Материалы по теме

Здоровый образ жизни и безопасность


Здоровый образ жизни и безопасность

Ответы специалистов на вопросы родителей по детской психологии и педагогике

Важнейшей линией воспитания является формирование здорового образа жизни и безопасности поведения детей. Что такое здоровый образ жизни (далее – ЗОЖ) школьника? Каковы его проявления? Как можно определить ориентацию ребенка на здоровый образ жизни? Как помочь детям любого возраста сохранить мотивацию безопасного поведения? Как уберечь ребенка от опасностей и негативных соблазнов современного мира? Как говорить с ребенком о поведении в ситуациях, которые представляют для него угрозу? Как справиться с собственными тревогами по поводу безопасности ребенка? На эти и другие вопросы, связанные с социально-психологическими аспектами здоровья и безопасного поведения подрастающего поколения мы попытаемся ответить в данном разделе.

Сфера «Здоровый образ жизни и безопасность» включает в себя три важных аспекта:
1. Безопасность поведения вне дома (в транспорте, на дорогах, в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей).
2. Это безопасность поведения с незнакомыми людьми (в том числе, в различных формах Интернет-общения).
3. Собственно ведение здорового образа жизни.

У школьников разного возраста ориентация на здоровый образ жизни и безопасное поведение имеет свои специфические проявления в каждом из указанных аспектов. Это обусловлено возрастными особенностями, формирующимися ценностями, объемом знаний и навыков.

Родители могут помочь ребенку в формировании здорового образа жизни и безопасного поведения собственным примером, своевременным информированием, последовательностью требований, адекватным реагированием на различные, порой деликатные ситуации.

Моя дочь постоянно сидит за компьютером. В основном, готовится к урокам в школе, но также смотрит фильмы, и играет в игры. Меня это беспокоит. Как влияет постоянное сидение за компьютером на здоровье?

Вы беспокоитесь не зря. Многочасовое сидение за компьютером приводит, в первую очередь, к расстройству нервной системы. Вашей дочери следует пользоваться компьютером только с защитным экраном. Когда вы определяете время нахождения дочери за компьютером, будьте требовательны и непреклонны. Это время должно быть вами определено заранее. Ученики начальной школы (7-10 лет) могут проводить за компьютером 30-40 минут в день – с перерывом. Детям старше 10 лет разрешается находиться за компьютером по 1-1,5 часа в день. Но после 30 минут занятий на компьютере следует делать перерыв не менее 2-х часов. Поэтому желательно все-таки поговорить с дочкой и рассказать, что длительное время, проведенное за компьютером, может привести к нехорошим последствиям – может ухудшиться зрение, осанка, память.

Анна Левченко, эксперт портала «Я – родитель» Ссылка на электронный ресурс

С моим ребенком что-то случилось. Ем у 12 лет. Раньше сам первый почистит зубы и все показывает, сейчас надо напоминать все утро. А не проконтролируешь, так и уйдет с нечищеными зубами. Объясняли, что от этого запах изо рта, могут ребята в классе не дружить. Кивает, а делает по-своему. Ноги помыть заставить можно только криком, личная гигиена вообще не соблюдается. Контролировать, ругать или может у нас не все в порядке с психикой? Может врачу показать?

Давайте попробуем разобраться во всем по порядку. Во-первых, конечно, взрослый больше видит, понимает и осознает. Заботливому родителю важно, чтобы его ребенок ничего не забывал, все выполнял своевременно и по правилам. Но оцените и свои поступки: вы ничего никогда не забываете? Все делаете своевременно? Вам никто ничего не напоминает? Вряд ли найдется такой взрослый человек, который на все предыдущие вопросы ответит «Да» на все 100%. Почему мы тогда мы даем себе право на «ошибку», а своему ребенку отказываем в этом? Ребенок это не компьютер, который четко выполняет заложенные программы и инструкции (да и техника тоже не всегда четко работает). Будьте терпимы, поддерживайте, а не критикуйте, давайте возможность самому вспомнить и выполнить, а не напоминайте бесконечное количество раз.
Во-вторых, изменения в поведении связаны с вступлением в подростковый возраст, для которого характерны и агрессивность, и непослушание. Половое созревание приводит к изменению деятельности всех систем организма, что требует дополнительной гигиены тела и об этом стоит поговорить с ребенком. Изменение функционирования организма требует дополнительной заботы о нем, научите ребенка выполнять эту заботу или получите совет у педиатра.
В-третьих, стремление быть взрослым и самостоятельным не всегда связано с определенной мерой ответственности, которая зависит от понимания последствий. Эта ответственность формируется постепенно, и если она была ранее (сам выполнял), то стоит задуматься, что произошло в ваших отношениях, что она пропала. Доверие не означает отсутствие контроля, построение новых форм отношений с повзрослевшим ребенком, основанных на понимании позиций друг друга и принятии недостатков и возможных ошибок в деятельности (ваш ребенок не робот и не может механически и безошибочно все выполнять), позволит упрочить ваши отношения и создать основу для формирования ответственного поведения. При необходимости можно обратиться за консультацией к специалисту.

Ирина Серафимович, к.пс.н., проректор по организационно-методической работе ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования»

Моей дочери 12 лет, она недавно зарегистрировалась ВКонтакте. Сейчас она хочет выложить туда как можно больше наших семейных и её личных фотографий и просит у меня флешки с фотографиями. Я переживаю. Не хочу ей запрещать, но и позволить выложить все наши фотки не могу. Подскажите, как мне быть?

Для ребенка отсутствие фотографий на страничке в социальных сетях может стать фактором, затрудняющим социализацию и адаптацию среди сверстников. Необходимо объяснить ребенку, какие фотографии можно размещать в социальных сетях, а какие – не стоит и возможные последствия их размещения. Например, фото из квартиры, где на заднем фоне видны дорогостоящие предметы, могут стать хорошим мотивом для злоумышленника, фото с вызывающей вечеринки – привлечь внимание администрации школы, фото с демонстрацией оружия – привлечь внимание правоохранителей и пр.

