На основании анализа НИЦ Мониторинга и профилактики сезонных рисков и долгосрочных наблюдений за динамикой угроз, предлагаем образовательным организациям уделить внимание ключевым направлениям профилактической работы:
Буллинг и кибербуллинг
Что такое буллинг и как его не допустить
Профилактика и противодействие буллингу: рекомендации для руководителей образовательных организаций
Как научить ребенка решать конфликты
Что делать педагогу, если в классе травля все-таки произошла
Эмоциональная нестабильность и суицидальные проявления
На что обратить внимание: маркеры суицидального поведения
Вовлечение в диверсионную деятельность посредством цифровых технологий
Стоп диверсиям: как распознать и предотвратить угрозу
Видео для педагогов, обучающихся и их близких: как склоняют к диверсиям по телефону
Диверсиям – нет! Как распознать и предотвратить угрозы со стороны злоумышленников
Плакаты для распространения в образовательных организациях: плакат 1; плакат 2
Политический экстремизм
Задача «Сомнительный друг» из серии профилактических видеороликов для детей и подростков Правильный выбор
Чем опасно участие в несанкционированных митингах
Серия «Политический экстремизм» из серии видеороликов для молодежи по профилактике экстремизма.
В целях эффективной профилактики и своевременного реагирования на потенциальные угрозы, рекомендуется:
o провести информационно-просветительские мероприятия для обучающихся, направленные на формирование навыков безопасного и уважительного общения, а также на повышение осведомленности о возможных рисках;
o организовать методические семинары и тренинги для педагогического состава, чтобы обеспечить их необходимыми инструментами и знаниями для выявления и предотвращения негативных явлений в образовательной среде;
o наладить эффективное взаимодействие с родителями, информируя их о признаках и последствиях буллинга, эмоциональной нестабильности и вовлечения в деструктивную деятельность, а также предоставляя рекомендации по поддержке детей;
o усилить психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, уделяя особое внимание выявлению признаков деструктивного поведения и обеспечивая своевременную поддержку тем, кто в ней нуждается.
Важно понимать, что применение комплексного и превентивного подхода к предотвращению проблем способствует формированию безопасной и комфортной образовательной среды для всех участников образовательного процесса.