоровый образ жизни (далее – ЗОЖ) школьника? Каковы его проявления? Как можно определить  ориентацию ребенка на здоровый образ жизни? Как помочь детям любого возраста сохранить мотивацию безопасного поведения? Как уберечь ребенка от опасностей и негативных соблазнов современного мира? Как говорить с ребенком о поведении в ситуациях, которые представляют для него угрозу? Как справиться с собственными тревогами по поводу безопасности ребенка? На эти и другие вопросы, связанные с социально-психологическими аспектами здоровья и безопасного поведения подрастающего поколения мы попытаемся ответить в данном разделе.

Сфера «Здоровый образ жизни и безопасность» включает в себя три важных аспекта:
1. Безопасность поведения вне дома (в транспорте, на дорогах, в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей).
2. Это безопасность поведения с незнакомыми людьми (в том числе, в различных формах Интернет-общения).
3. Собственно ведение здорового образа жизни.

У школьников разного возраста  ориентация на здоровый образ жизни и безопасное поведение имеет свои специфические проявления в каждом из указанных аспектов. Это обусловлено возрастными особенностями, формирующимися ценностями,  объемом знаний и навыков.

Родители могут помочь ребенку в формировании здорового образа жизни и безопасного поведения собственным примером, своевременным информированием, последовательностью требований, адекватным реагированием на различные, порой деликатные ситуации.

 

Страх перед врачами у дочери (7 лет). Очень боится врачей, особенно стоматологов и тех, что делают прививки. Всегда заранее ей объясняю, что будут и как будут делать. Говорю, что может быть немного больно, но надо потерпеть. Объясняю, что врачи хотят помочь. Вроде все понимает, соглашается, даже в кабинет заходит и тут начинается истерика. Начинает кричать, не дает сделать даже просто осмотр. Рот не открывает. На уговоры/разговоры не реагирует. Хотя заранее договориваемся, что если зубик полечит, купим что-нибудь, например. Иногда ругаю ее за поведение, но это уже когда совсем начинает вести себя ужасно. Раньше нормально ходили к врачам. Думаю, возможно, при осмотрах и прививках в саду могли сделать больно и теперь жуткий страх. Как помочь дочке перестать бояться?

В таких случаях весьма эффективна игровая терапия и терапевтические сказки. Проиграйте с ребенком, используя игрушки, сценки похода к врачу. Берите на себя роль «паникера», а она пусть будет уговаривающей ребенка мамой и врачом. Попросите дочь проинструктировать вас, как надо кричать и бояться. Чаще рассказывайте ребенку сказки, которые предлагают другую стратегию поведения, например, сказки о том, как подружиться со страхами, или как обидно быть врачом, от которого все прячутся. Есть старый советский мультик про бегемота, который боялся прививок, он будет вам полезен.

Екатерина Блюхтерова, клинический психолог, эксперт портала «Я – родитель»
Ссылка на электронный ресурс: http://www.ya-roditel.ru/parents/consultation/Strakhperedvrachamiudocheri/

 

Вредны ли компьютерные игры? Мой семилетний сын достаточно много времени проводит за компьютером. Играть в стрелялки может несколько часов подряд. Я наблюдала за этой игрой: стрельба, взрывы, кровь на экране. После игры ребенок становится очень активным, даже агрессивным. Я начинаю переживать за него. Где-то читала, что подобные игры ничего хорошего ребенку не принесут. Так ли это и как я могу отвлечь его?

На вопрос - вредны ли компьютерные игры - однозначного ответа нет. Все зависит от степени вовлеченности в игру, от личного восприятия ребенка. Активность вашего малыша после игры – нормальная реакция. Совсем другое дело, если потребность в подобных переживаниях становится настолько сильной, что может привести к формированию игровой зависимости. Понаблюдайте за сыном. Если он не может контролировать свое желание провести лишние часы за игрой, постарайтесь найти для него другое увлечение. Например, запишите его в спортивную секцию. Сделайте упор на то, что там он сможет обсуждать со сверстниками свои игровые достижения.  Сейчас для беспокойства нет повода. При разумном подходе даже компьютерные развлечения могут быть полезны.

