Методические разработки

Самоопределение


Дорогие родители!

Прежде всего, хочется обратить ваше внимание, что процесс самоопределения предполагает именно сопровождение самостоятельных действий ребенка по выбору направлений собственной самореализации и способов ее осуществления. Генеральная линия помощи  родителей – давать возможность узнать, попробовать, а также обсуждать, подсказать (подставить зеркало), поддержать, указать на опасности и риски, помочь найти пути достижения желаемых результатов.

И самое главное  - помочь построить и сохранить позитивную самооценку, стремление к самореализации, поддержать стремление к самостоятельности и ответственности за собственные жизненные выборы.

Мы не можем дышать, жить, выбирать за нашего ребенка.  Наша задача – поддержать и научить его делать это самостоятельно.

В процессе сопровождения процесса самоопределения важно учесть несколько аспектов:

  • формирование позитивной самооценки и целостного образа «Я»;

  • формирование и конкретизация образа желаемого будущего;

  • формирование самостоятельности выборов, умения проектировать конкретные шаги способы достижения желаемого будущего.

Иными словами, в процессе самоопределения важно ответить на три ключевых вопроса: Кто «Я»? Что я хочу достичь? Как я буду это делать (достигать)?

Самоопределение включает три тесно взаимосвязанные линии – личностное, жизненное и профессиональное. Личностное самоопределение предполагает поиск собственной идентичности – «Кто «Я»? «Что я предпочитаю, ценю»? «Каковы мои способности и таланты»? «В чем смысл моей жизни»? Жизненное самоопределение направлено на построение жизненной стратегии, вариантов, планов собственной жизни – «Что важно для меня в жизни»? «Чем я буду заниматься, где и как жить»? «Что для меня означает жизненный успех, благополучие»? Профессиональное самоопределение включает осознанный выбор сферы профессиональной деятельности и построение профессиональной карьеры – «Какое дело является моим»? «Как найти свое призвание»? «Как и где освоить желаемую профессию»? «Что поможет мне достичь профессионального успеха»?

Самоопределение всегда направлено на будущее. Именно процесс самоопределения позволяет перевести будущее из категории случайного в вероятностное и начать управлять им. Начиная размышлять о своем будущем, строить планы и шаги по их реализации, человек берет ответственность за собственное будущее.  Будущее заслуживает большего, чем надежда на случайность!

Самоопределение – это процесс, который начинается в достаточно раннем возрасте и длится на протяжении всей жизни человека. Невозможно определиться один раз на всю жизнь – меняются условия, появляются новые желания, возможности, задачи, которые требуют уточнения собственной позиции, перспектив, планов, действий.

Самоопределение имеет ярко выраженный индивидуальный характер  по содержанию, уровню притязаний, широте и насыщенности образов будущего, планов и путей самореализации.

Вместе с тем, есть некоторые общие тенденции развития самоопределения на разных этапах жизни. В начальной школе происходит освоение новых социальных ролей, расширение представлений о себе, своих возможностях, Образы будущего характеризует фантазийность, низкая устойчивость. Ребенок в этом возрасте как-бы примеряет на себя разные сценарии и возможности. Он может одновременно хотеть быть актрисой, вагоновожатой, врачом, педагогом, спасателем, ветеринаром. При этом только в очень редких случаях ребенок задает себе вопрос, как он этого достигнет. Средний школьный возраст – это период проб, активного набирания опыта и информации, осмысления и переосмысления себя, своих ценностей, смысла жизни, своего места и роли в жизни. В старшем школьном возрасте происходит уточнение образа желаемого будущего, построение конкретных планов и профессионально образовательных проектов на будущее. 

Материалы подготовили
Ирина Вениаминовна Кузнецова, к.пс.н., директор, и специалисты
Центра «Ресурс»



Добрый день. Моему сыну 17 лет. Когда он заканчивал девятый класс, мы с мужем и сыном решили, что он дальше пойдёт учиться в техникум. Сын решил, что он поедет учиться в другой город, не важно, на кого, лишь бы уехать. Но отпустить его я не могла (частенько возвращался домой под утро в алкогольном опьянении). Мы с мужем настояли на том, чтобы обучение продолжалось в нашем городе. Сын тогда сказал, что ему все равно на кого учиться, решайте сами. Мы с мужем выбрали специальность, сын не возражал. Теперь он на втором курсе. Понимаю, что учиться не хочет, хвосты. А тут на днях пришёл изрядно пьяный и стал мне выговаривать, что он вовсе не хотел эту специальность, на вопрос, на какую хотел, молчит. Отношения с ребёнком очень натянутые, т.к. позволяет себе частые "загулы", хотя договариваемся, что домой вовремя, но он нарушает наши правила. Что же мне делать?

