Методические разработки

Познание


Важнейшую роль в жизни человека играет познавательная сфера. Познавательные способности, интерес к обучению, творческая мотивация, познавательная активность, стремление к  саморазвитию и самообразованию обеспечивают не только успешность учебной деятельности, но и создают условия для дальнейшего развития, освоения профессиональной деятельности, профессионального и личностного роста. 

Для того, чтобы помочь ребенку подготовиться к школе, выявить и развить сферу его индивидуальных предпочтений, склонность к познавательным занятиям и необходимые для этого качества, вы можете познакомиться с ответами специалистов на вопросы, которые задали родители, а также задать собственные вопросы.


Мой сын – гиперактивный ребенок. Он постоянно отвлекается и не может усидеть на месте, делать уроки удается с большим трудом. Учителя отмечают, что такое поведение в школе снижает его успеваемость по ряду предметов. Как помочь ребенку?

Если у вас гиперактивный ребенок, вы не понаслышке знаете, как тяжело его заставить усидеть на месте или сделать уроки. Узнайте, как сделать процесс приготовления уроков с гиперактивным ребенком правильным и интересным.

Вот несколько советов:
1. Комната, в которой ребенок зачастую делает уроки, должна иметь хорошее освещение. Если ваш ребенок правша, то свет должен падать с левой стороны, а если левша – то с правой.

2. В «рабочем кабинете» ребенка должна царить тихая атмосфера. Ничто не должно привлекать внимание ребенка, откажитесь от тихой фоновой музыки и телевизора.

3. Поставьте рабочий стол ребенка около стены, чтобы ребенок сидел лицом к стене. Не стоит вешать на эту стену плакатов, картинок или наклеек, которые будут привлекать внимание ребенка и отвлекать его от уроков.
Стена не должна содержать зрительной информации, которая попадает в поле зрения ученика. Величину поля зрения вашего ребенка определить очень просто. С этой целью усаживаем ученика лицом к стене за столом, где он готовит уроки, попросите его посмотреть на точку, отмеченную карандашом на стене. Объясните ученику, что ему нужно смотреть именно в эту точку, не поворачивая голову в разные стороны. Когда вы убедитесь, что ребенок следует вашей инструкции, скажите ему, чтобы назвал все предметы, которые он видит по левую и правую сторону от себя, но голову при этом он поворачивать не должен. Таким образом, вы сможете найти поле зрения вашего чада и сможете высчитать, на какой площади стены не стоит вешать различные изображения.

4. Пока ребенок готовит уроки, уберите со стола лишние предметы, пусть останутся только тетрадь и учебник по тому предмету, который делает ребенок. Лишние ручки, игрушки или тетрадки лучше убрать. Ребенка нужно лишить соблазна отвлечься, видя что-то интересное на столе.

5. Если ваш ребенок очень активный, то выделите определенное время, которое каждый день он должен уделять урокам. Обязательно обсудите это с учеником, скажем, на каждый предмет, отведите полчаса. Поставьте на стол песочные часы, они не только интересны детям, но и приучат его к дисциплине и помогут отслеживать движение времени. Согласно мнению педагогов, дети зачастую предпочитают песочные часы механическим или электронным. Обычные часы своим тиканьем только раздражают ребенка. Впрочем, возможно, что ваш ребенок имеет на этот счет свое мнение.

6. Придумайте систему поощрений за сосредоточенность и концентрацию внимания, обязательно приучите ребенка делать уроки в одно и то же время, вместе составьте режим.

Гиперактивный ребенок отличается от других лишь постоянной потребностью в движении, он любопытный почемучка. Если вы готовите уроки вместе, то не раздражайтесь попусту и не выходите из себя, если ребенок отвлекся. Ненавязчиво сконцентрируйте его внимание и вы получите искомый результат.

http://www.vospitaj.com/blog/giperaktivnye-deti-gotovim-uroki-vmeste/


Что такое мотивация к обучению и познанию и как она проявляется?

Любая деятельность, в том числе и учебная, зависит от того, какими мотивами, стремлениями желаниями, интересами руководствуется человек, какие для него являются наиболее важными.

Самой эффективной для учебной деятельности является внутренняя (познавательная) мотивация, т.е. желание и стремление учиться, приобретать новые знания и умения. Она не только определяет эффективность учения, но и позволяет достичь успешности с наименьшими затратами.

К окончанию начальной школы познавательная мотивация у детей проявляется в умении дифференцировать «любимые и нелюбимые предметы», и по отношению к тем предметам, которые не вызывают непосредственного интереса или связаны со сложностью понимания, им необходимо использовать волевые усилия для получения положительных отметок.

Мотивация к обучению и познанию может быть связана с выбором будущей профессиональной направленности («Я буду бухгалтером, поэтому математику учу»), и это приводит к избирательному отношению к различным учебным предметам.

Косвенным признаком наличия позитивной познавательной мотивации является положительное отношение к чтению книг, просмотру и прослушиванию познавательных передач (телевидение, радио, Интернет-ресурсы), участию в интеллектуальных конкурсах и дискуссиях.

Познавательные мотивы, формируясь в начальной школе, изменяются в течение всей школьной жизни ученика. Чем старше становится ребенок, тем больше его интересуют не просто знания, а и способы их получения, а также способы самообразования и саморазвития. Это в идеальном варианте.

