Центр профессиональной ориентации
и психологической поддержки
«
Для нас важно быть думающими, творческими, ответственными, умеющими достигать результата и радоваться успехам...
»

Социальное поведение

 

 

Материалы раздела подготовили:
Ольга Кащеева, Елена Хорошавина, заведующий информационно-методическим отделом Центра профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс»; Ирина Серафимович, к.пс.н.,заместитель директора по научной и внеучебной работе ФГБОУ ВО Ярославский филиал РЭУ Г.В. Плеханова
При участии 
Ирины Кузнецовой, к.пс.н., директора Центра профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс»

 


Всю жизнь человек ищет свое место в мире. Он не может существовать без общества, а оно, в свою очередь, без него. Когда человек только появился на свет, он - маленький и беспомощный. Ему предстоит учиться жить в огромном обществе со своими  нормами, правилами, ограничениями, отлаженной системой  и тысячелетиями накопленным опытом. Что мы понимаем под социальным поведением? Как происходит процесс социализации и социальной адаптации ребенка?  Как влияет общество, семья, школа и т.д. на процесс социализации ребенка? Как ребенку жить в изменяющихся условиях - экономических, политических, этнических, культурных?

На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в данном разделе.

С самого момента  рождения ребенок находится в микросоциуме, у него завязываются отношения внутри семьи, в первую очередь, с родителями. Но, кроме них, отношения возникают и с сестрами, братьями, бабушками и дедушками. Качество таких отношений является предпосылкой для дальнейшего социального развития ребенка. Они являются фундаментом, на котором ребенок впоследствии будет строить отношения со знакомыми и незнакомыми сверстниками и взрослыми людьми. Основная задача семейного воспитания - заложить основные социальные навыки, чтобы ребенок смог создавать новые социальные связи самостоятельно.

Затем эстафету  социализации личности принимает детский сад, школа. Поступление в детский сад, школу и т.д. дает понять ребенку, что общение между людьми не сводится лишь к отношению между членами семьи, хотя такие взаимоотношения и остаются для него наиболее значимыми. На всем протяжении своего развития ребенок остается участником двух систем - семейной и внесемейной. Чтобы избежать замыкания круга общения только на семью, ребенку необходимо овладеть  базовыми знаниями об устройстве общества и функционировании социальных институтов (школа, СМИ, друзья, политика, культура, религия, государство т.д.).

Ребенок и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а ребенок усваивает их в зависимости от своих личных качеств.

Родители могут помочь ребенку в создании условий для построения конструктивного социального взаимодействия своевременной поддержкой и советом, а также собственным примером эффективного общения и взаимодействия с близкими и окружением.

 

Сфера «Социальное поведение» включает в себя три важных показателя:
1. Принятие социальных ролей
2. Самостоятельность в решении социальных и бытовых вопросов
3. Ответственность за порученное дело

                       

У меня ребенок пошел в пятый класс. Как ему помочь адаптироваться? Надо ли рассказывать подростку о возможных сложностях в среднем звене или лучше не запугивать? Стоит ли ходить к педагогам, интересоваться успехами и неудачами? Надо ли контролировать, помогать?

Статистика сообщает нам, что у 30% учеников снижается успеваемость при переходе из начального звена в среднее. Пятый класс несет детям целый ряд испытаний, самым главным из которых является появление учителей-предметников, что сопряжено для детей с большой психологической нагрузкой. Процесс адаптации может затянуться, и успешность этого периода зависит прежде всего от родителей.