Небольшая отсылка к нормам развития: когда ребенок рождается, он находится в полном слиянии с мамой. У них нет «я и ты», есть только «мы». В год-полтора ребенок начинает вдруг понимать, что они два отдельных человека, что у каждого из них есть свои потребности, а в три года он уже учится их удовлетворять. Чем старше становится ребенок, тем меньше должно быть зависимости и больше автономности. В норме ребенок полностью отделяется (сепарируется) от своих родителей к своим 18 годам, и отношения трансформируются из детско-родительских в понимании «сильнее – слабее», в отношения двух взрослых людей, где ты – это ты, а я – это я.
Это значит, что у ребенка уже сформировано свое мнение и оно может отличаться от родительского. Он сам несет ответственность за свою жизнь, принимает самостоятельные решения. Мнение родителей к этому возрасту носит рекомендательный характер. Если ребенок финансово зависит от родителей и проживает с ними на одной территории, то часть власти остается у старшего поколения, но не тотальная.
И тогда вопрос – а прошли ли вы отделение в своих отношениях с сыном? Судя по всему, ваш ребенок уже очень хочет этого, время вашего шага. Страшно, это понятно. Но только так формируется зрелая личность. Не знает, куда поступать? Пусть несет за это ответственность, например, начав работать. Хочет в другой город? Отпустите.
Напишите список всего того, что вы не можете. Например, вы пишите, что не можете отпустить мальчика. А теперь напишите ту же фразу, но заменив «не могу» на «не хочу»: я не хочу отпускать сына в другой город. Вернется ответственность за свои выборы. А теперь все эти фразы продолжите: «я не хочу, чтобы сын уехал, потому что…». Ответы должны быть как минимум в 5 вариантах, а лучше в 20. И тогда станет понятно, что дело не в загулах. Он и тут гуляет. Судя по всему, вы просто боитесь его потерять. И тогда надо будет работать со страхом и другими чувствами. И лучше со специалистом очно. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем сайте в рубрике «Здесь вам помогут».
А правила не нарушаются там, где есть четкое их понимание и жесткие (не жестокие) санкции. Что бывает вашему сыну за нарушение правил? А ваши правила не нарушают его прав? А вы пробовали с ним договориться на взаимовыгодных условиях? Попробуйте честно ответить на эти вопросы.

Ольга Дорохова, психолог сайта «Я — родитель»
https://www.ya-roditel.ru/parents/consultation/psycholog/-866547386/ 


Что можно сделать для оказания помощи детям в их самоопределении?

- предоставьте ребёнку право выбора при любой разумной возможности;

- привлекайте ребёнка к посильным делам, создавайте ситуации успеха; успешность в делах и похвала со стороны родителей повышает самооценку способствует формированию самостоятельности, ответственности, целеустремленности;

- признавайте достижения друг друга в кругу семьи;

- оказывайте помощь ребёнку в выявлении и развитии его способностей, проявляйте искреннюю радость в связи с успехами ребёнка, предоставьте ему возможности развивать свои таланты и заниматься тем, что ему интересно;

- соблюдайте правило: сравнивать результаты ребёнка с его же прошлыми результатами; обсуждая ситуации успешности других детей (лучше безадресно), выяснять, почему у него не получилось, что нужно ему формировать, в каком направлении двигаться и пр. Эталонами могут быть образцы поведения взрослых членов семьи, других детей и взрослых;

- участвуйте в подготовке и проведении профессиональных праздников в семье и в школе;

- обсудите с ребенком - каковы тенденции развития нашего региона и мира в целом, что нас ждет в разных сферах жизни;

- говорите с ребенком о его будущем, мечтайте вместе;

- обязательно обсуждайте, как можно достичь успеха в жизни, профессии, сфере увлечений;

- создавайте пространство для осуществления самых разных проб;

- обращайтесь за помощью к специалистам, если вы затрудняетесь при обсуждении вопросов будущего вашего ребенка.


Где можно получить квалифицированную помощь по вопросам сопровождения самоопределения ребенка?

На страницах данного раздела.

Так же за помощью вы можете обратиться к школьному психологу.

В нашей области есть ряд специализированных центров, которые оказывают помощь семье и детям по различным вопросам.

Полезную информацию по данному вопросу можно получить, став участником группы ВКонтактеЦентра «Ресурс» – о мероприятиях, образцах успешной карьеры, профессиональных образовательных организациях, перспективных профессиях и сферах деятельности и др. Также вы можете прийти на индивидуальную консультацию вместе с вашим ребенком, записавшись предварительно по телефону 72-95-00. Здесь с опытными психологами-консультантами можно обсудить волнующие вас и вашего ребенка вопросы.


Когда и как нужно учить ребенка выбирать?

Это нужно делать с самого младенчества. И первый шаг родителей – научиться уважать выбор ребенка. Даже у грудничка есть свои предпочтения. Он сам решает, когда и сколько ему спать, когда есть, какой погремушкой играть ближайшие несколько минут. Возможно, выбор этот пока несознательный и необоснованный, но, тем не менее, очень важный.