В реальности же в младшем школьном возрасте познавательной мотивации у части детей еще нет, а в старшем - уже нет (хотя среди старшеклассников встречаются счастливые исключения). Поэтому обычно познавательные мотивы наиболее ярко наблюдаются у учащихся 5-х - 8-х классов.

Низкий уровень познавательной мотивации проявляется обычно в отрицательном отношении к чтению и познанию как таковому (учебной, художественной, популярной литературы), явном нежелании «делать уроки» дома, постоянном отвлечении на уроках, равнодушии при объяснении учителем нового материала. При ответе на вопрос, почему ребенок учится, он чаще всего использует ответы, в которых проявляется мотивация долженствования (родители заставляют, так надо и пр.) или мотивация избегания неудач (чтобы мама не ругала, чтобы не было «двоек»), апелляция к желанию что-то узнать вообще отсутствует.

Важно отметить, что учебная деятельность управляется не только познавательными, но и так называемыми внешними мотивами, т.е. напрямую не связанными с учебной деятельностью. Если мотивация внешняя, это не значит, что она плохая, у нее имеются свои достоинства и недостатки. Главный ее недостаток в том, что ученику приходится прилагать гораздо больше усилий, поскольку сама учеба ему не очень интересна, ему более важны ее последствия – хорошие оценки, уважение и любовь товарищей и педагогов, высокий статус в классе, победа над «соперниками», признание всех, что именно он лучший. Известно, что в школьной среде широко распространены престижная и соревновательная мотивации, которые нередко приводят к неплохим результатам в учебе. Соревновательная мотивация - типичное явление в средней школе, когда дети стараются не отставать друг от друга. Престижная мотивация работает у старшеклассников, которые пытаются самоутвердиться, демонстрируя свои познания в той или иной области (например, сейчас в молодежной среде считается хорошим тоном разбираться в современной истории).

Следует подчеркнуть, что мотивы, даже самые положительные и разнообразные, создают лишь потенциальную возможность развития ученика, поскольку реализация мотивов зависит от процессов целеполагания, т.е. умений школьников ставить цели и достигать их в обучении.

Источники: Абдуллина, Р.Р. Активизация познавательной деятельности учащихся [Электронный ресурс]:
http://www.openclass.ru/lessons/68616 (дата обращения 24.04.16)
Прихожан, А. Познавательная активность // Школьный психолог, 2003. № 43 [Электронный ресурс]:
http://psy.1september.ru/article.php?ID=200304307 (дата обращения 20.03.16)


Что такое познавательная активность и как она проявляется?

На каждом возрастном этапе познавательная активность имеет свои поведенческие проявления и требует особых условий для своего формирования.

1. Первая форма познавательной активности - непосредственная познавательная активность, любознательность. Это генетически ранняя форма познавательной активности, характерная преимущественно для дошкольного возраста, но достаточно часто проявляющаяся и в период школьного детства, т.е. в начальной школе.

Внешне она проявляется в следующем: - непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, связанные с этим вопросы к взрослым – родителям, учителям; - позитивное эмоциональное переживание, связанное с получением новой информации.

Основное условие, обеспечивающее высокий уровень познавательной активности, — насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. Основным «барьером» , препятствующим развитию познавательной активности, является раннее введение теоретических форм обучения, слишком раннее приобщение ребенка к «книжной культуре».

Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка. Мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта.

2. Более зрелой формой является познавательная активность, связанная с приобретением знаний и умений, необходимых для решения познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям. Этот уровень активности наиболее ярко проявляется у учащихся начальных классов школы. Для него характерны:
- стремление решать интеллектуальные задачи;
- стремление получить средства для решения указанных задач;
- потребность в интеллектуальных достижениях;
- вопросы по изучаемой теме по типу «как это сделать?», «для чего это надо делать?», «что правильно, что неправильно?» и т.п., характеризующие стремление научиться, усвоить новую информацию, освоить новый способ действия;
- установка на овладение предлагаемым способом деятельности;
- позитивное эмоциональное переживание, связанное с усвоением новых знаний, приемов, способов деятельности, отработкой сложных операций, нахождением путей решения учебных задач;
- интерес к значению незнакомых слов;
- ситуационный характер познавательного интереса: после получения новых сведений, по окончании действия (урока, выполнения задания) интерес исчерпывается, появляются симптомы пресыщения.

Основным условием развития данного уровня является отношение взрослых — учителей и родителей, их ожидания по поводу успехов ребенка и перспектив его будущей жизни. Основные барьеры — развитие конкурентности и замена познавательной мотивации мотивацией достижения успеха, а также ориентация педагогов и родителей преимущественно на исполнительскую сторону деятельности.

3. Еще одной формой является познавательная активность, направленная на познание существенных свойств предметов и явлений, понимание значимых связей между ними. Она наиболее характерна для учащихся 5–8-х классов и может проявляться в следующих показателях:
- вопросы, характеризующие интерес к постижению содержания, существенных свойств предметов и явлений, выходящие за пределы школьной программы;
- свободное и заинтересованное оперирование знаниями и умениями в области, связанной с интересом;
- стремление выполнять задания повышенной трудности;
- поиск самостоятельных путей решения поставленных задач;
- использование собственных примеров по изучаемой теме;
- стремление поделиться со взрослыми и одноклассниками имеющимися знаниями;
- относительная устойчивость интереса, проявление интереса не связано с конкретной учебной ситуацией.