Выделяют следующие трудности среднего звена

  • В пятом классе появляются новые предметы, и их ведут разные педагоги. Каждый из них считает свой предмет самым важным и определяет ряд обязательных требований. Педагоги относятся к пятиклассникам не как к малышам, а как к зрелым школьникам. Требования к ответственности детей стремительно растут, а сама ответственность пока еще находится на уровне начальной школы, где педагог мог простить забытый учебник, пожурить за невыполненное задание, оставить после уроков. Ребенка огорчает расставание с первым учителем и пугают постоянно меняющиеся новые лица. В пятом классе педагоги мотивируют учеников методом оценок – как положительных, так и отрицательных. Чтобы к этому привыкнуть, детям нужно время.
  • Школьники занимаются в разных кабинетах. Несомненно, оборудованные классы делают процесс обучения качественным и настраивают детей на учебную деятельность. Однако дети лишены «теплого гнездышка» – «домашнего» кабинета, где находятся их личные вещи, где им спокойно и комфортно.
  • Круг общения у пятиклашек существенно расширяется. В сообществе средней школы они являются самыми маленькими и уязвимыми. Далеко не каждый ребенок способен легко контактировать с большим количеством детей старше себя.
  • Часто в пятом классе меняется состав коллектива: некоторые дети уходя – на их место приходят новые. Это создает стресс для ребенка, ведь ему приходится заново выстраивать отношения со сверстниками.

Последствия проблем школьной адаптации к средней школе
Опытные педагоги, наблюдая за пятиклассниками, констатируют признаки, характерные для большинства детей:

  • успеваемость детей падает;
  • пятиклашки жалуются на трудности обучения и усталость;
  • снижается интерес к учебной деятельности;
  • отношения между школьниками становятся напряженными – часто возникают ссоры и конфликты;
  • дети становятся беспокойными и тревожными, растерянными и забывчивыми;
  • проблемы в школе часто перерастают в конфликты с родителями, поэтому дети отстраняются от всех взрослых.

Трудности восприятия разных учителей
Перейдя из четвертого класса в пятый, ребенок не может «по щелчку» стать взрослым. Смена учителей играет при этом решающее значение. И дело не в личности педагогов, а в комплексном восприятии:

  • каждый педагог имеет свой набор привычек и требований – каждый раз темп урока меняется, но не каждый ребенок успевает писать, читать и усваивать информацию в нужном темпе;
  • стиль общения учителей может не восприниматься детьми;
  • методы обучения в средней школе существенно отличаются от уже привычных детям, поэтому пятиклассники нередко просто не усваивают материал;
  • требования к детям заключаются не только в выполнении домашних заданий, но и в построении ответов на вопросы, определенном поведении, умении грамотно вести записи в тетради.
  • Ненавязчиво контролируйте ребенка, особенно на первых порах, т. к. ему будет сложно приспособиться к новым требованиям школьной жизни. Если в начальной школе ребенок привык к тому, что вы все контролируете, ослабляйте контроль постепенно.
  • Приучайте ребенка к самостоятельности: ничего не делайте за него и помогайте в подготовке домашнего задания, только если он об этом попросит. Однако помогайте правильно: не подсказывайте ответы ребенку, а учите его находить их самостоятельно.
  • При появлении пробелов в знаниях не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам.
  • Ограничьте дополнительное образование ребенка, если наблюдаете его усталость в течение школьного дня.
  • Находите время на ежедневные разговоры: дайте возможность вашему ребенку выговориться, поделиться своими школьными проблемами. Говоря об учителях, помните о том, что подрывать их авторитет нельзя.
  • Поручите ребенку выполнение несложных домашних обязанностей, за выполнение которых он будет нести ответственность.

Рекомендации родителям пятиклассников
Перемены несут с собой и новые возможности: другой педагог – это шанс построить иное отношения к предмету, новый одноклассник – возможно, станет другом на всю жизнь, а бывший троечник — уверенным хорошистом, а то и отличником...

К сожалению, в этом возрасте дети еще не понимают, что учёба – путь к дальнейшим жизненным достижениям. Задача взрослых – мотивировать ребенка на учебу, чтобы школьные годы стали продуктивными и интересными.

Светлана Садова, эксперт портала «Я – родитель»
Ссылка на электронный ресурс:

http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/esli-pedagogov-mnogo-sovety-roditelyam-uchenikov-sredney-shkoly/


Как ребенок осваивает социальные роли? Какие трудности испытывает ребенок при освоении и принятии социальных ролей?

 

По мере взросления ребенок усваивает социальные нормы и  социальные роли, принятые в данном обществе. На протяжении жизненного пути человеку приходится осваивать множество социальных ролей, менять взгляды, привычки, вкусы, правила поведения и т.д.

