Центр профессиональной ориентации
и психологической поддержки
«
Для нас важно быть думающими, творческими, ответственными, умеющими достигать результата и радоваться успехам...
»

«С удовольствием хожу на работу и учусь, но так было не всегда…»

Евгений О., 21 год, оператор окрасочно-сушильной линии на ОАО «ФРИТЕКС».
Закончил Ярославский химико-механический техникум
(ныне промышленно-экономический колледж)

по специальности «монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования».

 

Евгений, как случилось, что Вы поступили учиться на специальность «монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» в Ярославский химико-механический техникум?

Вы очень точно сказали: случилось... Хоть неудобно об этом сейчас говорить, но в тот период я «плыл по течению». Когда в 2005 году в девятом классе встал вопрос, продолжать учиться в школе или уйти, я выбрал второй вариант: надоело в школе выслушивать нотации учителей и дома - родителей. Учился я неважно, понимал, что в вуз мне не поступить. Выбрал техникум, тот который был ближе к дому. По конкурсу прошел только на  специальность «монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования».

Что дало Вам обучение в техникуме?

Интерес к учебе появился лишь на третьем курсе, когда появились  профильные предметы и практическое дело. С удовольствием изучал дисциплины, связанные с устройством различного промышленного оборудования, его монтажом и технической эксплуатацией. Вот здесь уже появилось более осмысленное отношение к учебе: начал понимать принципы работы большого сложного оборудования химических и нефтеперерабатывающих предприятий. Помню, идешь по НПЗ мимо больших колонн и знаешь, что и как происходит внутри них… Знаешь, что можно предпринять в случае сбоя оборудования и даже начинаешь как-то себя уважать. Соответственно в техникуме стали появляться оценки «4» и «5». Благодарен педагогам техникума, особенно Алексею Вениаминовичу Караулову, Жанне Викторовне Гончаровой. Они доходчиво и терпеливо объясняли теорию, помогали на практике. До сих пор хорошо помню свой первый курсовой проект на тему: «Оборудование «Теплообменник», дипломный проект «Ректификационная колонна». Жанна Викторовна сидела с нами, выпускниками, до 9 – 10 часов вечера, чтобы проект отвечал всем требованиям. Диплом защитил хорошо, но сразу не пошел работать по специальности. Знаете, практику проходил на НПЗ и завод напугал меня своей системой жестких требований, профессиональными вредностями, необходимостью работы на улице в любую непогоду.

 Поэтому решил поискать что-то другое. Друг работал на реставрации старинных зданий и церквей, позвал, я заинтересовался этой работой: для меня был интересен процесс и возможность сразу видеть результаты своего труда. Полгода проработал здесь, простые вещи освоил, а чтобы делать сложные – нужно было учиться. Стало не интересно. Устроился на Вспольинское поле работать кладовщиком. Там особого интереса не было, но была неплохая зарплата, а главное – на этом рабочем месте я смог развить свою память: представляете, выучил ассортимент из 24 тысяч наименований, знал терминологию и на память свойства продукции, которая была на складе. Сейчас в жизни мне это бывает полезно, когда я, как потребитель, приобретаю какие-то товары.

В этот период своих поисков и «странствий» понял, что хочу учиться дальше и работа с техникой, оборудованием – это то, что мне интересно. И хотя я поступил учиться в техникум вроде бы случайно, но не зря мудрецы говорят, что в нашей жизни ничего случайного не бывает. В 2010 году я поступил учиться в Ярославский государственный технический университет на факультет дополнительного профессионального образования по заочной форме обучения. Одновременно встал вопрос о работе. Столкнулся с тем, что многие работодатели не принимают на работу людей, которые учатся. Странная позиция, ведь когда работник повышает свою квалификацию, это положительно сказывается на результатах его работы. А на ФРИТЕКСЕ меня взяли, более того, я знаю, что здесь всегда поддерживают тех, кто хочет учиться, и не только морально, но и материально. Не случайно, предприятие является инновационным, динамично развивается, постоянно внедряя новые техпроцессы и оборудование. Ведь в свое время японцы, увидев наш лозунг: - «Кадры решают все», взяли его на вооружение. А у нас знали об этом, но, похоже, сейчас многие работодатели забыли.