Умение выбирать следует тренировать, когда ребенок немного подрос. В возрасте 2-3 лет дети делают осознанный выбор продуктов, игрушек, подарков. А 5-6- летний малыш может сделать выбор посерьезнее. Отправляясь с ним в магазин, предложите ему выбрать что-нибудь для себя в пределах заранее оговоренной суммы. А чтобы его выбор был разумным и взвешенным, с самого раннего возраста просите его рассказать,почему он выбрал именно это, а не другое.

Не думайте, что ребенок сразу же сможет объяснить вам свои предпочтения, едва научится вести диалог. Это умение необходимо тренировать. Будьте готовы уважать выбор ребенка и его объяснения, какими бы глупыми они вам не казались. Не критикуйте малыша, иначе в следующий раз он просто откажется объяснять вам свой выбор.

Умение принимать решения – часть процесса взросления. Ребенок должен научиться решать, хочет он делать что-то или не хочет. Но слишком многое для выбора предлагать всё же не стоит. А вдруг ребенок решит, что чистить зубы нужно всего лишь раз в неделю? Или захочет надевать новогодний костюм в детсад ежедневно. Именно поэтому следует предлагать ребенку несколько вариантов из тщательно отобранных вами. Предложите ему выбрать, когда он почистит зубы: до чтения перед сном или после. Или же предложите два блюда на ужин на усмотрение малыша.


А нужно ли это ребенку?

Есть родители, которые не признают за детьми (тем более маленькими) право выбора, поскольку уверены, что за кроху всё должны решать мама или папа. Таким образом, взрослые отодвигают планку зрелости. Одни считают, что за ребенком следует признать право выбора, когда он поступит в школу, а другие – и вовсе, когда он эту школу окончит. В результате вырастают ведомые, зависимые и неуверенные в себе люди, которые совершенно не способны сделать выбор. Они не выбирают ни друзей, ни жену, ни работу, а только ждут, пока за них это сделает кто-то другой. Именно так определяется их жизнь.

Есть и такие родители, которые вообще не хотят отпускать ребенка из-под своего влияния. При этом взрослые уверены, что делают так, как лучше. Но решая всё за ребенка, они приносят ему только вред. Ведь человек, который в детстве не научился делать выбор, попросту не может найти своего места в жизни.

Именно поэтому по мере взросления ребенка нужно все чаще предоставлять ему право делать выбор. При этом всегда рассказывайте ребенку о стоящих перед ним опциях выбора, и вы увидите, что малыш 4-5 лет уже выбирает не только сладости. 


А как быть со старшими детьми?

Повседневная жизнь, ежедневно ставя перед нами выбор, подбрасывает все больше соблазнов. Взрослый, и тот не всегда знает, как правильно поступить, чего уж говорить о ребенке! Родителям важно оказаться в нужный момент в нужном месте, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор. Именно помочь, а не сделать этот выбор за него. При этом не переусердствуйте, у подростка это может вызвать бурю протеста.

Маркетинговые службы торговых сетей разбрасывают рекламу и всевозможные акции с целью привлечения покупателей и получения прибыли. Именно подросток может стать жертвой рекламы. Как и каждый из нас, наверняка, не однажды попадался на рекламную удочку и приобретал по «аукционной цене» товар, который, как выяснялось впоследствии, абсолютно не нужен. И если первой реакцией были радость и удовлетворение, позже приходит осознание того, что деньги были потрачены зря. И если взрослому не всегда удается справиться с таким соблазном, ребенку это тем более не под силу.

Чтобы научить ребенка делать выбор среди обилия товаров и избегать при этом бесполезных трат, перед походом в магазин привлеките сына или дочь к составлению списка необходимых товаров. Пусть ребенок почувствует ответственность в принятии решений. Берите с собой ровно столько денег, сколько потребуется на товары по списку. Помните, что дети простодушны и наивны. И если издатель любимого журнала с вложением «ненавязчиво» предлагает «Собери всю коллекцию!!!», у ребенка и мысли не возникнет о том, чтобы её не собрать. Родители вынуждены будут еженедельно покупать порой совершенно недешевые журналы. Прежде чем отказать ребенку в покупке, доходчиво объясните нецелесообразность коллекции. Но при этом уважайте заинтересованность ребенка, и если он сможет доказать, что ему нужна коллекция и журналы, постарайтесь согласиться на покупку.

Очень важно найти «золотую середину», чтобы не пустить подобную ситуацию на самотек. Ведь современные производители детских товаров молниеносно реагируют на появление новых мультяшных героев и выпускают игрушки, комиксы и наклейки целыми сериями. Дети мечтают заполучить всё и сразу. Многие родители думают, что если откажут ребенку в покупке, он будет самым несчастным на свете. Это не так. Детское внимание переключается очень быстро, и если вам удастся отвлечь ребенка, он через несколько минут уже и не вспомнит о том, что просил со слезами несколько минут назад.

http://3ladies.ru/uchim-rebenka-delat-vybor#h2_1 


Наш сын-десятиклассник этим летом огорошил нас тем, что любит животных, а не математику, и пойдет работать в зоопарк. На курсы идти отказался, весь в своих "звериных" бреднях. Ужас! Муж говорит: это его дело. И что же, позволить ему погубить свою жизнь? Что мне делать?