В подростковом возрасте на первый план выступают мотивы интеллектуально-познавательного плана. Ребенок в этом возрасте стремится к расширению своего кругозора. Однако, в этом возрасте происходит смещение интересов в другие области. Естественно, в этот период снижается мотивация учения, что объясняется увеличением интереса к окружающему миру, а также увлеченностью общением со сверстниками. На этом этапе подростков больше интересуют вопросы взаимоотношений, распределения ролей, саморазвития, самопознания и самосовершенствования. Им интересны более творческие задачи, где можно проявить личную инициативу и показать, на что они способны. Они хотят участвовать в делах, которые впервые оказываются им доступны, и где они могут проявить свои новые возможности.

4. Наиболее высокой формой является самостоятельная познавательная активность - ориентация на установление источников информации, причинно-следственных связей, причин наблюдаемых явлений и собственного поведения. Этого уровня познавательной активности, по данным исследований, достигает около 18% старших школьников. Основные проявления самостоятельной познавательной активности:
- ненасыщаемый характер познавательного интереса — стремление узнать больше; новое знание, умение порождать вопросы, направленные на более глубокое проникновение в его содержание;
- интерес к познанию закономерностей, существенных причинно-следственных связей, проявляющийся как в самостоятельной деятельности, так и в вопросах, задаваемых педагогу;
- самостоятельная постановка вопросов и целей изучения; инициатива в постановке новых задач и проблем;
- поиск оригинальных способов достижения целей, решения задач;
- интерес к способу получения новых знаний, открытию новых закономерностей в той или иной сфере;
- выделение наиболее существенных, важных сторон изучаемого явления;
- активное участие в обсуждениях, спорах по интересующему предмету, области;
- желание высказать и отстоять свою точку зрения;
- осознание интереса — ученик способен объяснить, что ему нравится в том или ином предмете.

Основным условием достижения и закрепления данного уровня является профессиональная компетентность педагога, обеспечивающая самостоятельную активность учащихся, использование дискуссий и столкновений различных точек зрения, а также включение познавательной активности в число основных личностных ценностей.

Барьерами развития познавательной активности на этом уровне являются личностные особенности школьников — низкая самооценка собственных интеллектуальных возможностей, комплекс негативных переживаний, связанных со школой, и т.п.

Сензитивными (т.е. благоприятными) для целенаправленной работы по развитию познавательной активности школьников являются этапы перехода на новую ступень обучения (1-й класс, 5-й класс, 9-й класс).

Наибольшее влияние на развитие познавательной активности оказывает отношение взрослых — учителей и родителей, их ожидания в отношении успехов ребенка и перспектив его будущей жизни.

Принципиальное значение для развития познавательной активности на всех возрастных этапах имеют не только характер познавательных потребностей окружающих ребенка взрослых, их умение и желание передать свои интересы, знания ребенку, но и отношение к нему и к самому себе.


Источник: Прихожан, А. Познавательная активность // Школьный психолог, 2003. № 43 [Электронный ресурс]:
http://psy.1september.ru/article.php?ID=200304307 (дата обращения 20.03.16)


Что такое мотивация к творчеству и как она проявляется у школьников?

Творческая деятельность предполагает более высокий уровень познавательной активности, когда учащиеся не ограничиваются простым воспроизведением услышанного или прочитанного, а высказывают свои собственные суждения и оценки, ставят вопросы, сравнивают и сопоставляют изучаемые явления, обобщают их, предлагают оригинальные пути решения поставленных задач, выдвигают новые проблемы, создают свои собственные работы.

Творческая мотивация и творческие способности закладываются в дошкольном возрасте. Однако, если специально не развивать и не стимулировать стремление к творчеству, оно может свернуться и не получить дальнейшего развития. Человек, лишенный творческих мотивов, отстаёт в интеллектуальном развитии и при этом снижается его познавательная активность.

Найденное самостоятельно, без посторонней помощи решение сложной задачи дает огромный эмоциональный заряд, укрепляет уверенность в своих силах, подтверждает личные творческие способности, повышает значимость личности в глазах окружающих, это важная победа над собой. Постепенно возрастающий уровень сложности решаемых задач дает эмоциональную закалку, укрепляет веру в собственные силы.

Пик развития творческой деятельности, а соответственно и мотивации к творчеству учащихся приходится на возраст 12-13 лет, это 5-6 класс. Развитие творческой мотивации именно в этом возрасте может быть продуктивным. Изучение методов технического творчества подростками способствует развитию творческих способностей, формированию опыта творческого решения проблемных ситуаций, развитию творческой активности детей. При этом, развивая творческую активность обучающихся в одном спектре творческой деятельности, мы создаем потенциальные возможности проявления творческих способностей в других сферах деятельности.

В рамках семьи формированию и развитию мотивации к творчеству способствует атмосфера любви и взаимопомощи; наличие у родителей реалистичных представлений о достижениях своего ребенка; поддержка и одобрение различных форм познавательной и творческой активности ребенка, совмещенные с их адекватной оценкой; совместное творчество и познавательная деятельность всех членов семьи.