Анна Левченко, эксперт портала «Я – родитель»
Ссылка на электронный ресурс: http://www.ya-roditel.ru/parents/consultation-internet/375178/?=s\

 

Моей дочери 15 лет. Ее молодой человек пригласил отпраздновать день рождение в почти незнакомой компании, без присутствия взрослых. Я, как мама, высказала свои переживания и опасения дочке, сказала, что не очень хочу ее отпускать туда, на что услышала в ответ: «Вечно ты только о плохом думаешь!»

Ваши переживания уместны. Девочки-подростки начинают интенсивно общаться со сверстниками, бывать в молодежных компаниях и приобретают первый опыт взаимоотношений между мужчиной и женщиной, который не всегда может быть конструктивным и успешным. Вы начали верный вектор движения, при этом Вам стоит переговорить не только о возможных негативных последствиях, но и о возможных способах поведения. Именно это требуется Вашей дочери для приобретения навыка нового общения. С самого начала общения с противоположным полом необходимо ясно обозначь границы возможных взаимоотношений – что можно делать, а чего нет. Объясните дочери, что не надо стесняться своей осторожности. Если возникнет чувство неловкости ситуации, малейшей опасности  - необходимо уйти или твёрдо заявить о своем отношении к ситуации, сказать «Нет!». С малознакомыми людьми или на большой  вечеринке надо  всегда оставайся трезвой, чтобы не совершить необдуманный поступок или не показаться легкодоступной. Не боятся просить помощи у взрослых, в том числе у родителей и решить, какие будут возможные действия в случае опасности. В подростковом возрасте важно приобрести опыт партнерских отношений, и у вас, как у мамы, появилась хорошая возможность (подходящая ситуация) их начать реализовать.

Ирина Серафимович, к.пс.н., заместитель директора по научной и внеучебной работе 
ФГБОУ ВПО Ярославский филиал РЭУ Г.В. Плеханова.
Сайт: www.rea.ru/ru/org/branches/Pages/yaroslavl.aspx

 

Весь первый класс мы возили на машине ребенка в школу (жили далеко). Потом переехали, и поскольку от школы до дома надо переходить три дороги (одна без светофора) и трамвайную линию, то мы просили бабушку встречать дочку. На следующий год мы идем в третий класс. Стоит ли нам отказаться от услуг бабушки и дать полностью ребенку самостоятельность?

Для успешного разрешения Вашей ситуации необходимо учитывать как минимум три фактора: желание и готовность самого ребенка, необходимые навыки безопасного поведения и ваши возможности.

Во-первых, готов ли ребенок самостоятельно добираться до дома после школы. Вероятнее всего, большинство его сверстников (особенно живущих рядом со школой) давно это делают сами. Вспомните, просил ли Ваш ребенок разрешения сам прийти из школы домой? Что вы ему ответили? Окажите поддержку ребенку, посмотрите, есть ли у него желание быть в этом вопросе самостоятельным. Если нет желания, то необходимо спросить, почему. Поговорите со своим ребенком.

Во-вторых, возрастные особенности ребенка позволяют говорить о возможности принять ответственность за безопасное поведение, стремление быть самостоятельным и успешным характерно для этого возрастного периода. При этом, необходимо оценить (возможно, сначала с взрослым, далее  частично с помощью взрослого) сформированность навыков поведения на дороге. Возможно, что на первых порах потребуется ваша частичная помощь при плохих погодных условиях, в зимний промежуток времени.

В-третьих, возможно Вам придется ответить самой себе на вопрос: «Что Вам мешает разрешить своему ребенку быть самостоятельным? Что именно Вас беспокоит?». Прислушайтесь к своим чувствам и разрешите себе быть свободной и ответственной за свои поступки, тогда не будет желания постоянного контролировать и бояться за других.