Во-первых, перестать волноваться и понукать сына. Он сейчас в таком возрасте, что чем больше вы на него давите, тем сильнее будет его желание сделать наперекор вам. Угрозами и уговорами вы ничего не добьетесь. Ваш сын лишь замкнется в себе и перестанет вам доверять. Кроме того, 15 лет – еще не критичный возраст для профориентации. Современные подростки определяются с выбором профессии подчас лишь к окончанию школы. Так что в запасе у вас еще есть 2 года, за которые сын может пересмотреть свои взгляды на жизнь.

Во-вторых, поговорите с сыном, спокойно и с уважением. Можно предположить, что вас беспокоит армия в случае непоступления в институт, сожаление впоследствии о неправильном выборе. Наверняка вас заботит, сможет ли выбранная профессия обеспечить сына и его будущую семью. Рассмотрите с сыном вместе все плюсы и минусы его решения. Поинтересуйтесь, каким он видит свое будущее, что собирается делать в случае неудачи.

Если вы уверены, что решение сына импульсивное, предложите ему компромисс: пусть он занимается животными, но при этом ходит на выбранные вами курсы - это поможет ему убедиться в серьезности его намерений или, наоборот, согласиться с вами. Можно договориться, что если за год подросток не поменяет решение, то и вы примете его.

И последнее: это действительно дело сына, вы не можете за него прожить его жизнь. Конечно, всем родителям хочется оградить своего ребенка от неудач и ошибок. Но это невозможно, да и не нужно. Сосредоточьте свои душевные силы не на противодействии сыну, а на поддержке и понимании. Любому ребенку, будь ему 2 года или 15 лет, очень важно знать, что родители на его стороне.

http://psycabi.net/psikhologiya-dlya-molodykh-i-tseleustremlennykh/psikhologiya-samoopredeleniya/628-navigator-abiturienta-v-kakoj-vuz-postupat-i-zachem


Моему сыну 15 лет. Он достаточно развитый и способный юноша. Проблема одна – он быстро увлекается и быстро «остывает». За три последних года сменил семь секций – от рисования до бокса. Раньше меня это не беспокоило: думала, что это просто процесс самоопределения. Но не затянулся ли этот процесс? Скоро ему определяться с институтом.

Прежде всего – в этом поведении нет ничего странного, страшного или предосудительного, поэтому не тревожьтесь. Теперь предлагаю взглянуть на эту ситуацию позитивно. Ваш сын посмотрел то, другое, третье. И еще посмотрит, можно не сомневаться. Это расширит его кругозор, даст ему более полное представление о жизни. Когда встанет вопрос с выбором профессии, он его вынужден будет решить – выбрать, начать учебу, а потом ему обидно будет бросить, да и страшно. Поэтому тут выбор случится – это тоже очевидно, бояться нечего.
Проблема, на мой взгляд, в другом. Важно исподволь формировать у вашего сына правильные представления: образование и работа – это не развлечение, это вопрос ответственности и качества жизни. Без претензий и недовольства апеллируйте к сознанию вашего ребенка, к его чувству ответственности.

http://psycabi.net/psikhologiya-dlya-molodykh-i-tseleustremlennykh/psikhologiya-samoopredeleniya/628-navigator-abiturienta-v-kakoj-vuz-postupat-i-zachem#ixzz3efC7RuQn 


Ребенок боится будущего, говорит о том, что у него ничего не получится… Чем можно помочь ребенку?

Такая реакция ребенка может свидетельствовать о серьезных проблемах с самооценкой. Позитивная самооценка, вера в свои силы и возможности является важной основой для принятия решения, она позволяет с охоткой взяться за дело, приложить усилия. Чтобы изменить ситуацию постарайтесь помочь ребенку повысить собственную самооценку. Предлагаем семь простых действий для родителей:
1. Исключите из семейного лексикона пессимистические высказывания - вместо «Ничего у тебя не выйдет» говорите: «Давай попробуем!», вместо: «Один ты не справишься» - «Давай я тебе помогу!» и пр.
2. Наблюдайте за ребенком, постарайтесь понять причины возникшей ситуации, а также найти области, в которых он реально успешен, обязательно отметьте это своей похвалой (восхищением!), даже, если это не самые важные и высоки достижения.
3. Предложите ребёнку выполнить посильные для него дела, обязательно поддержите в процессе выполнения (помогите создать ситуацию успеха!) и обязательно похвалите.
4. Исключите на время любые негативные оценки результатов деятельности ребёнка.
5. Соблюдайте правило: сравнивать результаты ребёнка с его же прошлыми результатами.
6. Признавайте достижения друг друга в кругу семьи.
7. Поделитесь своим собственным, если он есть, или опытом других людей, преодолевших сомнения и неуверенность.


Знаю, что для выбора профессии важна адекватная самооценка. Чем она отличается от неадекватной?