Сначала ребенок копирует поведение взрослых, не понимая его. Маленький ребенок помогает подмести пол, вытирает пыль (в возрасте от 1 до 3 лет). Затем следует игровая стадия (в 3-4 года), когда дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. В какой-то момент ребенок может изображать из себя строителя и укладывать игрушечные блоки один на другой, однако минутой позже он начинает бомбардировать свои постройки.

В 4-5 лет и далее ролевое поведение становится целостным и проявляется способность ощущать роли других людей. Дети уже способны к коллективным играм, они учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Происходит процесс усвоения правил поведения в обществе. Удачным примером или аналогом такого поведения можно считать игру в футбол, когда в ходе перемещения по полю происходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с партнерами каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но и роли партнеров.

В младшем школьном возрасте важнейшим показателем социального развития является принятие соответствующих возрасту социальных ролей – ученика, сына (дочери), друга, брата (сестры) и пр., которое проявляется в знании и понимании того, что означает быть не просто сыном или дочерью, другом или учеником, но и хорошим, «настоящим» сыном (дочерью) или другом; в знании прав  и обязанностей ученика, члена семьи; овладении основными формами поведения, в которых проявляются и подтверждаются эти знания. По мере взросления повышается осознанность выбора социальной роли и расширяется спектр социальных ролей.

Принятие социальной роли зависит от того, как она поддерживается близкими людьми. Так, большинство детей с радостью готовятся стать первоклассниками и с интересом идут в школу. Однако освоение социальной роли школьника вскоре превращается для некоторых из них в настоящее испытание. Это происходит, если ребенок не готов работать в группе сверстников в условиях относительно строгих формальных требований и школьной дисциплины; или педагог проявляет недостаточно внимания при школьной адаптации ребенка; или родители своими высказанными мимоходом циничными суждениями относительно качества школьного образования сформировали у ребенка негативные, но пока еще подсознательные установки, которые рано или поздно проявятся в процессе обучения, как только ребенок столкнется с трудностями.

Иногда ребенок может демонстрировать некоторое пренебрежение по отношению к той или иной роли, которую он в данный момент исполняет, как бы показывая тем самым, что он и его социальная роль - не одно и то же. Так, поведение подростка в школе на уроке иногда может быть названо провокационным, когда он демонстрирует свою индивидуальность, независимость, оригинальность, самобытность. Он больше, чем просто школьник, ученик определенного класса, он, прежде всего - личность.

Но не стоит забывать также и о том, что именно овладение широким спектром социальных ролей является наиболее адаптивным для человека, поскольку способствует его развитию.

 

Почему дети, выросшие в одной семье, так сильно отличаются друг от друга?

 

 

Каждый ребенок воспитывается в семье с разной структурой. Он может быть единственным, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придает его личности новые черты. Кроме того, дети общаются с различными группами, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его.         

Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, а также опыт своих родителей, близких, знакомых.  

Социализируясь, принимая разные роли, человек становится полноценным членом общества.

 

 

Как воспитать самостоятельность в детях? Как родители могут помочь?

 

 

Социальные отношения имеют глубокую связь с самостоятельностью, осознанием ребенком себя и окружающих его людей. С его способностью контролировать свои мысли  эмоции, слова и поступки. 

Несомненно, все родители хотят, чтобы ребенок вырос самостоятельным, умеющим делать выбор и брать за него ответственность, способным к сотрудничеству, к постоянному самосовершенствованию, готовым адаптироваться к быстроменяющимся условиям.