Источник: Бархинцева, Н. Е. Самостоятельная творческая познавательная деятельность учащихся [Электронный ресурс]:
http://festival.1september.ru/articles/504424/ (дата обращения 20.03.16)


Как подготовить ребенка к школе? Какие условия создать, чтобы у него формировалась познавательная мотивация?

Ребёнку помогут рассказы о школьной жизни. Если у Вас есть интересный опыт, то поделитесь с будущим школьником. Например, ему можно рассказать о первом дне в школе у мамы или папы, если он был действительно светлым и радостным. Поделитесь с ним интересными случаями, происходившими во время обучения, особенно в младшей школе. Помогите ребёнку понять, в чём именно состоит новая роль ученика, какие обязанности возникают в связи с ней. Не нагнетайте обстановку, ребёнок должен понять, что школа – это важный жизненный этап. Некоторые родители, заранее готовя ребёнка к школе, пытаются перевести его на более жёсткий режим дня. Однако следует помнить, что вводить подобные ограничения следует осторожно и постепенно, особенно если он не посещал детский сад.

Если будет возможность, то заранее посетите вместе будущую школу, познакомьтесь с классным руководителем.

Источник: Суховодова, А. Б., эксперт портала «Я-родитель» [Электронный ресурс]:
http://www.ya-roditel.ru/parents/consultation/kak-podgotovit-rebenka-k-shkole/ (дата обращения 16.04.16)


Как заставить ребенка полюбить чтение? Приходится заставлять читать, ставить условия: «Пока не прочитаешь 5 (10,15,20) страниц, не пойдешь гулять (не будешь смотреть телевизор, играть на компьютере и т.п.)», но это не помогает. Так как же надо поступать, чтобы ребенок относился к книгам хотя бы без неприязни?

Надо признать, что любовь к книгам не берется ниоткуда, она формируется постепенно. Здесь стоит обратить внимание на несколько важных моментов. Первое - для ребенка 6 - 8 лет чтение - это труд, тяжелый труд. Мы, взрослые, уже давно забыли, что значит складывать из букв слоги, а из слогов слова. Нам кажется, что может быть проще - взять и прочитать пару страниц. Поверьте, для ребенка, который только-только овладевает навыком чтения, это тяжело. А когда рядом стоит кто-нибудь из взрослых и контролирует весь процесс, требуя читать громко вслух, тяжело вдвойне. Пройдет немного времени, и навык чтения у ребенка автоматизируется, тогда это уже не будет казаться таким сложным. Происходит это, когда скорость чтения достигает примерно 70 слов в минуту (конечно, для каждого ребенка своя норма). Кому-то из детей, чтобы достичь такого уровня понадобится месяц, кому-то - год и больше. Главное в этот момент - не торопить. Помните - на этом этапе главное - правильность.

Не стоит забывать и о том, что первые книги, которые Ваш ребенок читает сам, должны быть с крупным шрифтом, красивыми картинками и небольшими по объему. Для ребенка главное, что побит маленький рекорд - книга прочитана целиком. Так пусть же таких рекордов будет больше! И, согласитесь, чем книга тоньше, тем такой рекорд ближе. Это то, что касается «технической» стороны вопроса.

Следующий важный момент - безусловно, то, что читаешь, должно нравиться. Увы, современные школьные программы грешат нововведениями. И вот уже совсем мало изучают в начальной школе Пушкина, нет и «Серой шейки» и рассказов Бианки. Зато появились стихи Бальмонта и Пастернака, главы из «Хоббита». Многие из них читать для учеников начальной школы тяжело, да и смысл непонятен. Сам собой напрашивался вопрос: «А может, не надо торопиться?» Стоит подождать пару лет, и эти произведения станут нашим детям понятнее и ближе.

Конкурируют с авторами учебников и многие учителя, задавая к урокам внеклассного чтения произведения «покруче». И вот ученикам второго, третьего класса задают читать «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Гулливера» (нет, не всем известные истории про лилипутов и великанов, а все оставшиеся части). Но многим детям прочитать эти книги на данном этапе просто не по силам! Какая уж тут любовь - сплошная мука. Я предвижу вопрос: «А что делать, если действительно задали прочитать? Учить ребенка не выполнять задание?» Конечно это не выход. Здесь нужна помощь взрослых. Помогайте своему ребенку читать те произведения, которые ему самому прочитать еще тяжело. Читайте часть страниц вслух сами, выбирайте только избранные главы, пересказывайте сами то, что не успели прочитать вместе. Увы, все это требует времени, но без Вашей помощи одним детям не справиться.

А где брать книги, которые понравятся ребенку? Ответ напрашивается сам собой. Сейчас выбор в книжных магазинах просто огромный. Придите в магазин вместе с ребенком (обязательно вместе!). Главное здесь - сдержать свои порывы. Да, сейчас много книг с содержанием, оставляющим желать лучшего, зато они с картинками! Их интересно смотреть и можно немного читать, а на первых порах этого достаточно. И еще - из самых лучших побуждений мы стремимся подсунуть нашим детям те книги, которые когда-то с увлечением читали сами. Здесь тоже важно вовремя остановиться. Современные дети не всегда с интересом начинают читать то, что нравилось нам. Главное - не обижаться, не поучать: «Это же классика!» Дайте Вашему ребенку самому сделать выбор. Замечательно, если выбранная книга окажется частью серии. Так, если она понравится, захочется купить следующую. Не пренебрегайте новыми авторами, хотя, конечно, поинтересоваться содержанием книги стоит.