Самооценка позволяет ответить на вопросы: Кто Я? Что является значимым для меня? Как видят и оценивают меня другие? Что я могу по сравнению с другими людьми моего возраста? Ответы на данные вопросы, действительно, важны для самоопределения человека – для формирования личностной, жизненной, профессиональной позиции.

Самооценка может рассматриваться как процесс оценивания самого себя и результат этого процесса. Самооценка как результат может быть охарактеризована как система представлений и сопряженных с ними эмоционально-оценочных характеристик своих качеств, способностей, своего места в окружающем мире и отношений с другими людьми.

По степени реалистичности различают адекватную, отражающую реальный, достаточно объективный взгляд личности на себя, и неадекватную, необъективную самооценку. Неадекватная самооценка, в свою очередь, может быть завышенной, при которой ребенок переоценивает свои качества, возможности, способности, и заниженной, когда ребенок, наоборот, недооценивает себя, не уверен в себе. Еще одной важной особенностью самооценки является ее устойчивость: она может быть устойчивой, стабильной характеристикой личности, не подверженной случайным влияниям, и неустойчивой, заметно меняющейся под влиянием чужих мнений, временных успехов или неудач в деятельности.

Школьники с адекватной устойчивой самооценкой владеют рефлексивными навыками, могут проанализировать свои действия и поступки, составить самохарактеристику и обосновать ее; знают свои достоинства и недостатки, не считают свои недостатки непреодолимыми, знают, как их исправить и пытаются это сделать; они уверены в себе, ставят перед собой реалистичные цели; получая критические замечания в свой адрес, относятся к ним конструктивно – что-то признают и пытаются исправить, что-то считают необъективным, но при этом не меняют принципиально положительного отношения к себе. Оценивают себя по своим достижениям, стремятся добиться успеха в том, в чем уверены, и не пугаются неудач.

Школьники с неадекватной самооценкой переоценивают или, наоборот, недооценивают свои возможности; они затрудняется в анализе своих успехов или неудач, часто объясняя их независимыми от себя причинами; могут браться за дело, с которым не справляются (при завышенной самооценке), или, не попробовав, отказываются от него, думая, что у них ничего не получится (при заниженной самооценке); замечания в свой адрес воспринимают либо как оскорбления, нападки (при завышенной самооценке), либо как естественную ситуацию, само собой разумеющуюся, и даже не пытаются что-то исправить (заниженная самооценка). Они либо стремятся к успеху любой ценой и злятся в случае неудачи, обвиняют других, либо стремятся избежать неудачи, а об успехе даже не помышляют. В оценке себя ориентируются преимущественно на мнения других людей.


Учительница на собрании сказала, что наш ребенок не умеет делать самостоятельный выбор. Мы провели дома целую дискуссию на эту тему, и хотим спросить, что будет отличать ребенка, умеющего делать самостоятельный выбор?

Умение делать самостоятельный выбор имеет важное значение для человека. Это основа самостоятельности, ответственности, независимости. Поэтому очень важно разобраться в признаках самостоятельности выбора. Проявлениями его могут выступать активность, инициатива, наличие своего мнения, умение оценить и сопоставить различные варианты, предложить свой вариант, умение самостоятельно поставить цель на основе оценки своих ресурсов и возможностей.

Школьники, умеющие делать самостоятельный выбор, часто проявляют инициативу в тех делах, которые они могут сами реализовать – подготовиться к празднику, выбрать, кого пригласить на день рождения, составить расписание дел на день, найти ответы на возникшие вопросы и пр. Если у них возникают затруднения, они сначала самостоятельно пытаются найти решение, а только потом обращаются за помощью, задавая при этом конкретные вопросы. Они могут критически оценить предлагаемые другими варианты решения, находя в них достоинства и недостатки.

Школьники, не умеющие делать самостоятельный выбор, чаще всего ждут подсказки от взрослых или сверстников, они, как правило, не проявляют инициативу ни в школе, ни дома, не берутся за выполнения каких-то дел, если им не гарантируют помощь, сначала спрашивают, а потом делают. При возникновении малейших затруднений либо отказываются от выполнения, либо, не стараясь понять, где ошибка или почему не получается, бегут за советом или помощью. Редко высказывают свое мнение относительно чужих решений и предложений, принимают их как правильные.

Материал подготовили: Хорошавина Елена, заведующий информационно-методическим отделом ГУ ЯО ЦПОиПП «Ресурс», Пегашов Владимир, ведущий специалист ГУ ЯО ЦПОиПП «Ресурс» 


Моему сыну 14 лет, последнее время он мало чем интересуется, много времени проводит за компьютером, на вопросы о его будущей профессиональной сфере отвечает «не знаю». Я волнуюсь, что ждет его в будущем, кем он станет, нужно уже определяться с профессиональной сферой. Что мне делать, как себя вести, как его заинтересовать?

Вы сейчас очень взволнованы, стремитесь обязательно что-то сделать. А сейчас важно восстановить контакт с сыном. Попробуйте просто поговорить с сыном, поделитесь с ним своими чувствами (радостными или грустными). Будьте к нему более внимательны.