Воспитывать детей - значит, учить их обходиться без нас. Задача каждого ребенка - стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим обустроить свою жизнь, принимать решения и отвечать за свои поступки. Задача родителей - помочь ему в этом нелегком деле. Важно помнить, что самостоятельность и ответственность не вырастают на неподготовленной почве. И в каждом возрасте есть свои зоны ответственности ребенка. Так, для малышей большое значение имеют навыки самообслуживания. Для ребят 5-9 лет - помощь по дому, освоение главных приемов учебной деятельности, первый опыт распоряжения деньгами. Для младших подростков (10-12 лет) - выбор занятий, кружков, дорога в школу без провожатого или решение о том, когда делать уроки - до просмотра любимого сериала или после: главное, чтобы уроки были сделаны! Подросток яростно отстаивает свое право на выбор друзей, манеру одеваться и музыкальные пристрастия. А выпускник совершает один из самых серьезных выборов в своей жизни - профессию и учебное заведение. Нередкой, однако, становится ситуация, когда родителям легче, спокойнее и удобнее многие вещи делать за ребенка. Причины могут быть разные - взрослый сделает быстрее, лучше, аккуратнее. Так спокойнее и безопаснее. Но каждый раз, выполняя что-то, с чем ребенок может справиться, мы выстраиваем пусть небольшую, но преграду на пути развития его самостоятельности. Другое дело, что в каждом возрасте различны объем и качество тех дел, которые мы можем поручить ребенку и за которые готовы отдать ему ответственность за результат.

По мере того как ребенок взрослеет, поручайте ему несложные домашние дела. Важно, чтобы он понимал, что у всех членов семьи, в том числе и у него, есть свои обязанности и их нужно выполнять.
Развивать самостоятельность ребенка возможно только в соответствии с «зоной ближайшего развития». Это психологический закон, открытый выдающимся отечественным ученым Л.С. Выготским. Суть этого закона в следующем: в каждом возрасте, для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга - дела, доступные для него только при помощи взрослого или же недоступные вообще. По мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым. Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой (папой, бабушкой...). Зона дел вместе - это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее.

 Материалы сайта НОУ ДО Информационно-психологический центр
«Белый слон» г. Екатеринбурга
Ссылка на электронный ресурс
http://www.wslon.ru/articles/deti/trudnosti-i-pomosh-v-uchyobe/

 

 

Что такое ответственность и как она формируется?

 

Ответственность – одно из важнейших социальных качеств, которое начинает формироваться достаточно рано. Ответственность бывает разной: за поступки и действия, за слова и обязанности, за принятие решений и взятие обязательств. Это качество не дается ребенку от рождения, оно развивается с годами. И насколько верно родители, педагоги и воспитатели смогут подойти к вопросу развития ответственности у подрастающего ребенка, настолько ответственным он вырастет. В младшем школьном возрасте оно проявляется в умении держать слово, выполнять обещания, признавать свои ошибки. Ребенок, характеризующийся чувством ответственности, практически всегда выполняет свои обещания и испытывает чувство стыда, если не удалось их выполнить по субъективным причинам (забыл, не успел); не пытается оправдываться и старается как можно быстрее исправить положение. По мере взросления расширяются знания о нормах и ценностях общества, идеалах, позволяющих ребенку функционировать в качестве полноправного члена социума. Подросток более осознанно выполняет взятые на себя обязательства и проявляет готовность отвечать за последствия своих действий, переживает за выполнение взятых на себя обязательств. При воспитании чувства ответственности родители не должны забывать о собственном примере ответственного поведения. Теплая эмоциональная поддержка, искренняя заинтересованность успехами и результатами, уважение к проделанному ребенком труду, даже не всегда удачному, все это - залог того, что ребенок будет стараться, преодолев все переживания и страхи, становиться  ответственным.

Притча «Учись у чая»

 

Приходит к отцу молодая девушка и говорит:

– Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… Что мне делать?

Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковых кастрюли с водой. В одну бросил морковь, в другую положил яйцо, в третью бросил щепотку чая. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку чай.

– Что изменилось? – спросил он свою дочь.

– Морковь и яйцо сварились, а чай распустился в воде – ответила та.

– Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри, твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились. Они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств – кипятка. Так и люди – сильные внешне, могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут…

– А чай? – спросила она.

– О! Это самое интересное! Чай изменил враждебную среду – он превратил ее в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.

