Аннотированный перечень основных аналитических, справочных материалов, информационных ресурсов Центра
В данном руководстве представлены методические основы технологии оценки профессиональной компетентности, описаны основные этапы работы специалиста, проводящего оценку профессиональной компетентности, приводится разбор практических случаев по технологии оценки профессиональной компетентности в контексте решаемых задач и используемых методов работы. Руководство предназначено, прежде всего, для специалистов служб занятости и центров профессиональной ориентации, может также представлять интерес для кадровых служб предприятий и организаций, занимающихся оценкой компетентности.
Методическая разработка содержит описание системы работы по реализации технологии оценки профессиональной компетентности, созданной на основе анализа и обобщения опыта работы по данной технологии Ярославским областным центром профессиональной ориентации молодёжи и психологической поддержки населения «Ресурс» совместно с Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Ярославской области. Разработка содержит описание основных элементов структуры и их взаимосвязи, ключевых условий реализации технологии, порядка внедрения, требований к организации и специалистам, проводящим оценку профессиональной компетентности.
Методическая разработка предназначена для руководителей и специалистов службы занятости, центров профориентации. Может быть также полезна специалистам кадровых служб и всем, кто интересуется вопросами управления и повышения качества человеческих ресурсов.
Предлагаемая программа является одним из инструментов социально-профессионального сопровождения обучающихся общеобразовательных организаций в решении вопросов профессионального самоопределения и построения профессиональной карьеры. Программа включена в контекст предпрофильной подготовки и ориентирована на подготовку каждым обучающимся индивидуального образовательно-профессионального проекта.
Программа предназначена для школьных психологов, учителей, классных руководителей, специалистов системы образования, занимающихся вопросами предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательных организациях.
Органайзер предназначен для обучающихся 9-х классов общеобразовательных организаций в качестве приложения к учебной программе для общеобразовательных организаций «Предпрофильная подготовка. Путь к профессии». Органайзер представляет собой рабочую тетрадь, в которой фиксируются все основные результаты работы обучающегося по темам программы, результаты диагностики и рефлексии. Это позволяет обучающемуся получить целостное представление о собственном продвижении в направлении построения образовательно-профессионального проекта.
Издание предназначено, прежде всего, для специалистов службы занятости, занимающихся вопросами рационального трудоустройства инвалидов. Опираясь на гуманистический, субъективно-ориентированный подход, авторы рассматривают организационно-методические основы профессиональной реабилитации инвалидов, шаги подбора подходящей работы для клиентов-инвалидов, психологические характеристики лиц с ограниченными возможностями, особенности взаимодействия с ними в процессе подбора подходящей работы, вопросы профилактики напряженности и утомления у специалистов по трудоустройству, некоторые методы и способы саморегуляции.
Пособие может быть полезно психологам, социальным и медицинским работникам, занимающимся проблемами инвалидов, студентам соответствующих факультетов.
В предлагаемом пособии раскрываются подходы к решению вопроса подбора персонала в условиях рынка труда; принципы и этапы работы специалистов службы занятости по подбору работников в соответствии с требованиями работодателей; способы проведения испытаний при подборе персонала, методика составления профессионально-психологического портрета. Пособие содержит также краткий словарь терминов.
Предназначенное, прежде всего, для специалистов службы занятости, оно может быть полезно для специалистов центров профориентации, кадровых агентств, кадровых служб предприятий и организаций разных форм собственности, преподавателей и студентов психолого-педагогических факультетов.
Предлагаемое пособие направлено на формирование и активизацию позиций учащихся старших классов школ в отношении профессионального выбора, их готовности к профессиональному самоопределению и поведению на рынке труда. Пособие содержит ряд последовательных шагов, учитывающих правила выбора профессии, перспективы рынка труда Ярославской области, проверку склонностей и способностей, построение стратегии профессионального выбора.
Пособие адресовано, прежде всего, старшеклассникам. Может быть полезно преподавателям, профконсультантам, школьным психологам, социальным педагогам, а также родителям, заинтересованным в профессиональной самореализации своих детей.
Комплект предназначен для обучающихся 8-11 классов и включает 7 игр: «В объективе – экономика города», «Мой город», «Промышленность. Версия 7х8», «Топ-регион», «Фермер», «Экономическое лото», «Папа знает». Каждая игра включает в себя: описание игры, карты игровых полей, игровые фишки и карточки, раздаточный материал. Игры направлены на повышение информированности школьников о пространстве будущей работы, формирование представлений об экономике региона, отраслях и видах деятельности, предприятиях и профессиях, формирование навыков прогнозирования собственных профессиональных траекторий.