По мере взросления ребенка родители в основном сосредоточиваются на том, что он «должен» или напротив, «не должен» делать. Когда я задаю вопрос родителям по поводу того, что, по их мнению, должен делать ребенок, то они с большой готовностью перечисляют: «Хорошо учиться, интересоваться своей будущей профессией, думать о будущем, кем ему стать, как обеспечить себя и свою семью, вырасти достойным человеком и пр.». Вопрос: «Как ваш ребенок чувствует себя дома? Уютно ли ему, чувствует ли он ваше принятие и понимание, интерес к его жизни?» ставит многих родителей в тупик. Среди массы повседневных забот и проблем на работе первоочередным для многих родителей становиться необходимость проконтролировать, вовремя ли приходит ребенок домой, достаточно ли он спит, сыт ли он, нет ли у него двоек. А что ребенок реально чувствует, о чем думает, что ему нравится, чем он живет, как-то уходит из внимания родителей.

Наладив контакт с сыном, возможно, вы узнаете о его планах и предпочтениях в профессиональной области.

По поводу определения в профессиональной области я предлагаю «последовательность 5 П». Попробуйте вместе составить план действий по выбору профессиональной сферы. которая предполагает всесторонний сбор информации по 5 основным направлениям:

1. Почитать литературу о той сфере, какая его интересует или просто почитать о профессиях, о рынке труда, о востребованных и перспективных профессиях, полистать справочники образовательных организаций, статьи, почитать художественную литературу о представителях каких-либо профессий, об их достижениях.

2. Посмотреть (подходить по экскурсиям на предприятия, на дни открытых дверей в учебные заведения и т.д.). Если нет возможности пойти на экскурсию, то можно привести сына к себе на работу или на работу к своим знакомым и показать рабочее место.

3. Поговорить с представителями профессиональной сферы или просто с представителями разных профессий.

4. Примерить к себе наиболее понравившиеся профессии. Профессия как одежда, если ты видишь ее только на вешалке, то решение трудно принять, покупать или нет, а если ты ее примеришь, то сразу понятно, длинна или узка. Так и с профессией, нужно понять, есть ли у тебя необходимые качества для овладения профессией и какие конкретно нужно развивать.

5. Принять решение.

Дайте сыну возможность самому расширить этот план, прописать его по шагам или просто выслушайте предложения, как он видит реализацию этого плана. Окончательное решение о выборе профессиональной сферы и профессии должно исходит из его личных предпочтений. Принимайте его решения, ведь они касаются именно его жизни, а вы должны просто помочь сыну. «Хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь — научи его рыбачить» (Конфуций)


Как увлечь подростка выбором профессии?

Существует ряд психологических игр, которые наглядно демонстрируют ребенку, как выбрать профессию и чем при этом руководствоваться.

1. Что может «позвать» человека

К примеру, визуализация «Призвание» ненавязчиво помогает прислушаться к себе, понять, какая цель манит и зовет. Игра показывает, насколько важны человеку профессиональные достижения и успехи.

Правила предельно просты:
- необходимо вдуматься в слово «призвание»;
- представить, что или кто может «звать» человека;
- как этот зов может проявляться;
- как выглядит объект призвания?

Обсуждать результаты такого ассоциативного ряда детям очень нравится. Они детально описывают свои эмоции, ощущения, даже запахи. Но важнее всего — радостный трепет от встречи с «делом всей жизни», которое влечет и обещает массу интересного.

2. В чем радость профессии

Упражнение «Звездный час» знакомит с различными профессиями, обращая внимание на удовлетворение и даже счастье, которое приносит та или иная специальность своему обладателю.

Коллектив делится на микрогруппы, каждая группа выбирает себе профессию. После этого один человек от группы, перевоплощаясь в человека выбранной профессии, рассказывает всем о смысле своей жизни, своих радостях и свершениях. Необходимо указать минимум пять радостей, характерных для этой специальности.

Тактически выигрывает команда, наиболее полно, правдиво и убедительно рассказавшая о профессии. А стратегически выигрывают все школьники, получая мощную положительную мотивацию искать себя в любимом деле.

«Познай себя — и ты познаешь мир». Подростку стоит объяснить, насколько важно осознавать, что именно тебе дорого в этом мире. Важно понимать, ради чего ты готов трудиться, что будешь утверждать своими делами, чего добиваться.

3. Сколько стоят ценности

Игра «Аукцион ценностей» позволяет на опыте убедиться, что существуют вечные, непреходящие ценности. А есть и такие, значимость которых может снижаться в зависимости от обстоятельств.

Игрокам предлагают приобрести различные жизненные ценности по установленной стоимости в ходе аукциона. Валюта — очки, заработанные выполнением тех или иных заданий (метание дротиков, решение задачек и другие)

Выигрывает тот, кто приобретет больше настоящих ценностей, а значит — тот, кто упорнее всех трудился, разработал план получения самой важной ценности. Во время обсуждения каждый ребенок может рассказать о том, что для него главное в жизни.