Где еще «живут» книги? Конечно, в библиотеках. Многие считают, что ходить в них совсем не нужно - сейчас все нужные книги можно купить. Но это заблуждение. Во-первых, в библиотеках совершенно особая атмосфера. Придите туда вместе с ребенком и он, подчиняясь общему порыву, скорее всего, уйдет оттуда с книгой в руках (или хотя бы с журналом). Во-вторых, вы научите ребенка пользоваться библиотекой, а это умение пригодится ему, когда он будет получать высшее образование.

Следующий важный момент - ребенок растет и воспитывается в семье. И, хотим мы того или нет, дети копируют поведение взрослых, прежде всего, родителей. Порой трудно внушить семилетнему человеку мысль о необходимости чтения, если родителей с книгой в руках он никогда не видел. Так что, прежде, чем сетовать на свое чадо, оглянитесь на себя. Только призывами здесь не обойтись, нужен наглядный пример.

Но даже если в семье взрослые любят читать, есть один важный нюанс, который поможет взглянуть Вашему ребенку на книги как на что-то интересное. Книги должны не просто прочитываться. Важно, очень важно, чтобы члены семьи делились друг с другом впечатлениями о прочитанном, рассказывали что понравилось, а что нет, пересказывали самые интересные моменты. Только в этом случае можно «заразиться» интересом к книгам. И помните - если вдруг Ваш ребенок начал Вам рассказывать о том, что прочитал он сам (даже если это всего лишь надпись на рекламном щите), не отмахивайтесь, выслушайте, похвалите (только искренне, без иронии), тогда он придет к Вам еще и еще раз.

Источник: материалы сайта НОУ ДО Информационно-психологический центр «Белый слон» г. Екатеринбурга [Электронный ресурс].
http://www.wslon.ru/articles/deti/trudnosti-i-pomosh-v-uchyobe/ (дата обращения 27.05.15)


Как можно помочь ребенку не бояться отвечать на уроке?

Старайтесь отрепетировать весь ответ дома, подскажите ребенку, с чего лучше начать свой рассказ, а чем – закончить. Поддерживайте любую инициативу ребенка: «Мне сегодня учитель сказал, что ты замечательно рассказал диалог, когда он тебя спросил. Я так горжусь тобой! Наверное, если бы ты сам поднял руку, ты бы чувствовал себя еще счастливее!»

Обсудите с ребенком ситуацию повышения тревожности по мере того, как учитель вызывает к доске всех по очереди. Проиграйте в домашних условиях «Обычный урок», чтобы ребенок ощутил и осознал, что ответить самому в начале урока – гораздо легче, чем, переживая и тревожась, долгое время ожидать, вызовет учитель или нет.

Будьте в курсе устных заданий по предметам, оказывайте любую помощь в поиске дополнительного материала для более яркого и интересного выступления ребенка.

Постарайтесь определить, чего больше боится ребенок и, по возможности, решить именно эту проблему. Учебный материал, который повторялся несколько раз дома, с привлечением дополнительной любопытной информации поможет ребенку поверить в то, что ему не будет страшно рассказать его у доски.

Не стоит говорить ребенку: «Я жду от тебя, чтобы завтра ты поднял руку и сам вызвался к доске!». Такими фразами Вы только углубите страх ребенка перед публичными выступлениями до проявления еще большей тревожности или психосоматических болей живота, головы и т.д.

«Если ты завтра не поднимешь руку сам, я пойду к учительнице!». Ребенок должен видеть в родителях и педагогах, прежде всего друзей или, по крайней мере, союзников. Не стоит запугивать ребенка. Наоборот, постарайтесь поддержать его: «Для меня очень важно, чтобы ты не боялся говорить и отвечать, пусть даже не всегда правильно. Если тебе это трудно, мы вместе с учителем можем помочь тебе!».

«Я-то думала, что ты всегда будешь во всем первым, а ты боишься руку поднимать!». Завышенные ожидания и требования и невозможность их реализовать могут способствовать развитию чувства неполноценности и низкой самооценки у ребенка. Страх оказаться «плохим» учеником заставляет ребенка переживать неудачу за неудачей, что потом может способствовать постоянному пребыванию ребенка в стрессовом состоянии.

Источник: материалы сайта НОУ ДО Информационно-психологический центр «Белый слон» г. Екатеринбурга [Электронный ресурс].
http://www.wslon.ru/articles/deti/trudnosti-i-pomosh-v-uchyobe/esli-rebenok-boitsya-otvechat-na-uroke/ (дата обращения 27.05. 15)


Моему сыну 10 лет, он совершенно несамостоятельный, ленивый и ничем не интересуется. Мы всё для него делаем, хотим, чтобы он вырос образованным, записали его в музыкальную школу (фортепиано, уроки 2 раза в неделю), на английский (3 раза в неделю), в бассейн (для общего развития, 2 раза в неделю). Каждый день он чем-то занят, - я считаю, это лучше, чем бесцельно слоняться по улице и связываться с кем попало. А ему ничего не надо: ни музыка его не интересует, ни плавание, ни английский. За уроки его сесть не заставишь! Приходит домой с музыки или с английского, я ему: «Садись за уроки!», а он: «Я устал!», и долго молча слоняется по квартире или играет в игрушки, как маленький. Да он действительно и выглядит каким-то вялым и уставшим, говорит, что занятия музыкой и английским ему не очень то и нравятся. Что же теперь, ему музыку или английский бросать? Ведь это так важно для его будущего! Как сделать так, чтобы у него было желание учиться, познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить?