Расскажите ребенку, что фотографии в интернете – часть его портфолио, которое будет видеть будущий работодатель или, например, будущая вторая половинка. Поэтому важно, чтобы это были нейтральные, а не вызывающие фотографии. Их может быть немного или совсем мало – 2-3 достаточно. Объясните ребенку, что человек, которому он правда интересен, будет рад встретиться в реальной жизни, и для этого нет необходимости выставлять огромное количество фотографий с семейных праздников и посещенных мероприятий.

2-3 фотки в интернете, остальное – в надежном хранилище (внешний жесткий диск, облачное хранилище и пр.). Акцентируйте внимание на том, что из интернета уже ничего не удалить. Соответственно, если ребенок выставил «плохую» фотографию, то со временем он может стать причиной насмешек или других неприятностей.

В ходе доверительной беседы с ребенком постарайтесь аккуратно включиться в процесс выбора фотографий для социальных сетей. Слушайте ребенка и старайтесь понять, что он правда хочет показать с помощью фотографий. Не настаивайте и не критикуйте, используйте лояльно позитивную стратегию – Хм, ты выбрал (а) интересный вариант. Посмотри на эту фотку, может быть она тоже подойдет?

Ринат Фасхутдинов, ведущий специалист ГУ ЯО ЦПОиПП «Ресурс»

Страх перед врачами у дочери (7 лет). Очень боится врачей, особенно стоматологов и тех, что делают прививки. Всегда заранее ей объясняю, что будут и как будут делать. Говорю, что может быть немного больно, но надо потерпеть. Объясняю, что врачи хотят помочь. Вроде все понимает, соглашается, даже в кабинет заходит и тут начинается истерика. Начинает кричать, не дает сделать даже просто осмотр. Рот не открывает. На уговоры/разговоры не реагирует. Хотя заранее договориваемся, что если зубик полечит, купим что-нибудь, например. Иногда ругаю ее за поведение, но это уже когда совсем начинает вести себя ужасно. Раньше нормально ходили к врачам. Думаю, возможно, при осмотрах и прививках в саду могли сделать больно и теперь жуткий страх. Как помочь дочке перестать бояться?

В таких случаях весьма эффективна игровая терапия и терапевтические сказки. Проиграйте с ребенком, используя игрушки, сценки похода к врачу. Берите на себя роль «паникера», а она пусть будет уговаривающей ребенка мамой и врачом. Попросите дочь проинструктировать вас, как надо кричать и бояться. Чаще рассказывайте ребенку сказки, которые предлагают другую стратегию поведения, например, сказки о том, как подружиться со страхами, или как обидно быть врачом, от которого все прячутся. Есть старый советский мультик про бегемота, который боялся прививок, он будет вам полезен.

Екатерина Блюхтерова, клинический психолог, эксперт портала «Я – родитель» Ссылка на электронный ресурс:
http://www.ya-roditel.ru/parents/consultation/Strakhperedvrachamiudocheri/

Вредны ли компьютерные игры? Мой семилетний сын достаточно много времени проводит за компьютером. Играть в стрелялки может несколько часов подряд. Я наблюдала за этой игрой: стрельба, взрывы, кровь на экране. После игры ребенок становится очень активным, даже агрессивным. Я начинаю переживать за него. Где-то читала, что подобные игры ничего хорошего ребенку не принесут. Так ли это и как я могу отвлечь его?

На вопрос - вредны ли компьютерные игры - однозначного ответа нет. Все зависит от степени вовлеченности в игру, от личного восприятия ребенка. Активность вашего малыша после игры – нормальная реакция. Совсем другое дело, если потребность в подобных переживаниях становится настолько сильной, что может привести к формированию игровой зависимости. Понаблюдайте за сыном. Если он не может контролировать свое желание провести лишние часы за игрой, постарайтесь найти для него другое увлечение. Например, запишите его в спортивную секцию. Сделайте упор на то, что там он сможет обсуждать со сверстниками свои игровые достижения. Сейчас для беспокойства нет повода. При разумном подходе даже компьютерные развлечения могут быть полезны.

Анна Левченко, эксперт портала «Я – родитель» Ссылка на электронный ресурс:
http://www.ya-roditel.ru/parents/consultation-internet/375178/?=s

Моей дочери 15 лет. Ее молодой человек пригласил отпраздновать день рождение в почти незнакомой компании, без присутствия взрослых. Я, как мама, высказала свои переживания и опасения дочке, сказала, что не очень хочу ее отпускать туда, на что услышала в ответ: «Вечно ты только о плохом думаешь!»

Ваши переживания уместны. Девочки-подростки начинают интенсивно общаться со сверстниками, бывать в молодежных компаниях и приобретают первый опыт взаимоотношений между мужчиной и женщиной, который не всегда может быть конструктивным и успешным. Вы начали верный вектор движения, при этом Вам стоит переговорить не только о возможных негативных последствиях, но и о возможных способах поведения. Именно это требуется Вашей дочери для приобретения навыка нового общения.
С самого начала общения с противоположным полом необходимо ясно обозначь границы возможных взаимоотношений – что можно делать, а чего нет. Объясните дочери, что не надо стесняться своей осторожности. Если возникнет чувство неловкости ситуации, малейшей опасности - необходимо уйти или твёрдо заявить о своем отношении к ситуации, сказать «Нет!». С малознакомыми людьми или на большой вечеринке надо всегда оставайся трезвой, чтобы не совершить необдуманный поступок или не показаться легкодоступной. Не боятся просить помощи у взрослых, в том числе у родителей и решить, какие будут возможные действия в случае опасности. В подростковом возрасте важно приобрести опыт партнерских отношений, и у вас, как у мамы, появилась хорошая возможность (подходящая ситуация) их начать реализовать.

Ирина Серафимович, к.пс.н., заместитель директора по научной и внеучебной работе ФГБОУ ВПО Ярославский филиал РЭУ Г.В. Плеханова. Сайт:
www.rea.ru/ru/org/branches/Pages/yaroslavl.aspx 

Весь первый класс мы возили на машине ребенка в школу (жили далеко). Потом переехали, и поскольку от школы до дома надо переходить три дороги (одна без светофора) и трамвайную линию, то мы просили бабушку встречать дочку. На следующий год мы идем в третий класс. Стоит ли нам отказаться от услуг бабушки и дать полностью ребенку самостоятельность?