В комплект входят:
«Учимся выбирать профессию по-новому: подготовка квалифицированных рабочих и служащих» «Учимся выбирать профессию по-новому: подготовка специалистов среднего уровня квалификации» «Учимся выбирать профессию по-новому: подготовка специалистов высшего уровня квалификации» «Поступаешь в ВУЗ? Поступай правильно. Информация для абитуриентов» «Среднее профессиональное образование. Успешный старт в будущее» Экономика Ярославии. Рынок труда.
Программа направлена на осуществление современной навигации по актуальным и перспективным технологиям, сферам деятельности, профессиям, ознакомление школьников и студентов профессиональных образовательных организаций с базовыми компетенциями будущего, освоение способов конструирования профессионального будущего. Программа имеет практическую направленность и предусматривает проведение занятий в современных форматах с применением информационного, консультационного и навигационного инструментария.
Программа предназначена для педагогических работников и специалистов, осуществляющих деятельность по профессиональной ориентации и профессиональному развитию молодежи в учреждениях образования, социальных учреждениях молодежи.
Программу дополняет Комплект информационно-методических материалов, включающий три модуля: Экономика будущего, Компетенции будущего, Конструирование будущего. Назначение материалов - создание в рамках реализации программы интерактивного пространства для размышлений, диалогов, интеллектуальных проб, самоанализа, проектирования.
В справке представлены основные итоги ежегодно проводимого профориентационного мероприятия для обучающихся 9-х классов общеобразовательных организаций, воспитанников детских домов, учреждений интернатного типа «Скажи профессии «ДА». Мероприятие представляет собой интерактивную практико-ориентированную площадку современной профессионально-образовательной навигации для старшеклассников и родителей (законных представителей).
Мероприятие направлено на активизацию процесса профессионального самоопределения обучающихся, повышение информированности о системе среднего профессионального образования и привлекательности востребованных региональной экономикой профессий и специальностей.
В справке освещены основные цели, задачи, ключевые направления деятельности по сопровождению данной категории детей, вопросы организационно-педагогического, кадрового, информационно-методического обеспечения этой деятельности. Приводятся данные о проведенных практических мероприятиях по сопровождению профессионального самоопределения воспитанников и их жизнеустройстве по окончании 9 и 11 класса. В отдельном разделе справки сформулированы итоги проведенной работы и предложения по дальнейшему развитию и совершенствованию деятельности по сопровождению профессионального самоопределения воспитанников.
Справка предназначена для руководителей и специалистов органов управления образованием, руководителей и специалистов организаций для детей-сирот.
В справке представлены результаты мониторинга профессиональных планов и уровня готовности обучающихся 9-х и 11-х классов к профессиональному выбору за 2020-2021уч.г. Приводится сравнительный анализ структуры профессионального выбора старшеклассников и потребностей регионального рынка труда. Дано обобщение проблем выбора и предложения по повышению компетентности обучающихся в социально-трудовой сфере.
Справка адресована руководителям муниципальных органов управления образованием и специалистам системы образования Ярославской области.
Материалы содержат информацию о деятельности по сопровождению самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся на территории Ярославской области, включая вопросы нормативно-правового и кадрового обеспечения, межведомственного взаимодействия, развития единого информационного пространства, обзор проводимых профориентационных мероприятий, описание лучших профориентационных практик и пр.
Материалы курса помогут познакомиться с образом педагога будущего, погрузиться в ценностные основания педагогической деятельности, узнать о трендах и новых технологиях в сфере образования, оценить, исследовать возможности и различные траектории профессионального развития в этой области, познакомиться с компетенциями педагога.
Целевая аудитория курса: школьники, рассматривающие для себя возможность обучения по педагогическим специальностям, студенты педагогических вузов и колледжей; специалисты, планирующие переквалификацию для дальнейшей работы в сфере образования; родители, заинтересованные в качественном образовании детей. В комплект материалов входит 5 тем, 5 видеолекций, проверочные задания.
Справочник содержит информацию обо всех образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, действующих на территории области (почтовый адрес, телефоны, адреса электронной почты, сайт, направления подготовки, специальности, профессии, вступительные испытания, наличие общежития и пр.), и ряде организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования; краткие информационные блоки-вставки: порядок приема на обучение по программам высшего образования, порядок приема на обучение по программам среднего профессионального образования, учет индивидуальных достижений поступающих на обучение, интернет-ресурсы в помощь выбирающим профессию и пр.