Сформировать у ребёнка мотивацию к учению - это означает не просто заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться. Как это осуществить на практике? Чего только не готов совершить человек, когда он действительно что-то хочет. На то, что действительно хочется, всегда находятся и время, и силы, даже если вы очень устали.

Без всякого сомнения, вы стараетесь всё сделать для сына, чтобы он вырос образованным и успешным, и ради будущего (ради его же блага!) стόит и заставлять. Конечно, в нашей жизни неизбежно присутствует «надо». Нечто, чего совсем не хочется или пока не захотелось. Если не хочется, а надо, то не полюбишь, не получишь удовольствия, не научишься, в конце концов! Можно заставить ребёнка учиться, но информация превращается в знания только при желании. Важно и то, что на «надо» затрачивается много усилий, а эффект чаще всего не соответствует затраченной энергии, которая к тому же не восполняется.

Представьте себе, что Вы весь день провели на работе, которая Вам, возможно, не очень нравится. Придя домой, Вы хотите отдохнуть у телевизора, а в этот момент «внутренний голос» (или «голос совести», чувство ответственности и т.п.) Вам говорит: «Надо приготовить ужин!». Вы готовите ужин, кормите всю семью, убираете со стола, и, наконец, опускаетесь на диван, собираясь посмотреть любимый сериал ….. «Ещё надо погладить и приготовить всем одежду на завтра!». Через час Вы снова стремитесь к телевизору, и … «Ещё необходимо сделать важное для кого-то из членов семьи дело, сосредоточься!». Уже и сериал кончился, посмотреть хоть что-нибудь… «А теперь тебе пора спать, ложись немедленно, а то завтра проспишь на работу!». И так каждый день. Что Вы будете чувствовать?

Конечно, решения в отношении продолжения занятий музыкой и английским никто, кроме вас с сыном, принять не может. Но надо понять одну важную вещь: если человек вынужден по каким-то причинам делать то, что ему не очень нравится (или совсем не нравится), но он должен это делать, то обязательно в его дне, неделе, месяце ему положены периоды, когда он может заниматься тем, чем хочет, даже если это, на чей-то взгляд, весьма «глупые вещи». В эти периоды он будет отдыхать и заряжаться энергией одновременно. Если такой возможности в его каждодневной жизни будет мало, человек станет уставать, болеть, впадать в апатию и депрессию.

Конечно, взрослые многое понимают в жизни, в развитии детей, у них много самого разнообразного опыта. И заботливым родителям важно развивать ребёнка, им страшно пустить всё это на самотёк: как это – вдруг взять и предоставить ему возможность выбирать или просто лоботрясничать? Им хочется знать наверняка, важно всё предусмотреть, важно выбрать за ребёнка, чтобы получилось как можно лучше.

Когда мы говорим: «Я знаю, как лучше для тебя», мы забираем у него возможность научиться выбирать, а вместе с ней и возможность нести ответственность. Потом мы непременно вернём ему это: «Ты такой несамостоятельный, ну ничего решить не в состоянии! Тебе уже 15 (18, 20 и т.д.) лет»!

Наше знание «как лучше для моего ребёнка» необходимо до того времени, когда ему исполнится годик; с года до трёх – оно важно; с трёх до семи – оно может временами «отдыхать»; с семи до тринадцати его стόит применять только в крайних случаях; с тринадцати и до … - только если ваш ребёнок обратится к вам за советом или помощью.

Предлагать то, что кажется важным вам (занятия музыкой, английским), можно и даже нужно, а настаивать, наверное, не стόит. Пусть сын попробует и сам разберётся. У здорового ребёнка всегда есть стимул к развитию, есть здоровое любопытство, активность и желание в чём-либо преуспеть, отличиться. При наличии выбора у ребёнка появится возможность научиться выбирать и нести ответственность за собственный выбор. А чтобы научиться выбирать «правильно», ему придётся изучать себя, свои желания, возможности, способности, таланты. Ему придётся, и он обязательно научится. Музыка – она ведь для души, если ты не музыкальный гений. А английский язык можно совершенствовать и на курсах, если вдруг в будущем возникнет такая необходимость или просто желание.

Источник: Гордашников, В.А., Осин, А.Я. Мотивация учебной и педагогической деятельности [Электронный ресурс]:
http://www.rae.ru/monographs/77-2804 (дата обращения 14.03.15


Добрый день. У меня есть сын, сейчас он учится в начальной школе. Раньше, будучи дошкольником, он проявлял интерес к новым предметам, вещам, явлениям, но после того, как пошел в школу, потеря любознательность к окружающему миру. Почему сын перестал стремиться самостоятельно узнавать что-то новое и что с этим делать?