Ирина Серафимович, к.пс.н.,заместитель директора по научной и внеучебной работе
ФГБОУ ВО Ярославский филиал РЭУ Г.В. Плеханова
Сайт: www.rea.ru/ru/org/branches/Pages/yaroslavl.aspx

  

 Дочь выкладывает в сеть откровенные снимки. Я не знаю, наверное, что-то не так с моей Настей (12 лет). В общем, расскажу историю. Где-то неделю назад я взяла ее айпад, чтобы посмотреть кое-что по работе. Вдруг приходит сообщение на почту дочери, сообщение от какого-то мужчины. Я захожу в почту и... Это что-то! Настя отправляла свои неприличные фотографии мужчине (я их видела раньше, но не думала, что она будет их кому-то отправлять). Также отправляла сообщения с просьбой подтвердить это сообщение с целью зарегистрироваться на сайте. И это были сайты знакомств, видеочаты, чат рулетки и т.п. Я была в ужасе, но это еще не все. Я открыла ее аккаунт и увидела, что она разговаривает с мужчинами на откровенные темы. Но при этом возраст указан на странице (12 лет). Также на компьютере была программа, с помощью которой я могла узнать, что делала дочь в видеочате. Конечно, она показывала свое тело напоказ. Что посоветуете? Это ненормально со стороны дочери? Или это нормально?

Современное информационное поле очень сильно влияет на наших детей. Девочка, которую не замечают сверстники, становится объектом внимания для взрослых мужчин в Интернете, и это может стать для нее привлекательным. Спокойно поговорите с дочерью, расскажите ей о своих страхах за нее и своих переживаниях. Узнайте, что она получает от подобного общения, какие эмоции переживает, размещая в сети свои откровенные фотографии.

Объясните девочке, что ей не стоит снимать себя в неподобающем виде, нельзя отправлять снимки кому бы то ни было. Как только она отправляет фотографию - она теряет контроль над ней, и фото может появиться где угодно и когда угодно.

Постарайтесь всегда быть в курсе того, где и с кем находится ваша дочь, чем она занята. Ограничьте ей доступ в Интернет (не рассчитывайте на порядочность оппонентов на сайтах – факт указания возраста может наоборот подогревать интерес). Помните, незрелую личность проще ввести в заблуждение, чем взрослого человека. Предложите ребенку свою поддержку и защиту. Убедите дочь, что в любой трудной жизненной ситуации она всегда может рассчитывать на вашу помощь.

Екатерина Блюхтерова, клинический психолог, Эксперт портала «Я – родитель»
Ссылка на электронный ресурс: 
http://www.ya-roditel.ru/parents/consultation/Dochvykladyvaetvsetotkrovennyesnimki/

 

 Моему сыну 14 лет. Недавно я заметила, что ему в Контакте пишет незнакомый взрослый парень. Он просит моего сына поговорить с некоторыми мальчиками из школы, чтобы те с ним подружились. Мне удалось выяснить у сына, что вроде раньше этот парень общался с некоторыми мальчиками из школы сына. Потом общение прервалось, и он просит сына помочь восстановить ему общение с мальчишками. Я очень обеспокоена. Прошу помочь сориентироваться, что мне предпринять, куда обратиться. Мне бы не хотелось никого обидеть, но меня эта ситуация настораживает.

Это хорошо, что вы имеете возможность получать информацию о контактах сына в Интернете. Судя по тому, что вы сказали, с сыном пытается общаться незнакомец. Подход должен быть тот же, что и в ситуации попытки знакомства на улице – максимум осторожности и, желательно, прекращение общения. Постарайтесь узнать, каким образом незнакомец вышел на вашего сына, что за история была у него с теми мальчиками. Поблагодарите сына за информацию, пообещайте ему всяческую помощь и поддержку. Если незнакомец поймет, что вы в курсе истории, он сам может прекратить общение. Старайтесь ежедневно вызвать сына на разговор, стремитесь понять, не собирается ли он идти на встречу с незнакомцем из Интернета. Если это случится, поговорите с сыном, расскажите о своих переживаниях, договоритесь, что он никуда не пойдет без вашего согласия. 

Рулев Михаил, к.пед.н, учитель высшей квалификационной категории, эксперт портала «Я-родитель»
Ссылка на электронный ресурс: 
http://www.ya-roditel.ru/parents/consultation-internet/-1209349571/

 

 

Безопасность на дороге, от чего она зависит? Что может сделать сам ребенок, чтобы обезопасить себя? Чем может помочь взрослый?