Справочник предназначен для старшеклассников и их родителей, специалистов системы образования.
Портал является эффективным инструментом профессионального выбора для старшеклассников и абитуриентов. Главная идея ресурса - формирование у старшеклассников и абитуриентов способности к профессиональному самоопределению. На портале представлена систематизированная информация о профессиональном образовании Ярославской области, как в целом, так и по уровням образования. Пользователями ресурса являются старшеклассники, абитуриенты, родители, педагоги-психологи и другие специалисты образовательных организаций, занимающиеся вопросами профессионального самоопределения молодежи.
Основной целью сайта является создание единого информационного пространства, где школьники, студенты, педагоги могут познакомиться с актуальными трендами, новыми технологиями, векторами развития перспективных отраслей, а также произвести оценку своих компетенций и готовности к освоению новых профессий.
Учебная дисциплина «Эффективное поведение на рынке труда» входит в общеобразовательный цикл образовательных программ среднего профессионального образования. Комплект включает примерную программу, учебно-методическое пособие, рабочую тетрадь, глоссарий.
Программа направлена на формирование основных знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность к эффективному поведению на рынке труда обучающихся профессиональных образовательных организаций. Программа имеет практическую направленность и предусматривает большой объем занятий с элементами тренинга, ролевых игр и других форм активного обучения.
Программа предназначена для преподавателей профессиональных образовательных организаций. Может быть использована в рамках реализации программ профессиональной подготовки и программ дополнительного профессионального образования, образовательных программ высшего образования. Программа может быть полезна специалистам службы занятости, сотрудникам организаций по работе с молодежью, социальным работникам и всем специалистам, оказывающим содействие в трудоустройстве и профессиональном развитии выпускникам и другим категориям населения.
Назначение информационной системы, созданной на открытой онлайн-платформе, - содействие трудоустройству обучающихся/выпускников профессиональных образовательных организаций; удовлетворение информационных запросов работодателей об уровне достижений обучающихся/выпускников профессиональных образовательных организаций, их возможностях и потенциале как одного из условий трудоустройства на предприятиях Ярославского региона. Основная инфраструктурная единица информационной системы – онлайн портал ProfiJump - предназначен для создания, организации хранения, поиска и анализа информации об образовательных достижениях и профессиональных намерениях обучающихся предвыпускных курсов и выпускников профессиональных образовательных организаций. Портал содержит базу профессиональных резюме этой категории обучающихся. Работодатели размещают на портале свои требования к компетентности работников, обратную связь на представленные портфолио, осуществляют поиск кандидатов по различным параметрам.
ПСИХОЛОГИЯ - ОБРАЗОВАНИЮ
Методическое пособие, созданное на основе обобщения опыта работы образовательных учреждений для детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, содержит описание сущности коррекционно-развивающей работы, направлений и принципов её проведения с детьми и подростками, назначения и функций специального оборудования, требований к разработке и реализации коррекционно-развивающих программ. Пособие содержит большой спектр форм и методов (игр, упражнений, комплексных занятий и т.п.) по развитию и коррекции детей, имеющих трудности в развитии.
Пособие предназначено для специалистов в области коррекционно-развивающей работы: педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, врачей ЛФК и др.
Авторы рассматривают психологические проблемы подростков-инвалидов, пути и способы их разрешения в консультационной ситуации. Предлагаемая процедура консультирования – пути по разрешению актуальных жизненных задач (затруднительных ситуаций) – дополнена описанием конкретных способов работы с подростками – инвалидами и их родителями.
Издание предназначено для психологов, занимающихся консультированием подростков-инвалидов. Разработка может быть полезна также для педагогов и социальных работников.
В издании описаны основные требования, предъявляемые к различным видам теоретико-методических разработок, которые рекомендуются для использования педагогами-психологами службы практической психологии образования Ярославской области. Приведены фрагменты образовательной программы, оформленной полностью в соответствии с представленными требованиями.
В пакет материалов входит: общие сведения о профессиональных стандартах, нормативные документы, презентации, информационные ресурсы, варианты кадровых документов, результаты деятельности пилотной площадки Ярославской области по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Предлагаемый Пакет предназначен для руководителей образовательных организаций, для педагогов-психологов, методистов, специалистов, обеспечивающих сопровождение деятельности по психологическому обеспечению образования.
В издании представлена развернутая характеристика основных направлений деятельности и видов работ педагога-психолога общеобразовательного учреждения на разных образовательных ступенях в соответствии с требованиями ФГОС.