 Ссылка на электронный ресурс
http://www.gov-zakupki.ru/odnoimenka/

 

 

 

Добрый день! Наслышана о том, что в школе дети представлены сами себе, в них не поддерживается и не формируется уважение к друг другу, умение жить в коллективе, очень часто дети издеваются друг над другом, а учителя не реагируют на такое поведение. И что делать, если до этого ребенок жил и учился в более доброжелательной и интеллигентной среде? Он не желает посещать школу. Что делать? Заставлять или переводить в другую, так как ребенок очень переживает. Он видел, как при нем издевались над детьми, и учителя не реагировали.

 

 

В каждой семье формируются свои модели поведения. Приходя в школу, ребенок приносит тот багаж, которым его наделили родители. Что он будет делать дальше с этим багажом, зависит от многих факторов. Это называется адаптацией к обществу. Не всегда этот процесс протекает легко и безболезненно. К сожалению, сделать все общество доброжелательным - задача непосильная. Переводить ребенка в новые коллективы в поисках наиболее теплой атмосферы тоже достаточно сложно. Вряд ли это будет способствовать научению дружить, общаться и искать компромиссы. Что касается конкретного поведения учителей и детей - мне необходимо понять ситуацию, чтобы сформировать свое мнение. В каждом случае может быть отдельная рекомендация. Но самое главное, я думаю, для вашего ребенка - это ваша поддержка и пример дружелюбного и толерантного отношения к людям.  А столкновение с несправедливостью - это необходимый жизненный опыт для любого человека, в результате которого он может сделать для себя важные выводы.                  

Ярилина Вера Станиславовна, психолог 
Ссылка на электронный ресурс
http://www.school-2013.msk.ru/school-ps-pub.html

 


Дочери 8 лет, хочу перевести дочь в другую школу. Переезжаем на другой конец Москвы, дочку придется перевести в другую школу. Она плачет и не хочет. Но отпускать её так далеко одну мы с женой боимся. Как её успокоить?

 

 

Вашей дочери предстоит путь адаптации в новой школе. Перемены всех пугают в той или иной степени, потому постарайтесь понять ее слезы. Она теряет привычный уклад жизни, старых друзей и преподавателей. Так что, пока идет процесс горевания по старой школе, надо всячески поддерживать вашу дочь. Хорошо, если связи с друзьями сохранятся. Возможно, за лето ваш ребенок найдет знакомых во дворе вашего нового дома. Здорово, если в новую школу вы сходите вместе задолго до начала учебного года, чтобы познакомиться с классным руководителем, самим зданием, расположением кабинетов.

В первые дни адаптации активно поддерживайте ребенка. Отмечайте ее маленькие победы, расспрашивайте об одноклассниках и преподавателях, о впечатлениях прожитого дня. Пусть режим дня первое время будет щадящим. Держите связь с классным руководителем, с другими родителями, посещайте родительские собрания. В выходные можно устроить детскую вечеринку для одноклассников, новых и старых знакомых. В играх детям легче всего подружиться и найти общий язык.

Если после двух-трех месяцев ребенку не удалось войти в новый школьный ритм, стоит обратиться к специалисту: школьному психологу или записаться на прием в один из Центров.

Шайнурова Елена, психолог
Ссылка на электронный ресурс
http://www.ya-roditel.ru

 

 

Добрый день, просьба помочь, до 4 лет воспитывала одна сына (Ваня), с мужем развелись, когда сыну было 1.8. Сейчас нахожусь в гражданском браке с мужчиной, у него двое детей, сыну 5 лет (Игорь), дочке 11 лет (Алена). На данный момент его дети живут с бывшей его женой. Конфликт возникает при общении моего сына с Игорем, мой сын ведет себя агрессивно по отношению к нему (поднимает руки и пытается драться). Когда подхожу к Игорю, мой сын ревнует безумно, требует, чтобы с ним находилась всегда рядом. Мы пытались объяснить, чтобы мой сын воспринимал Игоря как друга, что у вас общие игрушки, мы все вместе проводим время. Но сын мой никак не хочет реагировать на наши замечания... Хочу отметить, я его воспитывала одна, все внимание уделяла ему, никого рядом со мной не было, признаюсь, что в чем-то шла на поводу у него (пытаясь компенсировать отсутствие рядом его родного отца). Помогите, как быть в такой ситуации, чем руководствоваться, каким должно быть наше поведение с мужем. Мой нынешний муж очень переживает за своего сына Игоря. Конфликтов между моим сыном и его дочерью Аленой нет, может она старше по возрасту и девочка.