Для успешного разрешения Вашей ситуации необходимо учитывать как минимум три фактора: желание и готовность самого ребенка, необходимые навыки безопасного поведения и ваши возможности.

Во-первых, готов ли ребенок самостоятельно добираться до дома после школы. Вероятнее всего, большинство его сверстников (особенно живущих рядом со школой) давно это делают сами. Вспомните, просил ли Ваш ребенок разрешения сам прийти из школы домой? Что вы ему ответили? Окажите поддержку ребенку, посмотрите, есть ли у него желание быть в этом вопросе самостоятельным. Если нет желания, то необходимо спросить, почему. Поговорите со своим ребенком.

Во-вторых, возрастные особенности ребенка позволяют говорить о возможности принять ответственность за безопасное поведение, стремление быть самостоятельным и успешным характерно для этого возрастного периода. При этом, необходимо оценить (возможно, сначала с взрослым, далее частично с помощью взрослого) сформированность навыков поведения на дороге. Возможно, что на первых порах потребуется ваша частичная помощь при плохих погодных условиях, в зимний промежуток времени.

В-третьих, возможно Вам придется ответить самой себе на вопрос: «Что Вам мешает разрешить своему ребенку быть самостоятельным? Что именно Вас беспокоит?». Прислушайтесь к своим чувствам и разрешите себе быть свободной и ответственной за свои поступки, тогда не будет желания постоянного контролировать и бояться за других.

Ирина Серафимович, к.пс.н.,заместитель директора по научной и внеучебной работе ФГБОУ ВО Ярославский филиал РЭУ Г.В. Плеханова Сайт:
www.rea.ru/ru/org/branches/Pages/yaroslavl.aspx

Дочь выкладывает в сеть откровенные снимки. Я не знаю, наверное, что-то не так с моей Настей (12 лет). В общем, расскажу историю. Где-то неделю назад я взяла ее айпад, чтобы посмотреть кое-что по работе. Вдруг приходит сообщение на почту дочери, сообщение от какого-то мужчины. Я захожу в почту и... Это что-то! Настя отправляла свои неприличные фотографии мужчине (я их видела раньше, но не думала, что она будет их кому-то отправлять). Также отправляла сообщения с просьбой подтвердить это сообщение с целью зарегистрироваться на сайте. И это были сайты знакомств, видеочаты, чат рулетки и т.п. Я была в ужасе, но это еще не все. Я открыла ее аккаунт и увидела, что она разговаривает с мужчинами на откровенные темы. Но при этом возраст указан на странице (12 лет). Также на компьютере была программа, с помощью которой я могла узнать, что делала дочь в видеочате. Конечно, она показывала свое тело напоказ. Что посоветуете? Это ненормально со стороны дочери? Или это нормально?

Современное информационное поле очень сильно влияет на наших детей. Девочка, которую не замечают сверстники, становится объектом внимания для взрослых мужчин в Интернете, и это может стать для нее привлекательным. Спокойно поговорите с дочерью, расскажите ей о своих страхах за нее и своих переживаниях. Узнайте, что она получает от подобного общения, какие эмоции переживает, размещая в сети свои откровенные фотографии.

Объясните девочке, что ей не стоит снимать себя в неподобающем виде, нельзя отправлять снимки кому бы то ни было. Как только она отправляет фотографию - она теряет контроль над ней, и фото может появиться где угодно и когда угодно.

Постарайтесь всегда быть в курсе того, где и с кем находится ваша дочь, чем она занята. Ограничьте ей доступ в Интернет (не рассчитывайте на порядочность оппонентов на сайтах – факт указания возраста может наоборот подогревать интерес). Помните, незрелую личность проще ввести в заблуждение, чем взрослого человека. Предложите ребенку свою поддержку и защиту. Убедите дочь, что в любой трудной жизненной ситуации она всегда может рассчитывать на вашу помощь.

Екатерина Блюхтерова, клинический психолог, Эксперт портала «Я – родитель» Ссылка на электронный ресурс:
http://www.ya-roditel.ru/parents/consultation/Dochvykladyvaetvsetotkrovennyesnimki/ 

Моему сыну 14 лет. Недавно я заметила, что ему в Контакте пишет незнакомый взрослый парень. Он просит моего сына поговорить с некоторыми мальчиками из школы, чтобы те с ним подружились. Мне удалось выяснить у сына, что вроде раньше этот парень общался с некоторыми мальчиками из школы сына. Потом общение прервалось, и он просит сына помочь восстановить ему общение с мальчишками. Я очень обеспокоена. Прошу помочь сориентироваться, что мне предпринять, куда обратиться. Мне бы не хотелось никого обидеть, но меня эта ситуация настораживает.

Это хорошо, что вы имеете возможность получать информацию о контактах сына в Интернете. Судя по тому, что вы сказали, с сыном пытается общаться незнакомец. Подход должен быть тот же, что и в ситуации попытки знакомства на улице – максимум осторожности и, желательно, прекращение общения. Постарайтесь узнать, каким образом незнакомец вышел на вашего сына, что за история была у него с теми мальчиками. Поблагодарите сына за информацию, пообещайте ему всяческую помощь и поддержку. Если незнакомец поймет, что вы в курсе истории, он сам может прекратить общение.
Старайтесь ежедневно вызвать сына на разговор, стремитесь понять, не собирается ли он идти на встречу с незнакомцем из Интернета. Если это случится, поговорите с сыном, расскажите о своих переживаниях, договоритесь, что он никуда не пойдет без вашего согласия.

Рулев Михаил, к.пед.н, учитель высшей квалификационной категории, эксперт портала «Я-родитель» Ссылка на электронный ресурс:
http://www.ya-roditel.ru/parents/consultation-internet/-1209349571/ 

Безопасность на дороге, от чего она зависит? Что может сделать сам ребенок, чтобы обезопасить себя? Чем может помочь взрослый?