4. Как безделье влияет на жизнь

Интересное упражнение — «Ветеран-бездельник». Оно повышает престиж труда как такового в глазах школьников, демонстрирует им, как целеустремленность, активность и терпение помогают исполнить любые желания человека.

Условия развивающей игры: в гости к классу приходят два пожилых человека (их то же играют ученики). Одни из них — Ветеран труда, добившийся счастья, признания и успеха. Второй — Бездельник, чья жизнь была праздной и бессмысленной. Ветеран и Бездельник выступят перед аудиторией с рассказом о своей жизни. На рассказ дается 3-4 минуты. За это время каждый опишет главные вехи своей жизни: начало самостоятельной жизни, трудности и как с ними приходилось справляться, достижения и провалы, реакция на них, итоги жизни.

Рассказы должны быть правдоподобными, игроки должны уметь ответить на вопросы аудитории, дать совет детям. Ребята должны увидеть, в чем системная ошибка Бездельника, и как следование своей цели преобразило жизнь Ветерана. Важно подчеркнуть, что экономия своих сил, выбор более легкого пути — это всегда «безделье», снижающее качество жизни.

Развиваем навыки самопрезентации

В развивающей игре кроме азарта и удовольствия можно получить важнейшие для трудоустройства навыки, в частности — умение подать себя.

5. Как презентовать себя

Ролевая игра «Собеседование при приеме на работу» научит азам составления резюме, обратит внимание на представительность внешнего вида. Ребята делятся на работодателей и кандидатов. Специальности могут выбираться любые: по легенде компания, набирающая работников, обладает вакансиями самых разных направлений, но число мест — ограничено.

Сначала собеседование проходит в малых группах, затем победители продолжают конкурс между собой. В ходе собеседования «совет директоров» может задавать любые вопросы испытуемому, оценивая его убедительность, вежливость, стрессоустойчивость и другие профессионально важные качества.В конце игры стоит обсудить, кто выглядел наиболее убедительно и почему, отметить типичные ошибки и указать варианты их исправления.

6. Как раскрыть в себе уникальное

Развивающая игра «Объявление» преследует ту же цель. Подросткам нужно написать рекламное объявление о своих услугах. Очень важно, чтобы оно полностью раскрыло высокий профессионализм кандидата, не отпугнуло хвастовством и предложило что-то особенное, уникальное, чего нет больше ни у кого.

Объявления зачитываются, группа выбирает самого интересного кандидата и задает ему вопросы, чтобы удостовериться в его убедительности и компетентности.

При подготовке ответа были использованы материалы с сайта
https://mel.fm/sovet_eksperta/6702419-smart_course


Как правильно выбирать профессию и готовиться к профессиональной деятельности?

Для осуществления успешной профессиональной карьеры молодому человеку необходимо сделать следующие шаги:
1. Проанализировать свои профессиональные интересы и склонности, соотнести их с возможными вариантами профессий.
2. Узнать свои способности, соотнести их с возможными вариантами профессий.
3. Выяснить, есть ли противопоказания к выбранным профессиям по состоянию здоровья или другим причинам.
4. Познакомиться с содержанием работы, функциональными обязанностями работников предполагаемых профессий.
5. Рассмотреть положительные стороны в работе по предполагаемым профессиям.
6. Выявить отрицательные стороны в работе по предполагаемым профессиям.
7. Выбрать профессиональное образовательную организацию, в котором можно получить профессиональное образование по предполагаемым специальностям.
8. Узнать условия поступления в эти профессиональные образовательные организации (ЕГЭ, экзамены, творческие испытания, собеседование и т.п.).
9. Определить приоритеты в учебных предметах, направить силы на эти основные предметы.
10. Дополнительно готовиться к поступлению в учебное заведение (если это необходимо, посещать подготовительные курсы или заниматься с репетитором).
11. Выбрать основной и запасные варианты (запасных вариантов может быть несколько) профессионально-образовательного маршрута.
12. Успешно сдать экзамены.
13. Успешно сдать дополнительные вступительные испытания в профессиональную образовательную организацию, если таковые имеются.
14. Во время обучения в профессиональном образовательном учреждении стремиться проходить производственную практику и знакомиться с условиями работы по будущей профессии.
15. Закончить профессиональную образовательную организацию.
16. Получить рабочее место, где можно успешно использовать полученные в процессе образования компетенции.


Чем я как родитель могу помочь своему ребенку при выборе профессии?

Для ребенка в такой непростой момент, когда перед ним стоит ответственный выбор, важно чувствовать понимание, он должен видеть в Вас опору. Вспомните себя, когда Вы выбирали профессию. Как это было? Какие чувства испытывали Вы в момент самоопределения? Было это осознанным выбором или за Вас решали родители? Неважно, как потом сложился Ваш профессиональный путь, удачным был выбор или нет.

Выслушайте его и расскажите свой опыт: расскажите, как это происходило, с какими трудностями Вы при этом сталкивались, как их преодолевали. Искренний разговор сблизит Вас с ребенком и станет основой доверия. Именно он даст вам возможность высказать ему свои опасения, поможет ребенку справиться с напряжением и предостережет от возможных ошибок.