Как привить желание учиться.
С давних времен принято считать, что учиться – обязательно, «ученье – свет, а не ученье – тьма». Тем самым идет принуждение к учебному процессу, что само собой может не нравится ученикам.

Основные ошибки мам и пап.
Родители сами виновники всей ситуации. Своими действиями они сами отбивают у ребенка желание учиться. Ведь если за невыученные уроки запрещается смотреть телевизор или за плохие оценки не разрешают пойти гулять, о какой мотивации может идти речь? Так же не стимулируют учебную деятельность рассказы о том, что родители в свое время учились хорошо, а ребенок якобы бездарность. Не стоит развивать в ребенке чувство неполноценности и чувствовать себя ущербным.

Как вернуть ребенку желание учиться?
Психологи давно работают над этой проблемой и разработали некоторые способы воздействия на детей:
1. Необходимо рассмотреть и помогать раскрыть талант ребенка, тем самым дать понять, что он чего-то стоит.
2. Стоит общаться с ребенком как со взрослым, это стимулирует его уверенность в себе.
3. Пригласить опытного педагога, который поможет подтянуть ребенка по тем наукам, которые не поддаются пониманию.
4. Объяснить, зачем в программу включены те или иные предметы и как их можно применять в повседневной жизни.
5. Найти нестандартные подходы к обучающему процессу, увлечь ребенка.
6. Обустроить рабочую зону ребенка так, чтобы ему хотелось проводить там больше времени.
7. Попробовать увлечь ребенка через его интересы, например, через обучающие программы на компьютере или планшете.
8. Делайте задания совместно с ребёнком, таким образом он будет видеть заинтересованность взрослого и стараться не совершать ошибок. Однако не стоит делать это постоянно, школьник может сесть на шею, просто создавайте эффект присутствия, чтобы ребенок не отвлекался от занятий.

Детям очень важно понимать, что родители их поддерживают. Относитесь спокойно к их неудачам и пытайтесь найти совместный выход из всех складывающихся проблем. Тогда ребенок поймет, что все в этом мире можно преодолеть и будет уверенно идти вперед к новым вершинам.

При подготовке ответа были использованы материалы с сайта
https://mel.fm/


Мой ребенок очень рассеянный, постоянно отвлекается, делает ошибки и не замечает их. Можно ли научить ребенка быть более внимательным?

Иногда педагоги в школе или детском саду говорят про ребёнка, что он невнимательный. А что с этим делать не сообщают. Родители пытаются решить эту проблему с помощью заданий на развитие внимательности. Но не получается.

Все мы знаем, к чему приводит эта невнимательность на занятиях: ребёнок усваивает только часть учебного материала и приходится много учить дома. Или получает неудовлетворительные оценки на контрольных, хотя знает предмет. Или не может сосредоточиться при выполнении домашнего задания и постоянно отвлекается. А почему так происходит — никто не говорит.

У невнимательности разные причины. Вот основные.

1. Нарушения развития.
Это те дети, которые наблюдаются у невролога и имеют особенности развития. Например, синдром дефицита внимания, задержка психического развития, задержка речевого развития. Или дети, имеющие нейропсихологические нарушения: письма, счёта, чтения. Как правило, родители знают об этих особенностях и развивать внимательность в этом случае надо с психологом или дефектологом.

2. Отсутствие мотивации.
Ребёнку не интересен предмет или учёба, поэтому он часто отвлекается. Родителям сложно увидеть эту причину. В моей практике была девочка, которая пропускала гласные буквы на письме. Причём не всегда, но довольно часто. Педагоги говорили о дисграфии и нарушении внимания. На деле это была нелюбовь к русскому языку. Девочке было скучно на занятиях, и любила она больше математику.

3. Страхи, неврозы и другие психологические причины.
Ребёнок волнуется на уроке, поэтому не может сосредоточиться. Причины волнений — боится учителя, нет друзей в классе, родителям нужны только хорошие оценки, сам хочет только пять и отрицает другое. Здесь, как и в при отсутствии мотивации, нужна консультация и занятия с детским психологом.

4. Невнимательность как особенность здорового ребёнка.
Я часто слышу от родителей: «Он часто отвлекается на уроках, хотя и учёба, и учитель нравится. Со здоровьем тоже всё хорошо. Дел у ребёнка много, разные кружки и секции. И высыпается, и даже есть время на игру. Но вот почему он невнимательный такой». И в этом случае начинать надо с помощи родителей.
Основа развитого внимания — достаточно сформированная функция регуляции и контроля.Что имеем на деле: в погоне успешностью родители часто пытаются научить ребёнка большому для него количеству навыков. Так как везде нужно успеть, а он медленно собирается и может всё на свете забыть, контролируем его действия, напоминаем о режимных моментах. «Ты домашку сделал?», «А что задали по математике», «Давай бегом на плавание, ласты не забудь».
По сути, мы не даём функции регуляции и контроля развиться. Находим тысячу причин, чтобы этого не делать: он ещё маленький, что-нибудь забудет, на занятия не придёт, в классе будет стыдно за невыполненное домашнее задание. Да, забудет, да, не придёт. И раз, и два, и три. Но потом соберётся и сделает.