 

 

Ваши переживания вполне понятны. Для Вашего сына изменение состава семьи, появление в жизни и дома нового человека является большим стрессом. Поэтому ему сейчас особенно необходима Ваша поддержка и помощь в том, чтобы привыкнуть к этим переменам. Конечно, это не означает, что нужно идти на поводу у ребенка и выполнять все его прихоти и требования.

Поскольку Ваш сын привык быть для Вас единственным ребенком, ревность к сводному брату нормальна. Обязательно принимайте его право чувствовать тревогу, ревность и даже злость, ведь сами по себе эти эмоции вполне закономерны в такой ситуации. Однако подчеркивайте, что выражать их можно по-разному, и что драка – неприемлемый способ самовыражения. Старайтесь не настаивать на плотном общении мальчиков, установление дружеских отношений требует времени. Не заставляйте сына делиться игрушками, пусть в его комнате останется его личное неприкосновенное пространство, чтобы он чувствовал себя в безопасности.

Хорошо, если Вы найдете у ребят какой-то общий интерес, придумаете для них общую игру, которая постепенно будет их объединять. Их почти одинаковый возраст может Вам в этом помочь. Попробуйте разные варианты – если не подошла одна игра, предлагайте в следующий раз (но не сразу) другую. Возможно, будет проще встречаться на «нейтральной территории», гулять в парке или посещать какие-то веселые мероприятия вместе. Важно, чтобы мальчик увидел в брате не соперника, а нового друга, сверстника, с которым можно увлекательно проводить время – гораздо веселее, чем в одиночестве. 

Перед встречей с детьми Вашего мужа Вы можете поговорить с сыном. Скажите ему о том, что Ваша любовь к нему никак не уменьшается с появлением других детей, тем более, что они живут отдельно и  только приходят в гости. Расскажите ему о том, куда Вы все вместе пойдете, и что интересного будете делать, настройте на позитивный лад.

В отсутствии детей посоветуйтесь с мужем о том, как лучше себя вести. Выработайте вместе общий план действий и общие правила воспитания детей. Лучше всего обратиться на очную консультацию к психологу, который подскажет, как найти подход к ребятам и облегчить им адаптацию к семейным изменениям. В любом случае, с любовью, вниманием и терпением, совместными усилиями вы сможете справиться с такой непростой ситуацией, и это сплотит Вашу новую семью.

 Анастасия Вялых, психолог
Ссылка на электронный ресурс
http://www.ya-roditel.ru

 


Моей дочери 8 лет, учится во 2 классе общеобразовательной школы. Меня беспокоит, что дочка не делает самостоятельно уроки, постоянно отвлекается, всё делает долго и с многочисленными ошибками. На домашнее задание уходит, если не вмешиваться, по 3-4 часа. Когда кто-то из родителей стоит рядом, все делает быстро, практически без ошибок, стоит только отойти, сразу начинает отвлекаться (уроки делает одна в своей комнате, с выключенным телевизором). Все разговоры про то, что это в ее интересах, все быстро сделать, а потом заниматься своими делами, результатов не дали. Все понимает, соглашается, но на следующий день все повторяется снова. По типу темперамента ребенок - сангвиник. Подскажите, как научить дочку самостоятельности, чтобы она осознавала свою ответственность за свои действия. А то складывается такое впечатление, что выполнение домашнего задания нужны родителям, а не ей самой. 