Для младшего школьника важно само знание правил безопасного поведения, а также понимание необходимости их соблюдения: знание основных знаков и правил дорожного движения для пешеходов, правил дорожного движения для велосипедистов, значение цветов светофора, знание того, как и где можно переходить дорогу, как обходить автобус, троллейбус и трамвай, что может случиться с человеком, неправильно переходящим улицу.
Конечно, элементарные знания такого плана есть даже у дошкольников. У младших школьников родителям важно поощрять выполнение этих правил (а желание в большинстве случаев бывает, т.к. новая роль школьника предполагает новую социальную позицию и стремление быть ответственным и самостоятельным) и контролировать правильность их выполнения. Например, понаблюдать со стороны (с балкона, из окна дома), как дети переходят улицу, и потом можно высказать корректные пожелания и замечания, что выполнялось не так и как надо себя вести (например, дети часто стремятся перебегать дорогу на красный свет светофора).
Помощь и поддержка родителей дают веру в собственные силы, но пока ребенок не будет пробовать самостоятельно выполнять правила безопасного поведения на дороге (без сопровождения старших), он не будет в полной мере приобретать навыки безопасности.

Несформированность данного качества часто проявляется в отсутствии связи между знанием и действием (знает, как надо, но не делает). Такой школьник выполняет требования, только когда считает обязательным (много машин, рядом родители или знакомые взрослые), иногда действует не по правилам из «спортивного интереса» (хочет проверить, не испугается ли, сможет ли, успеет ли), а в некоторых случаях у ребенка не хватает частных знаний (например, думает, что любой транспорт нужно обходить сзади, или что стоящий транспорт не опасен, не задумываясь о том, что он загораживает обзор, и другой идущей машины просто не видно и т.д.).

В средней школе помимо знания правил безопасного поведения и понимания необходимости их соблюдения, должно присутствовать неукоснительное соблюдение этих правил, а также готовность самостоятельно оценить уровень безопасности окружающей среды (знание и использование правил поведения при разных погодных условиях, ситуациях на дороге, безопасность поведения на воде, на льду и пр.).

В старшей школе к вышесказанному добавляется важное умение обосновать собственные прогнозы и оценку безопасности.

Безопасность в общественном транспорте, от чего она зависит? Что может сделать сам ребенок, чтобы обезопасить себя? Чем может помочь взрослый?

Знание и частичное соблюдение правил поведения в общественном транспорте обычно уже характерно для младшего школьника (во время движения необходимо держаться за поручни, не стоять около дверей, не высовываться из окна общественного транспорта, нельзя громко смеяться и разговаривать, к выходу надо готовиться заранее, нельзя трогать подозрительные предметы и т.д.). При контроле и поддержке взрослого мы можем обеспечить выполнение этих правил.

В средней школе у подростков к знанию и выполнению добавляется активная позиция и адекватная оценка поведения окружающих, нарушающих правила общественного поведения, а также желание помогать взрослым в решении проблемных ситуаций. Но при этом, видя нарушение правил поведения в транспорте, подросток сам может «присоединится» к нарушителям, что может быть обусловлено обесцениванием позиции и мнения взрослых, протестным поведением. Позиция взрослого, направленная на позитивность решения проблемных ситуаций, обращение к подростку как к взрослому и равному, опора на чувство взрослости и стремление вести себя по-взрослому позволит привлечь подростков на свою сторону.

В старшей школе добавляется умение гибко противостоять негативному влиянию референтной группы, нарушающей правила поведения, самоконтроль за поведением, активная жизненная позиция и демонстрация позитивного примера поведения в общественном транспорте, оказание помощи взрослым при нарушении кем-либо правил поведения.

Нарушение правил безопасности поведения в общественном транспорте может быть связано с ленью, отсутствием навыка, влиянием референтной группы (знаю, что нехорошо громко разговаривать, но весь класс ведет себя так), а также рассогласованностью знания, понимания и мотивации (знаю, понимаю, но не хочу делать).

Безопасность вне дома, от чего она зависит? Что может сделать сам ребенок, чтобы обезопасить себя? Чем может помочь взрослый?

Важный аспект безопасного поведение вне дома – это адекватность и безопасность поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей: поведение при пожаре, стихийном бедствии, наводнении, смерче, урагане, нештатной ситуации в условиях быта или отдыха.

Адекватность поведения младших школьников предполагает умение не растеряться и правильно действовать в условиях активного отдыха на природе (поведение при солнечных ударах, укусах насекомых, пресмыкающихся); умение пользоваться телефоном для вызова пожарных, «скорой помощи», полиции; адекватное поведение в ситуации «один дома» (реакция на телефонный звонок, звонок в дверь и пр.), правильное поведение в случае, если потерялся в новом, незнакомом месте (в школе, лагере отдыха, на вокзале или в аэропорту). Одним из важных навыков является умение адресно обратиться к взрослому (или в соответствующие инстанции – скорую, пожарную, полицию), оказать взаимопомощь, не паниковать, а действовать по инструкции.

В средней и старшей школе к этим умениям добавляется ответственность и частичное прогнозирование возможных экологических проблем на различных территориях и акваториях при определенном поведении и деятельности людей. Предвосхищение возможных последствий способствует корректировке, как своего поведения, так и поведения окружающих.

Безопасное поведения с незнакомыми людьми, от чего оно зависит? Что может сделать сам ребенок, чтобы обезопасить себя? Чем может помочь взрослый?

Соблюдение правил общения с незнакомцами также предполагает знание того, что можно и что нельзя в общении с чужими людьми: открывать дверь, садиться в машину, ехать вместе в лифте, брать подарки и угощения, рассказывать о себе и своей семье, одалживать свой телефон, документы и пр. Младшие школьники не всегда придают серьезное значение правилам безопасности. Они часто ориентируются не на объективную ситуацию, а на эмоциональное впечатление от встреченных людей – если человек им понравился, они не видят опасности и готовы вступать с ним в контакт («хороший» человек, с их точки зрения, не может принести зло); иногда сиюминутная радость (конфета, мороженое, красивая машина, добрый голос и пр.) для них важнее отдаленной опасности.