Что Вы считаете своими достижениями?

Когда пришел на ФРИТЕКС, пришлось достать старые тетрадки из техникума, консультироваться с преподавателями, так как за год многое забыл. Вначале даже было стыдно: рабочие говорят на производственные темы, используя профессиональную терминологию, а я не понимаю, о чем речь. Поскольку в техникуме заложили хорошие основы профессии, примерно за месяц восстановил все знания, появился азарт и интерес к освоению техпроцесса и оборудования. На сегодняшний день я освоил три профессии: вырубщик медной окантовки, намотчик материалов и полуфабрикатов, оператор окрасочно-сушильной линии с выполнением функций аппаратчика пропитки. Очень благодарен Роману Николаевичу Соловьеву. Он стал моим наставником не только в профессии, но и в жизни. Именно благодаря ему у меня проснулся настоящий интерес к работе. Сейчас я в группе специалистов, которые занимаются отработкой нового технологического процесса и оборудования производства уплотнительных изделий. Иногда и после работы можем не один час обсуждать технические вопросы, а дома прихожу и в поиске нужной информации лезу в Интернет, вспомнил, что такое библиотека. Иногда среди ночи может «осенить», встанешь, запишешь, а утром – обсуждения, споры, как лучше решить ту или иную техническую задачу. И в университете стало учиться интереснее, вот прошли тему, и понимаешь, как эти знания применить на практике.

Вообще, горжусь тем, что учусь в техническом университете и получаю высшее образование, сейчас перешел на третий курс. Почувствовал вкус учебы, особенно в сочетании с практикой на заводе.

За счет всего этого прогрессируешь и в профессии, и как человек: развиваются мозги, начинаешь более глубоко понимать суть вещей. Я даже стал увлекаться философией, сейчас осваиваю такое направление китайского искусства, философии и  оздоровления как цигун.

Есть ли у Вас жизненное кредо, девиз?

Мне нравится выражение, отражающее суть мастерства, из философии цигун: «Где ученик видит три движения, мастер делает одно…». Думаю, что я еще не достиг совершенства, но надеюсь, что вижу уже не три движения, а два.

Какие профессионально важные качества нужны, чтобы стать профессионалом своего дела?

Я считаю, главное в жизни – это найти интерес, и еще очень важно – найти наставника, который поведет за собой. Конечно, важны профессиональные знания и навыки по профессии. Необходимо быть внимательным, потому что если вовремя не заметил какую-то мелочь, она со временем вырастет в большую проблему. И постоянно учиться, не останавливаться на достигнутом. А еще нужно быть лояльно настроенным по отношению к коллективу, найти общие интересы, чтобы коллектив принял. Потому что на производстве – один в поле не воин. Без коллектива, совместных усилий результата не будет.   

Что бы Вы могли пожелать нынешним выпускникам?

Есть два варианта отношения к работе: можно гнаться за деньгами, получать 20-25 тысяч, при этом не развиваться, фактически превращаясь в робота, придаток оборудования. Лично я выбираю интерес: мне интересно работать с оборудованием, я получаю много опыта и постоянно размышляю, задаю себе вопросы: почему это так, как можно сделать лучше, быстрее, надежнее. Я с удовольствием хожу на работу и не думаю о деньгах. Но так получается, что когда работаешь с интересом, с душой, то результат получается лучше. И тебя и твой труд начинают больше ценить, и выше оплачивать.

Конечно, трудно сразу найти дело по душе. У меня это тоже получилось не сразу. Хорошо бы, чтобы в школах проводили встречи со специалистами, организовывали экскурсии на предприятия, чтобы можно было своими глазами все увидеть, потрогать руками. И еще: ребята, не бойтесь работы на производстве. Это раньше там была грязь «по колено». Сейчас на многих предприятиях – новые технологии, интересное высокоточное дорогостоящее оборудование, которое требует порядка и чистоты, а также высокого уровня профессионализма. А значит - есть все возможности для профессионального роста и самореализации, достижения успеха в жизни и карьере.