 

 

Вы пишете, что у вас складывается впечатление, что для вашей дочери выполнять домашние задания – неважное и ненужное занятие. Вы совершенно правы! Дети еще не знают, как захватывающе и увлекательно бывает учиться. Одна из задач родителей – вдохновить своего ребенка на открытия и познание этого мира, заинтересовать его, помочь увидеть, что уроки можно делать с удовольствием. Для детей, особенно младшего школьного возраста (семь-десять лет) учеба – это своего рода работа, которую нужно научиться выполнять. Для выработки навыков необходимо время, ваше терпение и помощь. Может быть так, что ваша дочка намеренно делает плохо домашние задания, чтобы вы обратили на нее внимание, возможно, что это просто просьба о помощи в чем-то, что вызывает у нее особенные трудности. Вам не стоит бояться, что если вы будете помогать дочке, то она никогда не научится самостоятельности. Если такое беспокойство сильно вас волнует, то попробуйте вместе с дочерью определить легкие задания, которые она способна выполнить сама и трудные, в которых ей требуется поддержка. Таким образом, дочка будет чувствовать, что она и ее трудности вам небезразличны, а постепенно она сможет самостоятельно выполнять уже те задания, в которых вы сейчас ей оказываете помощь. И чаще уделяйте внимание ее самым незначительным успехам и побольше проводите с ней вместе времени. Как часто это бывает, через плохое поведение дети просто пытаются сказать, как сильно им нужны родительская любовь и забота.

Ссылка на электронный ресурс
http://www.ya-roditel.ru

 

 

Моей дочке 8 лет, учится во 2 классе, друзей нет, и чтобы ей не было скучно, она носит в школу мягкие игрушки (собак). Посоветуйте, чем я могу ей помочь? Как найти ей друзей? Ведь им учиться еще долго. Мне учительница говорила,  если нет друзей до 2 класса, то потом трудно будет найти.

 

Вашей дочке нужно помочь подружиться с другими детьми. Для этого попробуйте сделать следующее: 1) можно в день рождения вашей дочки угостить всех ребят в классе конфетами; 2) можно организовать совместную прогулку, пригласить на нее детей из класса или тех, с кем хотела бы дружить ваша дочка; во время прогулки можно поиграть в спортивные игры, устроить пикник, рассказать детям что-то интересное из истории города, вашего района или что-то еще, что будет детям интересно 3) можно пригласить в гости несколько детей из класса, например, по случаю каникул, начала учебного года или дня рождения дочери. Во всех этих ситуациях возьмите на себя роль организатора и ведущего. Привлекайте внимание детей друг к другу, спрашивайте их мнение, придумайте вместе с дочкой программу праздника, старайтесь, чтобы было весело и интересно (игры, загадки, призы, выступления и т.д.) Поощряйте внимание своей дочери к другим детям, подчеркивайте хорошие стороны в ней и других детях, предложите договориться с подругой и вместе погулять после школы. Так постепенно начнут складываться и укрепляться контакты дочери со сверстниками. Помните, что без вашего участия дочка самостоятельно не справится со своими трудностями, ей нужна ваша помощь.

Н.Н. Авдеева
Ссылка на электронный ресурс http://psyparents.ru/consult/faq/index.php?ELEMENT_ID=21887

 

Дочери 11 лет. Добрая, ласковая, закончила 5 класс на отлично. В семье серьёзных проблем нет. Проблемы в отношениях в классе. Мне кажется, что дочь просто притягивает к себе агрессию: обзывалки, моральное унижение, даже побои, потом слёзы. Это не первая школа. Дети поменялись, проблема осталась. Научить ребёнка жёстко пресекать такое обращение не получается, я сама очень теряюсь в подобных ситуациях. Конечно, в классе немало  ребят, с которыми отношения хорошие и дружеские, но самые "проблемные" дети находят свою жертву. Очень хочется научиться жить в любом коллективе, не страдая морально и физически, не развивая обиду. Дочь спрашивает совета у меня. А я эту проблему несу через всю жизнь, спаслась только браком и замкнутой жизнью. Не хочу такой судьбы ребёнку. Можете ли вы дать совет, в каком направлении развивать ребёнка (а значит и себя)?
             

 

 

Рекомендую Вам обратиться к психологу, который занимается проблемами семьи. В современной психологии семья рассматривается как единая система. Проблемы, возникающие у одного из членов семьи - это сигнал о том, что в семье (как системе) далеко не всё благополучно. И с этим надо разбираться. Под семьей подразумевается не только Ваша семья, но и семья Ваших родителей. Из Вашего письма следует, что Ваша дочь усвоила модель поведения "жертвы". Иногда подобные модели, способы поведения транслируются (на бессознательном уровне) из поколения в поколение. Конечно, родители не специально передают своим детям такое "наследство". Но дети усваивают фразы, услышанные от взрослых, привыкают к определённым способам поведения, эмоционального реагирования и т.п. В подобных случаях важно работать именно с причиной подобного поведения. Вы можете обратиться в психологический центр по месту жительства.