Ребенок должен понимать, что общение с незнакомцами может нести угрозу для жизни и безопасности ребенка и даже членов его семьи. Родители должны пояснить, что преступники не всегда страшные и злые, на время они могут проявлять положительные качества. Нельзя соглашаться на предложения от незнакомых людей, необходимо научится говорить «нет».

У подростков должна проявляться готовность к умению увидеть опасность и негативные последствия ситуации «легкой выгоды», а также формироваться критичность к себе и собственным поступкам и их возможным результатам, к мотивам поступков других людей.

У старшеклассников должна быть сформирована бдительность по отношению к малознакомым людям, к тем, с кем недавно познакомились (дома, в гостях, на улице, на дискотеках и культурно-развлекательных мероприятиях, в поездках, на экскурсиях).

У подростков и старшеклассников в силу возрастных особенностей может проявляться переоценка собственных возможностей управления ситуацией («пока все нормально, покатаюсь в машине, а как станет понятно, что опасно, сбегу…»). Здесь особенно требуется поддержка взрослых и совместное (в доверительном общении) прогнозирование возможных последствий отдаленного и ближайшего будущего.

Что предполагает информационная безопасность в киберпространстве? Что может сделать сам ребенок, чтобы обезопасить себя? Чем может помочь взрослый?

Информационная безопасность в киберпространстве, глобальном информационном пространстве, в котором происходят телефонные разговоры, функционируют чаты, реализуются онлайновые дискуссии и другие виды электронных коммуникаций, предполагает несколько условий: осознание запрета на разглашение определенного вида информации, понимание особенностей Интернет-общения, знание о фактах разнородности Интернет-информации. Рассмотрим подробнее каждый из вышеперечисленных пунктов.

Первое условие безопасности - осознание запрета на разглашение определенного вида информации. Для младших школьников характерно знание и частичное умение соблюдать безопасность при контакте с незнакомыми людьми (по телефону, при общении в социальных сетях, чатах). У детей должно быть осознание запрета на разглашение двух видов информации:
- личной персональной (конфиденциальной) информации (своей собственной и ближайшего окружения): возраст, паспортные данные, номера кредитных карт, пароли, адрес места жительства, номер школы, класса, номера мобильного и домашнего телефонов и т.д.;
- информации, касающейся здоровья, личных и семейных проблем (кроме детского «Телефона доверия»).

Второе условие безопасности - понимание особенностей Интернет-общения, знание о фактах разнородности Интернет-информации. Непонимание особенностей Интернет-общения (под профилем ровесника может скрываться, кто угодно) и факта разнородности Интернет-информации (не стоит посещать сайты с нежелательным контентом, лейтмотивом которых являются грубость, насилие), может привести к нарушению психологического здоровья. Родители должны понимать, что дети в силу небольшого жизненного опыта и возрастных особенностей «не видят опасностей» Интернета, не в полной мере осознают риски его использования. К основным рискам относятся нравственно-этические (порно-сайты, пропаганда нездорового образа жизни, нецензурные тексты), информационная безопасность (вирусы, нежелательная почта или спам, онлайн-мошенничества) и риски в общении (незаконный контакт, киберпреследование: угрозы, сексуальные домогательства с использованием информационных технологий). Родителю следует информировать ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе Интернет, вместе с ребенком просматривать сайты, приучать делиться с вами увиденным, внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путём отправки SMS, сформировать список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок.

Если ребенок в младшем школьном возрасте научится грамотно пользоваться Интернетом, то в подростковом возрасте возможно уже осмысленное оказание помощи одноклассникам при появлении проблемных ситуаций, нарушающих информационную безопасность в киберпространстве, умение адресно обратится к взрослому за помощью в случае возникновения опасности при общении с незнакомыми людьми в информационном пространстве, умение противодействовать простейшим манипуляциям-ловушкам для установления контакта. Кроме того, формируется готовность к самостоятельному позитивному выбору способов и контактов в киберпространстве для обеспечения собственной информационной безопасности. 

Что включает в себя ведение здорового образа жизни? Что может сделать ребенок сам? Чем может помочь взрослый?

Понятие «здорового образа жизни» (ЗОЖ) включает в себя несколько составляющих: во-первых, это представление о необходимости соблюдения здорового образа жизни, знания о видах здоровья, ответственность за здоровье. Во-вторых, это знание существенных последствий ведения нездорового образа жизни, причин травматизма, негативных факторов риска здоровью детей. В-третьих, это следование здоровому образу жизни и регулярное поддержание здоровья, формирование противостояния нездоровому образу жизни.

Первый компонент ЗОЖ - представление о необходимости соблюдения здорового образа жизни, знания о видах здоровья, ответственность за здоровье.

В младшем школьном возрасте появляется представление о необходимости соблюдения здорового образа жизни (знание о здоровом питании; важности физической активности, занятий физкультурой и спортом; о необходимости соблюдения режима труда и отдыха; о том, сколько времени можно проводить за компьютером или телевизором, когда нужно делать уроки; зачем проветривать комнату, вытирать пыль и мыть полы, во сколько нужно ложиться спать и вставать, зачем делать зарядку и умываться и т.д.). Младший школьник должен иметь адекватные представления о том, какая пища является полезной, а какая – хотя и вкусной, привлекательной, но вредной для детского организма, какие признаки недомогания связаны с некачественным питанием и какие ограничения это накладывает на его поведение. Для этого возрастного периода характерно появление знаний о том, что существуют различные виды здоровья (физическое, психологическое, социальное, нравственное, духовное) и наличие готовности к ответственности за сохранение и укрепление здоровья.