Для младшего школьника важно само знание правил безопасного поведения, а также понимание необходимости их соблюдения: знание основных знаков и правил дорожного движения для пешеходов, правил дорожного движения для велосипедистов, значение цветов светофора, знание того, как и где можно переходить дорогу, как обходить автобус, троллейбус и трамвай, что может случиться с человеком, неправильно переходящим улицу. Конечно, элементарные знания такого плана есть даже у дошкольников. У младших школьников родителям важно поощрять выполнение этих правил (а желание в большинстве случаев бывает, т.к. новая роль школьника предполагает новую социальную позицию и стремление быть ответственным и самостоятельным) и контролировать правильность их выполнения. Например, понаблюдать со стороны (с балкона, из окна дома), как дети переходят улицу, и потом можно высказать корректные пожелания и замечания, что выполнялось не так и как надо себя вести (например, дети часто стремятся перебегать дорогу на красный свет светофора). Помощь и поддержка родителей дают веру в собственные силы, но пока ребенок не будет пробовать самостоятельно выполнять правила безопасного поведения на дороге (без сопровождения старших), он не будет в полной мере приобретать навыки безопасности. 

Несформированность данного качества часто проявляется в отсутствии связи между знанием и действием (знает, как надо, но не делает). Такой школьник выполняет требования, только когда считает обязательным (много машин, рядом родители или знакомые взрослые), иногда действует не по правилам из «спортивного интереса» (хочет проверить, не испугается ли, сможет ли, успеет ли), а в некоторых случаях у ребенка не хватает частных знаний (например, думает, что любой транспорт нужно обходить сзади, или что стоящий транспорт не опасен, не задумываясь о том, что он загораживает обзор, и другой идущей машины просто не видно и т.д.).

В средней школе помимо знания правил безопасного поведения  и понимания необходимости их соблюдения, должно присутствовать неукоснительное соблюдение этих правил, а также готовность самостоятельно оценить уровень безопасности окружающей среды (знание и использование правил поведения при разных погодных условиях, ситуациях на дороге, безопасность поведения на воде, на льду и пр.).

В старшей школе к вышесказанному добавляется важное умение обосновать собственные прогнозы и оценку безопасности.

 

Безопасность в общественном транспорте, от чего она зависит? Что может сделать сам ребенок, чтобы обезопасить себя? Чем может помочь взрослый?

Знание и частичное соблюдение правил поведения в общественном транспорте обычно уже характерно для младшего школьника (во время движения необходимо держаться за поручни, не стоять около дверей, не высовываться из окна общественного транспорта, нельзя громко смеяться и разговаривать, к выходу надо готовиться заранее, нельзя трогать подозрительные предметы и т.д.). При контроле и поддержке взрослого мы можем обеспечить выполнение этих правил.

В средней школе у подростков к знанию и выполнению добавляется активная позиция и адекватная оценка поведения окружающих, нарушающих правила общественного поведения, а также желание помогать взрослым в решении проблемных ситуаций. Но при этом, видя нарушение правил поведения в транспорте, подросток сам может «присоединится» к нарушителям, что может быть обусловлено обесцениванием позиции и мнения взрослых, протестным поведением. Позиция взрослого, направленная на позитивность решения проблемных ситуаций, обращение к подростку как к взрослому и равному, опора на чувство взрослости и стремление вести себя по-взрослому позволит привлечь подростков на свою сторону.

В старшей школе добавляется умение гибко противостоять негативному влиянию референтной группы, нарушающей правила поведения, самоконтроль за поведением, активная жизненная позиция и демонстрация позитивного примера поведения в общественном транспорте, оказание помощи взрослым при нарушении кем-либо правил поведения.

Нарушение правил  безопасности поведения в общественном транспорте может быть связано с ленью, отсутствием навыка, влиянием референтной группы (знаю, что нехорошо громко разговаривать, но весь класс ведет себя так), а также рассогласованностью знания, понимания и мотивации (знаю, понимаю, но не хочу делать).

 

Безопасность вне дома, от чего она зависит? Что может сделать сам ребенок, чтобы обезопасить себя? Чем может помочь взрослый?