Издание адресовано руководителям и специалистам органов управления образованием, руководителям образовательных учреждений, педагогам-психологам, преподавателям и студентам психологических факультетов вузов и др. Материалы могут быть использованы при разработке должностных обязанностей педагогов-психологов, при анализе и планировании педагогом-психологом собственной деятельности, при аттестации педагогов-психологов, при подготовке и повышении квалификации педагогов-психологов.
Разработан сводный конструкт личностных результатов на трех ступенях образования (начальная школа, основная школа, средняя школа); подготовлены описания 6-ти сфер деятельности, возрастных особенностей обучающихся, направлений формирования и развития личностных результатов. Обобщены материалы по выявлению личностных результатов на каждой ступени образования (конструкт; показатели, параметры, проявления; форма экспертного листа).
Материалы содержат актуальную информацию о службах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ярославской области и оказываемых ими услугах для детей разного возраста, их родителей, молодёжи.
Информация предназначена для обучающихся и их родителей, а также психологов, медицинских и социальных работников, специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, центров занятости населения.
Пакет материалов по социально-психологическому тестированию (СПТ), направленному на выявление латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста
Пакет включает основные нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня, аналитическую справку по результатам СПТ за 2021 год, презентации по анализу результатов в разрезе региона и отдельной образовательной организации, по организации профилактической работы по результатам СПТ.
Основные результаты деятельности психологической службы системы образования ЯО за 2021-2022уч.г.»: аналитическая справка
В аналитической справке представлены основные результаты деятельности психологической службы системы образования ЯО за 2021-2022 учебный год, включая основные сведения о кадрах, оказываемых услугах, повышении квалификации и пр., а также рекомендации для руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей образовательных организаций по совершенствованию деятельности психологической службы в системе образования Ярославской области.
Практическое руководство для педагогических работников по работе с детской агрессией в дошкольных образовательных организациях, 2021 г.
Практическое руководство подготовлено по материалам исследования социально-психологических аспектов деятельности по профилактике и коррекции агрессивного и жестокого поведения детей в дошкольных образовательных организациях региона, проведенного в формате интернет-опроса педагогических и административных работников этих организаций в 2020 г.
Исследование показало, что у педагогических работников дошкольных образовательных организаций существует определённый дефицит знаний и практических навыков в области профилактики и регулирования агрессивного поведения детей. Для повышения методической оснащенности и психологической компетентности работников дошкольных образовательных организаций разработано «Практическое руководство для педагогических работников по работе с детской агрессией в ДОО», включающее карту наблюдения проявлений агрессивного поведения и рекомендации по разрешению ситуаций проявления детской агрессии.
Пакет материалов по внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
Пакет включает общие сведения о профессиональных стандартах, нормативные документы, презентации, информационные ресурсы, варианты кадровых документов, результаты деятельности пилотной площадки Ярославской области по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
Пакет предназначен для руководителей образовательных организаций, для педагогов-психологов, методистов, специалистов, обеспечивающих сопровождение деятельности по психологическому обеспечению образования.
Психолого-педагогическая программа «Основы интеллектуального труда»
Целью программы «Основы интеллектуального труда» является успешная адаптация студентов в информационно-образовательной среде организации посредством овладения способами, методами, приемами и средствами учебной деятельности.
Программа ориентирована на формирование у обучающихся целостного представления о культуре интеллектуального труда и принципах его организации; формирование умений и навыков познавательной деятельности, необходимых для успешной адаптации и обучения; формирование умений самостоятельной организации учебного труда; развитие психических процессов и функций; освоение обучающимися способов повышения производительности учебной деятельности; формирование умений и навыков презентации продуктов собственного интеллектуального труда.
Программа рекомендуется к применению на первом году обучения в профессиональной образовательной организации с целью введения в учебную деятельность.
Программа рекомендована Федерацией психологов образования России для использования в образовательных учреждениях.
Комплект видеоматериалов по вопросам психологической подготовки к ОГЭ
В комплект входят актуальные темы/ видеозаписи для обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических работников по вопросам психологической подготовки к ОГЭ: «Стратегия поведения на экзамене», «Способы самоподдержки», «Формулы самовнушения», «Дыхательные техники», «Роль родителей в психологической подготовке детей к ЕГЭ», «Психологический настрой к сдаче ЕГЭ – пять «золотых» правил».
Издание содержит основные положения и рекомендации, касающиеся конкурсных испытаний областного конкурса «Педагог-психолог года».