Если вы узнали здесь себя — постарайтесь понемногу отдавать контроль ребёнку.

Сначала он отвечает за домашнее задание по русскому, потом по чтению, потом за самостоятельный сбор на секцию. Только так ребёнок научится быть внимательным и самостоятельным!

Невнимательность бывает разной. Разобраться в её типах и понять, какой именно у вашего ребёнка, можно на консультации у детского психолога или дефектолога. А решить эту проблему — на занятиях. Правильно найденная причина — это первый и самый главный шаг к эффективной работе.

При подготовке ответа были использованы материалы с сайта
https://mel.fm/blog/olga-golovnina/34058-oy-on-u-vas-takoy-nevnimatelny


Я - мама мальчика 11 лет. Пока он учился в младшей школе, проблем с домашними заданиями не возникало. Мы с мужем иногда помогали делать какие-то поделки, что-то подсказывали по математике и русскому. Но никогда не сидели с ним. С переходом в пятый класс ситуация изменилась. Задания стали сложнее, и ребенок постоянно просит делать уроки с ним, аргументируя это тем, что родители одноклассников поступают именно так. Мы готовы, как и раньше, где-то подсказать, но не делать весь объем заданий вместе. Подскажите, с психологической точки зрения, нужно ли всегда помогать ребенку, делать домашнее задание или достаточно только иногда помочь?

Истина, как всегда, лежит посередине. Дети, как правило, вполне способны справляться с домашними заданиями, по крайней мере, с абсолютным большинством домашних заданий. Если же какие-то трудности возникают - то пора подключаться родителям, однако в разумных пределах. И главная задача родителей в том, чтобы этот "разумный предел" определить.
Что же происходит чаще всего? Родители берут на себя ответственность за домашние работы, определяя время ее выполнения, порядок и, собственно, отвечая за конечный результат. Ребенок при таком раскладе становится исполнителем, водящим ручкой по бумаге. Он не учится планированию своих действий, ответственности, упускает важные мелочи, потому что у него нет потребности и, главное, навыка это делать.
Мама сидит с ребенком и решает с ним каждый пункт, вместо того, чтобы при необходимости разобрать один пример и отойти в сторону, проверив потом результат. Проверять тоже, кстати, стоит не всегда, а только тогда, когда ребенок просит об этом, будучи неуверенным в результате. В итоге - измученная мама, пассивно-агрессивный ребенок и ...завтра "с того же места".
Домашние задания нужны для того, чтобы ребенок приучался к самостоятельности, чтобы учился верить в себя и свою способность справляться с поставленными задачами - эти качества не возникают просто так, на ровном месте. Если мама собирает портфель для второклассника - это становится ЕЕ задачей, а не его.
На консультациях родители часто жалуются на то, что их ребенок не самостоятельный, пассивный, не умеет сам собираться, ошибается в домашних заданиях и пр., ПОЭТОМУ ПРИХОДИТСЯ ему помогать или даже все за него делать. Родители, стремясь "подстелить соломки" везде и во всем, лишают ребенка главного - приобретения опыта путем наступления естественных последствий. А это, согласитесь, медвежья услуга.
Однако не нужно впадать в крайности. Если ваш ребенок просит о помощи или вы замечаете, что по какому-то предмету происходит явное снижение успеваемости - поговорите с ребенком, постарайтесь понять, что происходит. Это может быть конфликт с педагогом, который важно заметить вовремя, или случайное отставание, которое нужно помочь ликвидировать. Иногда, для этого достаточно помощи родителей, а иногда приходится позаботиться о репетиторе.
Если помощь нужна - помогайте! Но не до этого момента! Оставляйте ребенку его зону ответственности - это проявление вашего доверия к ребенку, а нашим детям очень важно знать, что в них верят.
Итак, как же лучше поступать?
- Не собирайте портфель ребенка, даже первоклассника. Если он еще мал и произвольное внимание еще не сформировалось, помогите ему составить список необходимых вещей, чтобы он мог справиться с этой задачей самостоятельно.
- Помогайте только тогда, когда ребенок вас об этом попросит, если помощь действительно необходима.
- С взрослением ребенка его зона ответственности должна увеличиваться, равно как и зона "доверия", того, что вы не проверяете без необходимости.
И самое главное - индивидуальный подход! Не нужно догм. Все дети разные - кто, как не вы, лучше знает особенности своего ребенка? Ориентируйтесь на свое чутье и верьте в то, что ваш ребенок справится. А если нет - то ему есть, к кому обратиться.

Ссылка на источник




Материалы раздела подготовили:
Ольга Кащеева, ведущий специалист Центра «Ресурс»;
Нина Ансимова, д.пс.н., профессор кафедры общей и социальной психологии ЯГПУ им.К.Д.Ушинского
При участии: Марины Хахуновой, главного специалиста Центра «Ресурс»;
Анны Ухановой, главного специалиста Центра «Ресурс» 

Контакты самолет

Задайте вопрос специалистам Центра "Ресурс"

Заполните форму и специалисты нашего центра свяжутся с вами или позвоните нам сами!
+7 (4852) 72-95-00 с 9:00 до 17:00

Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс»

Запись на консультацию:
График работы:
пн–чт:
пт:
обед:
900-1800
900- 1700
1300-1350