Важный  аспект безопасного поведение вне дома – это адекватность и безопасность поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей: поведение при пожаре, стихийном бедствии, наводнении, смерче, урагане, нештатной ситуации в условиях быта или отдыха. Адекватность поведения младших школьников предполагает умение не растеряться и правильно действовать в условиях активного отдыха на природе (поведение при солнечных ударах, укусах насекомых, пресмыкающихся); умение пользоваться телефоном для вызова пожарных, «скорой помощи», полиции; адекватное поведение в ситуации «один дома» (реакция на телефонный звонок, звонок в дверь и пр.),  правильное поведение в случае, если потерялся в новом, незнакомом месте (в школе, лагере отдыха, на вокзале или в аэропорту). Одним из важных навыков является  умение адресно обратиться к взрослому (или в соответствующие инстанции – скорую, пожарную, полицию), оказать взаимопомощь, не паниковать, а действовать по инструкции.

В средней и старшей школе к этим умениям добавляется ответственность и частичное прогнозирование возможных экологических проблем на различных территориях и акваториях при определенном поведении и деятельности людей. Предвосхищение возможных последствий способствует корректировке, как своего поведения, так и поведения окружающих.

 

 Безопасное поведения с незнакомыми людьми, от чего оно зависит? Что может сделать сам ребенок, чтобы обезопасить себя? Чем может помочь взрослый?

Соблюдение правил общения с незнакомцами также предполагает знание того, что можно и что нельзя в общении с чужими людьми: открывать дверь, садиться в машину, ехать вместе в лифте, брать подарки и угощения, рассказывать о себе и своей семье, одалживать свой телефон, документы и пр. Младшие школьники  не всегда придают серьезное значение правилам безопасности. Они часто ориентируются не на объективную ситуацию, а на эмоциональное впечатление от встреченных людей – если человек им понравился, они не видят опасности  и готовы вступать с ним в контакт («хороший» человек, с их точки зрения, не может принести зло); иногда сиюминутная радость (конфета, мороженое, красивая машина, добрый голос и пр.) для них важнее отдаленной опасности.

Ребенок должен понимать, что общение  с незнакомцами может нести угрозу для жизни и безопасности ребенка и даже членов его семьи. Родители должны пояснить, что преступники не всегда страшные и злые, на время они могут проявлять положительные качества. Нельзя соглашаться на предложения от незнакомых людей, необходимо научится говорить «нет».

У подростков должна проявляться готовность к умению увидеть опасность и негативные последствия ситуации «легкой выгоды», а также формироваться критичность к себе и собственным поступкам и их возможным результатам, к мотивам поступков других людей.

У старшеклассников должна быть сформирована бдительность по отношению к малознакомым людям, к тем, с кем недавно познакомились (дома, в гостях, на улице, на дискотеках и культурно-развлекательных мероприятиях, в поездках, на экскурсиях).

У подростков и старшеклассников в силу возрастных особенностей может проявляться переоценка собственных возможностей управления ситуацией («пока все нормально, покатаюсь в машине, а как станет понятно, что опасно, сбегу…»). Здесь особенно требуется поддержка взрослых и совместное (в доверительном общении) прогнозирование возможных последствий отдаленного и ближайшего будущего.

 

 Что предполагает информационная безопасность в киберпространстве? Что может сделать сам ребенок, чтобы обезопасить себя? Чем может помочь взрослый?

Информационная безопасность в киберпространстве, глобальном информационном пространстве, в котором происходят телефонные разговоры, функционируют чаты, реализуются онлайновые дискуссии и другие виды электронных коммуникаций, предполагает несколько условий: осознание запрета на разглашение определенного вида информации, понимание особенностей Интернет-общения, знание о фактах разнородности Интернет-информации. Рассмотрим подробнее каждый из вышеперечисленных пунктов.

Первое условие безопасности - осознание запрета на разглашение определенного вида информации. Для младших школьников характерно знание и частичное умение соблюдать безопасность при контакте с незнакомыми людьми (по телефону, при общении в социальных сетях, чатах). У детей должно быть осознание запрета на разглашение двух видов информации:
- личной персональной (конфиденциальной) информации (своей собственной и ближайшего окружения): возраст, паспортные данные, номера кредитных карт, пароли, адрес места жительства, номер школы, класса, номера мобильного и домашнего телефонов и т.д.;
- информации, касающейся здоровья, личных и семейных проблем (кроме детского «Телефона доверия»).

