Центр профессиональной ориентации
и психологической поддержки
«
Для нас важно быть думающими, творческими, ответственными, умеющими достигать результата и радоваться успехам...
»

Социальное поведение

 

Материалы раздела подготовили:
Ольга Кащеева, специалист Центра «Ресурс»; Елена Хорошавина, заведующий информационно-методическим отделом Центра «Ресурс»;
Ирина Серафимович, к.пс.н., проректор по информационно-методической деятельности ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования»
При участии Ирины Кузнецовой, к.пс.н., директора Центра «Ресурс»

 

Всю жизнь человек ищет свое место в мире. Он не может существовать без общества, а оно, в свою очередь, без него. Когда человек только появился на свет, он - маленький и беспомощный. Ему предстоит учиться жить в огромном обществе со своими  нормами, правилами, ограничениями, отлаженной системой  и тысячелетиями накопленным опытом. Что мы понимаем под социальным поведением? Как происходит процесс социализации и социальной адаптации ребенка?  Как влияет общество, семья, школа и т.д. на процесс социализации ребенка? Как ребенку жить в изменяющихся условиях - экономических, политических, этнических, культурных?

На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в данном разделе.

С самого момента  рождения ребенок находится в микросоциуме, у него завязываются отношения внутри семьи, в первую очередь, с родителями. Но, кроме них, отношения возникают и с сестрами, братьями, бабушками и дедушками. Качество таких отношений является предпосылкой для дальнейшего социального развития ребенка. Они являются фундаментом, на котором ребенок впоследствии будет строить отношения со знакомыми и незнакомыми сверстниками и взрослыми людьми. Основная задача семейного воспитания - заложить основные социальные навыки, чтобы ребенок смог создавать новые социальные связи самостоятельно.

Затем эстафету  социализации личности принимает детский сад, школа. Поступление в детский сад, школу и т.д. дает понять ребенку, что общение между людьми не сводится лишь к отношению между членами семьи, хотя такие взаимоотношения и остаются для него наиболее значимыми. На всем протяжении своего развития ребенок остается участником двух систем - семейной и внесемейной. Чтобы избежать замыкания круга общения только на семью, ребенку необходимо овладеть  базовыми знаниями об устройстве общества и функционировании социальных институтов (школа, СМИ, друзья, политика, культура, религия, государство т.д.).

Ребенок и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а ребенок усваивает их в зависимости от своих личных качеств.

Родители могут помочь ребенку в создании условий для построения конструктивного социального взаимодействия своевременной поддержкой и советом, а также собственным примером эффективного общения и взаимодействия с близкими и окружением.

Сфера «Социальное поведение» включает в себя три важных показателя:
1. Принятие социальных ролей
2. Самостоятельность в решении социальных и бытовых вопросов
3. Ответственность за порученное дело


У нас в семье часто возникает проблема, связанная с тем, что дети не убирают свои вещи на место, любая просьба о помощи что-либо сделать превращается в препирательство друг с другом: “А почему я это должен делать?” Желая избежать надоевших конфликтов, взрослые сами делают все дела за дочку и за сына. Как приучить их к самостоятельности?


У меня ребенок пошел в пятый класс. Как ему помочь адаптироваться? Надо ли рассказывать подростку о возможных сложностях в среднем звене или лучше не запугивать? Стоит ли ходить к педагогам, интересоваться успехами и неудачами? Надо ли контролировать, помогать?


Как ребенок осваивает социальные роли? Какие трудности испытывает ребенок при освоении и принятии социальных ролей?


Почему дети, выросшие в одной семье, так сильно отличаются друг от друга?


Как воспитать самостоятельность в детях? Как родители могут помочь?


Что такое ответственность и как она формируется?


Добрый день! Наслышана о том, что в школе дети представлены сами себе, в них не поддерживается и не формируется уважение к друг другу, умение жить в коллективе, очень часто дети издеваются друг над другом, а учителя не реагируют на такое поведение. И что делать, если до этого ребенок жил и учился в более доброжелательной и интеллигентной среде? Он не желает посещать школу. Что делать? Заставлять или переводить в другую, так как ребенок очень переживает. Он видел, как при нем издевались над детьми, и учителя не реагировали.


Дочери 8 лет, хочу перевести дочь в другую школу. Переезжаем на другой конец Москвы, дочку придется перевести в другую школу. Она плачет и не хочет. Но отпускать её так далеко одну мы с женой боимся. Как её успокоить?


Просьба помочь. До 4 лет воспитывала одна сына (Ваня), с мужем развелись, когда сыну было 1.8. Сейчас нахожусь в гражданском браке с мужчиной, у него двое детей, сыну 5 лет (Игорь), дочке 11 лет (Алена). На данный момент его дети живут с бывшей его женой. Конфликт возникает при общении моего сына с Игорем, мой сын ведет себя агрессивно по отношению к нему (поднимает руки и пытается драться). Когда подхожу к Игорю, мой сын ревнует безумно, требует, чтобы с ним находилась всегда рядом. Мы пытались объяснить, чтобы мой сын воспринимал Игоря как друга, что у вас общие игрушки, мы все вместе проводим время. Но сын мой никак не хочет реагировать на наши замечания... Хочу отметить, я его воспитывала одна, все внимание уделяла ему, никого рядом со мной не было, признаюсь, что в чем-то шла на поводу у него (пытаясь компенсировать отсутствие рядом его родного отца). Помогите, как быть в такой ситуации, чем руководствоваться, каким должно быть наше поведение с мужем. Мой нынешний муж очень переживает за своего сына Игоря. Конфликтов между моим сыном и его дочерью Аленой нет, может она старше по возрасту и девочка.


Моей дочери 8 лет, учится во 2 классе общеобразовательной школы. Меня беспокоит, что дочка не делает самостоятельно уроки, постоянно отвлекается, всё делает долго и с многочисленными ошибками. На домашнее задание уходит, если не вмешиваться, по 3-4 часа. Когда кто-то из родителей стоит рядом, все делает быстро, практически без ошибок, стоит только отойти, сразу начинает отвлекаться (уроки делает одна в своей комнате, с выключенным телевизором). Все разговоры про то, что это в ее интересах, все быстро сделать, а потом заниматься своими делами, результатов не дали. Все понимает, соглашается, но на следующий день все повторяется снова. По типу темперамента ребенок - сангвиник. Подскажите, как научить дочку самостоятельности, чтобы она осознавала свою ответственность за свои действия. А то складывается такое впечатление, что выполнение домашнего задания нужны родителям, а не ей самой.


Моего ребенка сложно заставить делать что-то по дому. Он не привык прибираться, помогать в домашних делах, да и не стремится к этому. Каким образом можно воспитать в нем трудолюбие?