Центр профессиональной ориентации
и психологической поддержки
«
Для нас важно быть думающими, творческими, ответственными, умеющими достигать результата и радоваться успехам...
»

Какую форму обучения выбрать?

Вы уже определились с вузом или колледжем, но до сих пор не знаете какую форму обучения выбрать, тогда эта статья для вас.


Плюсы и минусы разных форм обучения:
 


Очная
– обучение в дневное время. Обычно занятия идут парами, ежедневно бывает 3-5 пар, что соответствует 6-10 часам.

«+» очной формы:
– предоставляет возможность личного общения с преподавателями, что позволяет получать ответы на все появляющиеся в процессе учебы вопросы;
– насыщенная студенческая жизнь: общение в кругу сверстников, участие в научной жизни вуза, а также в различных мероприятиях;
– частые зачеты и контрольные стимулируют студентов регулярно обращаться к конспектам и учебникам, что способствует приобретению качественной базы знаний;
– для мужской половины студентов очная форма обучения привлекательна возможностью отсрочки от армии.

«-» очной формы:
– дневная форма обучения в большинстве случаев дороже заочной;
– очная форма обучения занимает большую часть времени студента, в такой ситуации совмещать учебу и работу достаточно сложно;
– поскольку учеба является основной деятельностью студентов-очников, со стороны преподавателей к ним предъявляются более высокие требования.


Очно-заочная (вечерняя)
  – обучение с 18 до 21-22 часов 4-5 раз в неделю.  Обычно занятия идут парами, ежедневно бывает 2-3 пары.

«+» очно-заочной  формы:
– наличие прямого контакта с преподавателем, который готов ответить на любые интересующие вопросы;
– возможность совмещения учебы и работы, т.к. сам образовательный процесс проходит вне рабочее время.Таким образом, по окончании вуза студент будет иметь и образование, и опыт;
– вечерняя форма, как правило, дешевле очной формы;
– зачастую более лояльное отношение преподавателей к студентам вечерней формы обучения, т.к. многие из них совмещают образовательный процесс с работой.

«-» очно-заочной  формы:
– далеко не все студенты готовы совмещать учебу и работу в полном объеме, т.к. получается довольно высокая нагрузка: работать с 8 до 17-ти, в шесть вечера приезжать на занятия и уходить оттуда в 22.30 в лучшем случае. Этот режим очень сложно долго выдержать, такой график у многих вызывает переутомление;
– срок обучения больше на год, и составляет не менее 5 лет в вузе и 4 лет в колледже.


Заочная
– студенты 1-2 раза в год приезжают на сессии в образовательную организацию сроком на 20-40 дней. Во время сессии учащиеся посещают занятия, по окончании которых сдают экзамены. В межсессионое время учащиеся самостоятельно осваивают учебную программу, выполняют курсовые и контрольные работы, которые высылают в адрес учебного заведения.

«+» заочной  формы:
– больше свободного времени, посещение образовательной органиазции занимает лишь пару недель за полгода;
– существует реальная возможность для совмещения работы и учебы;
– официальная плата за обучение по заочной форме меньше;
– так же, как и на вечерней форме, более лояльное отношение преподавателей к студентам, здесь больше оцениваются знания, чем посещаемость;
– есть возможность получить опыт работы, будучи ещё студентом образовательной организации.

«-» заочной формы:
– по заочной форме обучения получить знания сложнее, большую часть информации студент получает  самостоятельно, а для этого необходима хорошая саморегуляция и высокий уровень мотивации самого обучающегося;
– срок обучения больше на год, и составляет не менее 5 лет в вузе и 4 лет в колледже;
– студенческая жизнь не столь яркая и насыщенная, как по очной форме обучения.


Дистанционное обучение
обучение с применением компьютерных и информационных технологий, предназначеных для передачи знаний на расстоянии. Используются видеоконференции, чаты и особые каналы взаимодействия студентов с преподавателями и между собой. Такая форма позволяет обучаться в иногородних учебных заведениях, не покидая своего города.

«+» дистанционного обучения:
– обучение дисциплинам в индивидуальном темпе – скорость изучения материалов устанавливается самим студентом в зависимости от его личных обстоятельств и желаний;
– доступность обучения для любого человека – независимо от географического положения и времени;
– технологичность образовательного процесса – использование в процессе обучения новейших достижений и открытий информационных и телекоммуникационных технологий;
– социальное равноправие – подразумевает равные возможности получения дистанционного образования независимо от места проживания, состояния здоровья, национальности и материального состояния обучаемого.

«-» дистанционного обучения:
– отсутствие реального, «людского» общения между учениками и преподавателями. То есть отсутствуют все те моменты, связанные с индивидуальным подходом к обучению;
– необходима регулярная жесткая самодисциплина, результат обучения напрямую зависит от самостоятельности, способностей и сознательности студента;
– необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома;
– отсутствие практических занятий, необходимых для закрепления теории и более качественного усвоения знаний;
– срок обучения больше на год, и составляет не менее 5 лет в вузе;
– студенческая жизнь не столь яркая и насыщенная, как на очной форме обучения.


Индвидуальный учебый план – самостоятельное изучение учебных дисциплин по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой). Реализация индивидуального учебного плана обучающегося определяется внутренними нормативно-правовыми актами образовательной организации. Для уточнения возможности обучения по индивидуальному плану необходимо обратиться в приемную комиссию образовательной организации.