Второе условие безопасности - понимание особенностей Интернет-общения, знание о фактах разнородности Интернет-информации. Непонимание особенностей Интернет-общения (под профилем ровесника может скрываться, кто угодно) и факта разнородности Интернет-информации (не стоит посещать сайты с нежелательным контентом, лейтмотивом которых являются грубость, насилие), может привести к нарушению психологического здоровья. Родители должны понимать, что дети в силу небольшого жизненного опыта и возрастных особенностей «не видят опасностей» Интернета, не в полной мере осознают риски его использования. К основным рискам относятся нравственно-этические (порно-сайты, пропаганда нездорового образа жизни, нецензурные тексты), информационная безопасность (вирусы, нежелательная почта или спам, онлайн-мошенничества) и риски в общении (незаконный контакт, киберпреследование: угрозы, сексуальные домогательства с использованием информационных технологий). Родителю следует информировать ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе Интернет, вместе с ребенком просматривать сайты, приучать делиться с вами увиденным, внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путём отправки SMS, сформировать список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок.

Если ребенок в младшем школьном возрасте научится грамотно пользоваться Интернетом, то в подростковом возрасте возможно уже осмысленное оказание помощи одноклассникам при появлении проблемных ситуаций, нарушающих информационную безопасность в киберпространстве, умение адресно обратится к взрослому за помощью в случае возникновения опасности при общении с незнакомыми людьми в информационном пространстве, умение противодействовать простейшим манипуляциям-ловушкам для установления контакта. Кроме того, формируется готовность к самостоятельному позитивному выбору способов и контактов в киберпространстве для обеспечения собственной информационной безопасности.

 

Что включает в себя ведение здорового образа жизни? Что может сделать ребенок сам? Чем может помочь взрослый?

Понятие «здорового образа жизни» (ЗОЖ) включает в себя несколько составляющих: во-первых, это представление о необходимости соблюдения здорового образа жизни, знания о видах здоровья, ответственность за здоровье. Во-вторых, это знание существенных последствий ведения нездорового образа жизни, причин травматизма, негативных факторов риска здоровью детей. В-третьих, это следование здоровому образу жизни и регулярное поддержание здоровья, формирование противостояния нездоровому образу жизни.

Первый компонент ЗОЖ - представление о необходимости соблюдения здорового образа жизни, знания о видах здоровья, ответственность за здоровье.

В младшем школьном возрасте появляется представление о необходимости соблюдения здорового образа жизни (знание о здоровом питании; важности физической активности, занятий физкультурой и спортом; о необходимости соблюдения режима труда и отдыха; о том, сколько времени можно проводить за компьютером или телевизором, когда нужно делать уроки; зачем проветривать комнату, вытирать пыль и мыть полы, во сколько нужно ложиться спать и вставать, зачем делать зарядку и умываться и т.д.). Младший школьник должен иметь адекватные представления о том, какая пища является полезной, а какая – хотя и вкусной, привлекательной, но вредной для детского организма, какие признаки недомогания связаны с некачественным питанием и какие ограничения это накладывает на его поведение. Для этого возрастного периода характерно появление знаний о том, что существуют различные виды здоровья (физическое, психологическое, социальное, нравственное, духовное) и наличие готовности к ответственности за сохранение и укрепление здоровья.

В подростковом и юношеском возрасте к знаниям добавляется готовность выполнять правила поведения, направленные на сохранение каждого вида здоровья,  готовность нести ответственность за сохранение и укрепление собственного здоровья, возникает ценность здорового и безопасного образа жизни, формируется  установка на активный, экологически целесообразный, здоровый и безопасный образ жизни. В юношеском возрасте ЗОЖ может рассматриваться как необходимый ресурс для самореализации, появляется направленность и потребность в пропаганде ЗОЖ, формируется позитивная психосексуальная идентичность, направленная на семейные (брачные) отношения.

Второй компонент ЗОЖ - это знание существенных последствий ведения нездорового образа жизни, причин травматизма, негативных факторов риска здоровью детей. 