О.В. Кузнецова
Ссылка на электронный ресурс

http://psyparents.ru/consult/faq/index.php?ELEMENT_ID=21887

Моему сыну 10 лет, последнее время у него появился повышенный интерес к изображению черепов. Он просит купить наклейки, мелкие сувениры и пр. в форме черепа или с его изображением. А недавно на своей странице в одной из социальных сетей разместил целый альбом фотографий с различными черепами. Подскажите пожалуйста, чем может быть вызван такой интерес, и как можно на это повлиять? И надо ли на это влиять?

 

На самом деле это нормально для подростков. А Ваш сын уже "вступает" в подростковый возраст. Инна, черепа для мальчишек в этом возрасте - это "круто"! Это значит быть "крутым" среди сверстников. Возможно, в классе есть ребята, которых он считает "крутыми" и хочет быть на них похожими. Также это может означать "бойтесь меня". Еще черепа могут означать (предположение), что мальчика интересуют вопросы "жизни и смерти". И тогда с сыном необходимо поговорить на эту тему. Инна, черепа могут также "говорить" о том, что парень на кого-то злится или пытается так почувствовать себя сильным, смелым, защититься от кого-то или чего-то неприятного. Возможно, это способ мальчика обратить на себя внимание! Возможно, мальчика что-то тревожит, беспокоит и таким образом он пытается попросить о помощи. Поговорите с сыном, расскажите ему о том, что вам интересно узнать про черепа: что они означают, есть ли между разными черепами отличия или они все одинаковые и т.д.

Н.Н. Авдеева
Ссылка на электронный ресурс
http://psyparents.ru/consult/faq/index.php?ELEMENT_ID=21887

Моего ребенка сложно заставить делать что-то по дому. Он не привык прибираться, помогать в домашних делах, да и не стремится к этому. Каким образом можно воспитать в нем трудолюбие?

Трудовое воспитание в школе, семье, в обществе — это система формирования работника, человека, который понимает необходимость труда, уважает труд и людей труда, умеет работать в избранной специальности. Это процесс формирования трудовых навыков и нравственных качеств: трудолюбия, добросовестности, инициативы и др.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья - дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Конечно, любую работу взрослый сделает быстрее и качественнее без “помощи” ребенка. Но совместный труд просто необходим для его воспитания. Задача каждого родителя сделать так, чтобы ребенок помогал по дому с удовольствием. Поэтому трудовое воспитание детей должно быть ненавязчивым.

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности. Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней - привычку заботиться о близких.

Самая главная награда для ребенка - то, что вы к нему обратились за помощью, что он нужен, вы надеетесь на него. Но доброе слово родителей - тоже очень важная награда, ее нельзя обесценивать.

Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека. Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Поэтому сейчас некоторые родители и идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя.

Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству, не стоит разделять обязанности по гендерному признаку. Обязанности равноправны для всех и обучаться надо каждому ребенку в полном объеме.

У каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Если ребенок выполнил какое-либо задание не совсем верно, то отбросьте критику, обязательно похвалите и обсудите, покажите как в следующий раз можно сделать проще/быстрее/лучше. Не торопитесь резко повышать нагрузку и наделять множеством обязанностей по дому. Любая нагрузка должна возрастать постепенно.

Советы родителям:

1.Будьте последовательны в своих требованиях.

2.Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

3.Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

4.Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.

5.Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности.

6.Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

 При подготовке ответа были использованы материалы:
1. Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева. Педагогика: Учебник. 2004. Глава: «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся»
2.https://infourok.ru/roditelskoe_sobranie_na_temu_trudovoe_vospitanie_v_semye_i_shkole-177322.htm
3. http://открытыйурок.рф/статьи/621633/