Издание предназначено для практических психологов системы образования, для руководителей методических объединений педагогов-психологов, руководителей образовательных организаций и специалистов, занимающихся подготовкой к конкурсам профессионального мастерства, являющихся на современном этапе развития российского образования эффективной формой повышения профессиональной квалификации, а также для студентов старших курсов и выпускников психологических специальностей вузов.
Пакет психодиагностических методик и тестовых проб, рекомендованных к использованию в практике работы педагога-психолога общеобразовательного учреждения
С целью повышения качества услуг по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся и других участников образовательного процесса в системе образования Ярославской области подготовлен «Пакет психодиагностических методик и тестовых проб, рекомендованных к использованию в практике работы педагога-психолога общеобразовательного учреждения». «Пакет...» обеспечивает специалистов унифицированным психодиагностическим инструментарием, необходимым для эффективного решения основных задач деятельности психологической службы.
Пакет сформирован для основных образовательных уровней в соответствии с необходимостью решения наиболее актуальных задач на каждом образовательном уровне: начальное общее образование» (младший школьный возраст, 7-11 лет), включая старший дошкольный возраст, 5-7 лет; основное общее образование» (подростковый возраст, 11-15 лет); среднее (полное) общее образование» (старший школьный возраст, 15-18 лет). Пакет рекомендован департаментом образования Ярославской области к использованию в работе педагогами-психологами системы образования Ярославской области.
Данная методика содержит 2 варианта методики: Карта интересов-90 и Карта интересов-174. Методика предназначена для тестирования подростков от 14 до 17 лет с целью выявления интересов учащихся к различным типам профессиональных занятий.
Методика может быть использована практическими психологами, студентами психологических факультетов, педагогами, специалистами службы занятости, занимающихся вопросами профессиональной ориентации и построения профессиональной карьеры.
Компьютерная версия методики Кеттелла 16 PF (взрослый вар-т) подготовлена на основе имеющихся компьютерных аналогов, бланковой версии «Факторный личностный опросник Кеттелл 95» ГП «Иматон» (Санкт-Петербург, 1995), материалов книги В.М. Мельникова, Л.Т. Ямпольского «Введение в экспериментальную психологию личности» (М, «Просвещение», 1985).
Методика направлена на исследование факторов личности на основе теории личностных черт; предназначена для тестирования лиц от 16 лет и старше, имеющих образование не ниже 7 классов.
Областью применения методики является консультирование старшеклассников и взрослого населения по вопросам профессионального самоопределения и построения профессиональной карьеры; консультирование работников предприятий и учреждений по вопросам профессиональной пригодности на рабочие места; психологическое консультирование; в медицинской практике – диагностика пациентов, имеющих временные нарушения адаптации или личностные нарушения, не содержащие серьезной патологии.
Компьютерная версия методики Кеттелла HSPQ (подростковый вар-т) подготовлена на основе бланковой версии «Факторный личностный опросник Кеттелл 95» ГП «Иматон» (Санкт-Петербург, 1995г.), материалов книги В.М. Мельникова, Л.Т. Ямпольского «Введение в экспериментальную психологию личности». – М: «Просвещение», 1985.
Методика направлена на исследование факторов личности подростка на основе теории личностных черт; предназначена для тестирования школьников от 13 до 15 лет.
Областью применения методики является консультирование подростков по вопросам профессионального самоопределения и построения профессиональной карьеры; психологическое консультирование подростков и их родителей по вопросам социально-психологической адаптации ребенка и оказания помощи в решении личностных проблем.
Компьютерная версия методики диагностики уровня эмоционального выгорания предназначена для выявления уровня эмоционального выгорания у специалиста или руководителя и его качественно-количественной характеристики с целью разработки индивидуальных мер профилактики и психокоррекции.
Данная версия методики адресована практическим психологам, профконсультантам, менеджерам по персоналу, работающим в области личностной психодиагностики, психологического консультирования, оценки компетентности, планирования и развития профессиональной карьеры.
Издание содержит описание методики компьютерной диагностики профессиональных интересов и склонностей, которая представляет собой модификацию «Опросника профессиональной готовности» Л.Н.Кабардовой.
Особенностью данной компьютерной версии является то, что она:
- предполагает самостоятельную работу школьников и молодежи, направленную на самодиагностику их профессиональных интересов;
- включает не 50, а 60 утверждений и позволяет провести диагностику профессиональных предпочтений по шести типам профессий;
Опросник предназначен для школьников и молодежи, интересующейся вопросами самодиагностики профессиональных предпочтений и интересов.
Методика может быть использована в работе учителями, школьными психологами, профконсультантами, студентами психологических факультетов