В подростковом и юношеском возрасте к знаниям добавляется готовность выполнять правила поведения, направленные на сохранение каждого вида здоровья, готовность нести ответственность за сохранение и укрепление собственного здоровья, возникает ценность здорового и безопасного образа жизни, формируется установка на активный, экологически целесообразный, здоровый и безопасный образ жизни. В юношеском возрасте ЗОЖ может рассматриваться как необходимый ресурс для самореализации, появляется направленность и потребность в пропаганде ЗОЖ, формируется позитивная психосексуальная идентичность, направленная на семейные (брачные) отношения.

Второй компонент ЗОЖ - это знание существенных последствий ведения нездорового образа жизни, причин травматизма, негативных факторов риска здоровью детей.

Знания младших школьников включают в себя понимание существенных последствий ведения нездорового образа жизни (употребления алкоголя, табакокурения, приема энергетиков и пр.) и причин травматизма («случайных травм» не бывает, каждая их них так или иначе связана с несоблюдением правил того или иного безопасного поведения в быту, транспорте, на дороге), результатов экранной (компьютерной, телевизионной) и игровых зависимостей, негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания). Кроме того, младший школьник должен понимать, какой вред себе и окружающим наносит неконструктивное (агрессивное) поведение, как важно сдерживать отрицательные эмоции и уметь справляться с волнением и переживаниями в ситуациях стресса (перед контрольной, самостоятельной работой, когда вызывают к доске и пр.). Произвольность поведения, являющаяся новообразованием младшего школьного возраста, – реальная основа для применения таких знаний в поведении.

В подростковом и юношеском возрасте помимо теоретических знаний появляется умение самостоятельно анализировать существенные последствия ведения нездорового образа жизни на примере реальных жизненных ситуаций (материалы личного наблюдения, СМИ). Кроме того, становится важным для личностного развития достижение основных критериев психологического и социального здоровья (наличие друзей, принятие референтной группой, адаптация к социуму, отсутствие невротических проявлений в поведении и др.), отсутствие элементов неблагополучия в психологическом здоровье (тревожность, агрессивность, низкая самооценка, неумение управлять эмоциями), умение справляться с волнением и переживаниями в ситуациях стресса (перед контрольной, самостоятельной работой, при сдаче ГИА, ЕГЭ).

В юношеском возрасте важным является наличие бережного и ответственного отношения к физическому, психологическому и другим видам здоровья, как собственному, так и здоровью других людей, умение оказывать первую помощь.

Третий компонент ЗОЖ – это следование здоровому образу жизни и регулярное поддержание здоровья, формирование умения противостоять нездоровому образу жизни.

Для младшего школьника характерно естественное, без принуждений, но при опосредованном контроле взрослого, следование здоровому образу жизни и готовность самостоятельно, регулярно поддерживать свое здоровье (физическая активность, занятия физкультурой и спортом; соблюдение правил личной гигиены, здоровое питание и волевой отказ от «вредной пищи», соблюдение режима труда и отдыха). Происходит постепенное формирование умения противостоять вовлечению в процесс формирования вредных привычек (табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ; компьютерная, телевизионная и игровая зависимость), появляется потребность в безбоязненном обращении к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья; развивается готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье (без напоминания чистит зубы, делает зарядку, привлекает к этому процессу сверстников, младших братьев и сестер), пробуждается желание заботиться о своем здоровье и здоровье других, появляется интерес к процессу поддержания и ведения здорового образа жизни.

Ребенок, для которого здоровый образ жизни не представляет личностной ценности, не задумывается о том, какой вред ему может нанести несоблюдение простейших требований; даже если знает об этом, не верит, что лично ему это может быть вредно; у него нарушен режим и качество питания (он может не завтракать, не обедать вовремя, ужинать поздно вечером, постоянно что-нибудь грызть – чипсы, сухарики, категорически отказываться от горячей пиши, особенно супов и пр.); он слишком много времени проводит у экрана телевизора или монитора; ложится спать поздно, а встает за несколько минут до выхода из дома; не любит физкультуру и другие формы физической активности; уроки делает обычно перед сном или отказывается ложиться спать потому, что поздно начал делать уроки и не успел и т.д.

В подростковом возрасте готовность и потребность самостоятельно поддерживать свое физическое здоровье выражается в выборе индивидуальных способов сохранения здоровья: фитнес-клуб, паркурбатика, тренажерный зал. Для сохранения психологического здоровья важно формирование навыков «принятия себя» и создания вокруг себя благоприятной атмосферы (выращивание и размножение культурных растений, воспитание и уход за домашними животными).

Для юношеского возраста характерны реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребность в физическом и других видах самосовершенствования, занятия спортивно-оздоровительной деятельностью, самопознание, саморазвитие, осознание и умение обосновать собственные взгляды и установки на ЗОЖ. 

Как приучить ребенка к здоровому образу жизни?