Знания младших школьников включают в себя понимание существенных последствий ведения нездорового образа жизни (употребления алкоголя, табакокурения, приема энергетиков и пр.) и причин травматизма («случайных травм» не бывает, каждая их них так или иначе связана с несоблюдением правил того или иного безопасного поведения в быту, транспорте, на дороге), результатов экранной  (компьютерной, телевизионной) и игровых зависимостей, негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания). Кроме того, младший школьник должен понимать, какой вред себе и окружающим наносит неконструктивное (агрессивное) поведение, как важно сдерживать отрицательные эмоции и уметь справляться  с волнением и переживаниями в ситуациях стресса (перед контрольной, самостоятельной работой, когда вызывают к доске и пр.). Произвольность поведения, являющаяся новообразованием младшего школьного возраста, – реальная основа для применения таких знаний в поведении.

 В подростковом и юношеском возрасте помимо теоретических знаний появляется умение самостоятельно анализировать существенные последствия ведения нездорового образа жизни на примере реальных жизненных ситуаций (материалы личного наблюдения, СМИ). Кроме того, становится важным для личностного развития достижение основных критериев психологического и социального здоровья (наличие друзей, принятие референтной группой, адаптация к социуму, отсутствие невротических проявлений в поведении и др.), отсутствие элементов неблагополучия в психологическом здоровье (тревожность, агрессивность, низкая самооценка, неумение управлять эмоциями), умение справляться  с волнением и переживаниями в ситуациях стресса (перед контрольной, самостоятельной работой, при сдаче ГИА, ЕГЭ).

В юношеском возрасте важным является наличие бережного и ответственного отношения к физическому, психологическому и другим видам здоровья, как собственному, так и здоровью других людей, умение оказывать первую помощь.

Третий компонент ЗОЖ – это следование здоровому образу жизни и регулярное поддержание здоровья, формирование умения противостоять нездоровому образу жизни.

Для младшего школьника характерно естественное, без принуждений, но при опосредованном контроле взрослого, следование здоровому образу жизни  и готовность самостоятельно, регулярно поддерживать свое здоровье (физическая активность, занятия физкультурой и спортом; соблюдение правил личной гигиены, здоровое питание и волевой отказ от «вредной пищи», соблюдение режима труда и отдыха). Происходит постепенное формирование умения противостоять вовлечению в процесс формирования вредных привычек (табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ; компьютерная, телевизионная и игровая зависимость), появляется потребность в безбоязненном обращении к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья; развивается готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье (без напоминания чистит зубы, делает зарядку, привлекает к этому процессу сверстников, младших братьев и сестер), пробуждается желание заботиться о своем здоровье и здоровье других, появляется интерес к процессу поддержания и ведения здорового образа жизни. 

Ребенок, для которого здоровый образ жизни не представляет личностной ценности, не задумывается о том, какой вред ему может нанести несоблюдение простейших требований; даже если знает об этом, не верит, что лично ему это может быть вредно; у него нарушен режим и качество питания (он может не завтракать, не обедать вовремя, ужинать поздно вечером, постоянно что-нибудь грызть – чипсы, сухарики, категорически отказываться от горячей пиши, особенно супов и пр.); он слишком много времени проводит у экрана телевизора или монитора; ложится спать поздно, а встает за несколько минут до выхода из дома; не любит физкультуру и другие формы физической активности; уроки делает обычно перед сном или отказывается ложиться спать потому, что поздно начал делать уроки и не успел и т.д.

В подростковом возрасте готовность и потребность самостоятельно поддерживать свое физическое здоровье выражается в выборе индивидуальных способов сохранения здоровья: фитнес-клуб, паркурбатика, тренажерный зал. Для сохранения психологического здоровья важно формирование навыков «принятия себя» и создания вокруг себя благоприятной атмосферы (выращивание и размножение культурных растений, воспитание и уход за домашними животными).

Для юношеского возраста характерны реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребность в физическом и других видах самосовершенствования, занятия спортивно-оздоровительной деятельностью, самопознание, саморазвитие, осознание и умение обосновать собственные взгляды и установки на ЗОЖ.