Пожалуй, никто из родителей не будет возражать против утверждения, что развитие ребенка, его личных качеств во многом определяется взаимоотношениями, которые складываются у ребенка с окружающими его близкими людьми. Точно так же и отношение детей к своему здоровью в значительной степени зависит от ближайшего окружения.
Причиной формирования определенного отношения к здоровью у ребенка являются сами взрослые как носители определенных физических и психических качеств. Человек, который сам не выглядит здоровым или пренебрежительно относится к своему здоровью, не может сформировать правильное отношение к здоровью у ребенка.
Строгий режим – распорядок дня – являются важнейшей предпосылкой для высокой трудоспособности, крепкого здоровья и хорошего самочувствия. По этому поводу М. Пришвин писал: «…не само здоровье дает долголетие, а правильное расходование его».
Исходя из выше изложенного, предлагается следующий распорядок дня для учащихся. Пробуждение в 7-00 – 7-10. Резкий переход от сна к бодрствованию для неокрепшей НС ребенка может быть очень труден, поэтому некоторым необходимо «поваляться» в постели. Сразу после подъема желательно посещение туалета. Далее ребенок заправляет свою постель. Если он делает это достаточно энергично, то ему вполне хватает 2-3х минут. Затем следует выполнить утреннюю гимнастику, примерно в течение 10 мин. Умывание, чистка зубов, переодевание – на все это должно уходить около 20 мин. Далее, в течение 20-30 минут ребенок завтракает. Этого времени достаточно и на то, чтобы убрать со стола и помыть за собой посуду. Дорога в школу у него отнимает 10-30 мин (в зависимости от места жительства). Занятия в школе продолжаются с 8-30 до 14-00. После уроков ребенок идет домой. 15-00 – 15-30 – обед. После обеда каждому необходимо пребывание на свежем воздухе, а не приготовление уроков, как считают многие взрослые. В этот период времени можно посещать различные кружки и спортивные секции. С 17-00 до 19-00 необходимо выполнять домашнее задание. Затем ужин, с 19-00 до 19-30. До 22-00 у ребенка есть свободное время с дальнейшей подготовкой ко сну. Сон с 22-00 до 7-00.
Ребенок, выполняющий режим дня или старающийся его выполнять, нуждается на первых порах, когда идет формирование привычки, в похвале со стороны родителей. В дальнейшем соблюдение режима дня должно восприниматься родителями и ребенком, как норма поведения.
Говоря о способах и методах формирования привычек, особо следует подчеркнуть, что они воспитываются не столько словами сколько делом. Каждое указание взрослых на необходимость выполнения того или иного действия должно сопровождаться объяснениями, почему его нужно выполнить. Все объяснения должны быть как можно более доступны и понятны ребенку.
Итак, предлагаем рекомендации для родителей:
1) внимательно относитесь к формированию образно-словесных ассоциаций у детей, особенно касающихся отношения к здоровью,
2) помните, что ваши физические недостатки, ваше отношение к здоровью влияют на отношение к здоровью у ребенка,
3) формированию у детей навыков безопасного поведения способствует воспитание положительных привычек (чистить зубы, мыть руки с мылом, делать утреннюю зарядку и т. д.)
4) помните, что для закрепления привычки большое значение имеет похвала взрослого, она действует гораздо сильнее, чем порицание,
5) наряду с формированием привычек воспитывайте у детей чувство долга, ответственность, человечность,
6) помните, что вы лучший пример не только для своих детей, но и для других.
Автор: педагог-психолог Лётина Н.А.

Во сколько лет уместно разговаривать с ребенком о сексе?

Хотя впервые дети спрашивают, откуда они появились на свет, в 3–4 года, лучше не сочинять им про это сказки, считают психологи. Если правду не скажете вы, все объяснят вашему ребенку более старшие дети.
Не ругайте ребенка за «неприличные вопросы». Его интерес к этой теме так же естественен, как, например, к тому, почему падают листья, но не валится с неба луна. Не забегайте в своих объяснениях вперед. Рассказывайте только то, о чем вас спрашивает ребенок.
Уважать ребенка — значит воспринимать его всерьез и вести с ним диалог, избегая фраз вроде «ты еще слишком мал, чтобы понять это», не давать жестких оценок, избегать насмешек, двусмысленности и пошлости. Задача взрослых — сделать так, чтобы ребенок не испытывал смущения и страха, задавая вопросы на тему взаимоотношений между полами.
Половое созревание девочек начинается с 8–9 лет, мальчиков — с 10–11. Начните разговор об этом заранее, чтобы ребенок был психологически готов к физическим и эмоциональным изменениям, которые с ним произойдут. Рассказывайте им не только об их собственном развитии, но и об изменениях, которые происходят с противоположным полом: мальчикам — о девочках, а девочкам — о мальчиках.
Источник: психотерапевт, кандидат медицинских наук Александр Литвинов

Моему сыну исполнилось 14 лет. Он растёт добрым и доверчивым мальчиком, друзей немного. Это хорошие ребята, в основном они вместе гуляют или играют в компьютерные игрушки. Вроде бы не за что переживать. Но мы живем в не очень благополучном районе, и в его классе есть несколько хулиганов, некоторые ребята курят, знаю также, что у пары мальчиков была какая-то темная история с наркотиками. Я воспитываю ребенка одна и очень боюсь, что называется, упустить его. Как уберечь сына от беды?

Подростка не нужно ограждать от соблазнов и опасностей, его нужно учить противостоять им.
Во-первых, снимите табу с опасных тем: наркотики, секс, вредные привычки. Обсуждайте это с сыном, говорите честно и открыто, отвечайте на вопросы. Пусть ребенок узнает от вас о реальных последствиях некоторых поступков.
Во-вторых, будьте честными с ребенком, проявляйте заинтересованность к его жизни, радуйтесь победам, поддерживайте при неудачах. Рассказывайте о себе. Взрослеющие дети ценят откровенность.
В-третьих, не читайте нотаций и не запрещайте. Высказывайте свое мнение относительно отдельных вопросов, но оставляйте выбор за ребенком. Говорите, что доверяете ему, верите в него. Однако доверие не означает отсутствие контроля.
В-четвертых, включайте ребенка в жизнь семьи, он должен осознавать свою значимость и нужность. Применяйте метод «без тебя никак».
В-пятых, не запрещайте ребенку общаться со сверстниками, лучше познакомьтесь поближе с друзьями ребенка.
Вы воспитали доброго, душевного, доверчивого ребенка. Это замечательно, но теперь нужно приложить усилия, чтобы он смог сохранить свою искренность и доброту, справляясь с реальностью. Помогите подростку.
Источник: Светлана Садовникова, психолог

Я одна воспитываю сына. В позапрошлом году обнаружила, что сын курит, чтобы отвлечь отправила сразу в другую деревню. Думала, что не курит. Сегодня обнаружила, что снова начал курить. Как мне поступить не знаю. Друзья старше него.

Для того, чтобы избавиться от этой привычки, необходимо выяснить что она дает подростку. Кто-то так борется со стрессом. Кто-то хочет казаться сильнее, выше, старше. Если друзья вашего сына старше него, то вполне возможно, что причина кроется в этом. Но все очень индивидуально. Также, курение может быть неким «мостиком» между вашим ребенком и каким-то значимым лицом, которое тоже курит. Вы наверняка замечали, что часто офисные работники курят целыми компаниями. Это для того, чтобы оставаться в диалоге друг с другом. У детей это работает примерно также. Некоторые разговоры возможны только в курилке и сигарета являются некоторым маркером для того, чтобы понимать, что перед вами «свой».
Кроме того, обращаю ваше внимание на то, что ваш ребенок уже вступил в подростковый период. Для него сейчас очень важно мнение сверстников, ребенок оттачивает свои навыки общения, учится занимать интересную для него позицию в обществе. Подросток пробует, исследует, экспериментирует. Для того чтобы стать взрослым человеком, ему нужно понять кто он, какие у него приоритеты, что ему нравится, а что нет. Потому что до этого возраста ребенок скорее жил по наставлению своих ближайших родственников, пришло время узнать себя лучше.
Старайтесь сохранять спокойствие в разговоре про курение. Не наказывайте, не угрожайте, не ставьте ультиматумов. Помогите ребенку найти другие способы достичь желаемого результата (стать важным, найти общий язык и т.д). Психика всегда выбирает самый эффективный способ достижения цели. А значит, что ваше предложение должно явно выигрывать у курения. Но будьте внимательны, перед вами не взрослый человек, которому интересны вопросы здоровья, будущего и т.д. А подросток, который живет в моменте «здесь и сейчас», которому важнее мнение своих сверстников, чем то, что о нем думает его мама. Это абсолютно нормально. Сейчас важно дать ребенку возможность самому выбирать и принимать решения. Условно говоря, именно в подростковом периоде ребенок опровергает все те догмы, которые предлагала ему семья и опытным путем приходит к собственному мнению. Поэтому важно оставаться в дружеской позиции и дать мальчику поддержку и максимальное количество альтернативных точек зрения для того, чтобы выбор был более осознанным.
Источник: Ольга Дорохова, психолог

До 12 лет дочь была худенькой девочкой, как и все её подружки. Но после этого возраста она стремительно начала набирать вес. Особенно после трех летних месяцев в деревне у бабушки. Дочь у нас довольно закрытая, особо про свою школьную жизнь не рассказывает, но иногда из школы она приходит в слезах. Я подозреваю, что из-за полноты у ребенка появились проблемы в общении с одноклассниками. Что можно сделать в такой ситуации?

Если ваш ребенок имеет лишний вес, и вы подозреваете, что у него из-за этого появились проблемы в общении с одноклассниками, в первую очередь попробуйте вывести его на откровенный разговор. Найдите подходящее время, расскажите ребенку, что в школьные годы у многих бывают сложности, вспомните свою историю или истории кого-то из своих знакомых. Можно рассмотреть похожую ситуацию на примере популярного фильма или книги для подростков. Объясните, что все проблемы можно решить, и предложите ему вместе найти выход из создавшейся ситуации. Важно при этом выстроить разговор так, чтобы не добавить комплексов: «Полнота идет очень многим, и ты тоже очень хорошенькая, но давай попробуем пересмотреть режим питания и заменим конфеты фруктами?»
Не стоит пытаться самостоятельно наказать обидчиков вашего чада или пойти на серьезный разговор с его родителями, поскольку это, как правило, имеет обратный эффект. Те дети, которые издеваются над полным ребенком, узнав о том, что он пожаловался родителям, могут еще больше усилить «травлю». Допускать этого ни в коем случае не стоит.
Найдите причины полноты вашего ребенка. Детская полнота чаще всего обусловлена неправильным рационом питания, малоподвижным образом жизни, нарушениями в работе эндокринной системы или генетической предрасположенностью. Если с последним фактором бороться достаточно трудно, то изменение пищевых привычек и образа жизни ребенка – задача, с которой могут справиться абсолютно все мамы и папы.
Пересмотрите вместе с ребенком рацион его питания, уберите из него вредные продукты (жаренное, мучное, сладости) и добавьте полезные (овощи, фрукты, нежирное мясо, рыба, злаки). При этом вы сами должны подавать ребенку правильный пример: перестаньте наедаться на ночь, ходить в рестораны быстрого питания. Ребенок перенимает семейные привычки в питании, поэтому будет питаться так же, как питаетесь вы, и рано или поздно привыкнет к правильной пище, если в доме будут употреблять только ее.
Запишите ребенка в спортивную секцию. Если заниматься спортом у ребенка желания нет, попробуйте найти другие способы повысить его физическую активность. Простая утренняя гимнастика, катание на лыжах зимой, поездки на природу летом и обязательно - ограничение времени нахождения у компьютера. Девочкам могут прийтись по душе танцы, мальчикам, возможно, понравится конный спорт. Главное, чтобы ребенок не сидел постоянно на одном месте. Больше гуляйте на свежем воздухе, ходите по музеям, выставкам, культурным мероприятиям, по магазинам. Именно ходите! Поэтому, возможно, в первое время целесообразно будет отказаться от машины. Если у ребенка проблемы с эндокринной системой, обязательно посетите врача-эндокринолога. Даже с генетической предрасположенностью к полноте можно бороться – главное, чтобы сам ребенок понял, для чего ему это нужно. Поговорите с ним, представьте вместе, как может измениться его жизнь, если он немного сбросит вес. Ребенок почувствует, что вы его любите, понимаете и поддерживаете, и сможет сделать первый шаг по изменению своей жизни. И не забывайте хвалить ребенка за каждое его достижение, в том числе за достижение в борьбе с лишним весом.

Материалы раздела подготовила:
Ирина Серафимович, к.пс.н., проректор по информационно-методической деятельности ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования»

При участии:
Ирины Кузнецовой, к.пс.н., директора Центра «Ресурс»;
Марины Хахуновой, главного специалиста  Центра «Ресурс»;
Анны Ухановой, главного специалиста  Центра «Ресурс»;
Ольги Большаковой, заместителя директора Центра «Ресурс»

Контакты самолет

Задайте вопрос специалистам Центра "Ресурс"

Заполните форму и специалисты нашего центра свяжутся с вами или позвоните нам сами!
+7 (4852) 72-95-00 с 9:00 до 17:00

Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс»

Запись на консультацию:
График работы:
пн–чт:
пт:
обед:
900-1800
900- 1700
1300-1350