Выбор профессии может стать первым значительным ответственным выбором, надолго определяющим будущую жизнь сегодняшнего старшеклассника. Это серьезное испытание, но, только преодолев его, молодой человек сможет почувствовать себя чуть более зрелым, уверенным в себе и счастливым. В этот момент особенно важно дать будущему абитуриенту свободу. Дайте ему время и возможность самому обдумать свой профессиональный путь. Не торопитесь с наставлениями и указами, не берите ситуацию целиком в свои руки. Просто будьте рядом.

Не смотря на то, что Ваш ребенок, будучи подростком, мог отдалиться, Вы все равно достаточно хорошо его знаете, у Вас есть представления о его интересах, привычках, Вы знаете его характер. А если нет, то самое время отложить пост родителя-педагога и стать другом, наставником. Будьте наблюдательны и внимательны, возможно, какие-то его проявления сейчас, склонности и особенности могут быть ключом к выбору профессии. Если Ваш ребенок находится в некоторой прострации, растерянности по поводу своих сильных сторон, достоинств - напомните ему о них и попробуйте в ненавязчивой манере озвучить Ваши ассоциации с подходящими под такой портрет профессиями. Не настаивайте на выборе одной из них.

Сейчас Вы можете помочь ребенку учесть при выборе будущей профессии особенности состояния его здоровья, возможные противопоказания, если такие имеются. Это особенно важно, если у юноши или девушки есть хронические заболевания, он/она состоят на медицинском учете, или выбранная профессия предъявляет высокие или особые требования к состоянию здоровья работника. В этих случаях, прежде чем принимать окончательное решение, необходимо посоветоваться с лечащим врачом.

Сейчас предприятия стремятся быть более открытыми для знакомства – проводятся дни открытых дверей, экскурсии. Вы можете устроить экскурсию для ребенка на свое место работы и рассказать о своей профессии, а также помочь познакомиться с профессиями родственников и друзей. Еще лучше организовать для сына или дочери встречу с представителями тех профессий, которые ему интересны.

В любом случае у Вас больше чем у детей возможностей для получения и проверки самой разнообразной информации, больше жизненного опыта, поэтому Вы можете оказывать ребенку помощь и поддержку на всех этапах осуществления профессионального выбора.

При необходимости Вы вместе со своими старшеклассником всегда можете обратиться за помощью к специалистам в Центр «Ресурс».

Материал подготовил Фасхутдинов Ринат, ведущий специалист Центра «Ресурс»


Топ 9 ошибок родителей при помощи ребенку в выборе профессии?

1. Планирование карьеры, опираясь на текущую ситуацию на рынке труда

Это самая распространённая ошибка. Внедрение информационных технологий может сильно изменить структуру профессий, в ближайшем будущем некоторые профессии исчезнут, и, несомненно, появятся новые. Возможно, что выбранная вами для ребенка профессия через пять лет исчезнет. Важно при выборе профессии оценивать экономическую ситуацию в стране ближайшие 7-10 лет.

2. Выбор обучения за рубежом без планирования дальнейшего трудоустройства

Есть родители, рассматривающие обучение ребёнка за границей. Одной из будущих проблем такого выбора — что с этим делать дальше. Дипломы и специальности не всех зарубежных учебных заведений котируются в России. Не всегда зарубежное образование востребовано у нас. Если вы с ребенком выбрали зарубежный вуз, то обязательно планируйте в какой стране и по какой профессии ваш выпускник будет трудоустраиваться. В каждом государстве индивидуальная ситуация на рынке труда.

3. «Поступай на юриста, юристы много зарабатывают»

Оценка родителями различных профессий не всегда соответствует реальности: «хорошие», «престижные» и «гарантирующие обеспеченную жизнь» профессии на деле могут не оправдать ожиданий. Для того чтобы иметь более полные и точные представления о профессиях, необходимо познакомиться с ними ближе (почитать литературу, поговорить с представителями профессии, обратиться за информацией в Центр «Ресурс»). Кроме того, следует помнить, что профессия не может быть одинаково «хорошей» для всех. Она будет действительно хорошей для выбирающего ее молодого человека, если будет соответствовать его интересам и особенностям.

4. Незнание происходящих изменений в трудовом законодательстве

На рынке труда сегодня новой парадигмой является появление профстандартов. В ближайшее время трудоустроиться без базовой профессиональной подготовки будет запрещено, появятся специальные независимые экзамены в специальных центрах, где нужно будет подтверждать свою квалификацию.

5. Убеждать ребёнка, что родители потом смогут устроить на работу

Устройство на работу по знакомству – далеко не 100% вариант. Родители зачастую убеждены, что смогут трудоустроить своего ребенка по окончании им выбранного учебного заведения. Однако стоит учесть, что жизнь полна ситуаций, способных этому помешать и самые банальные из них – это смена места работы родителей и смена места работы именно тех «помогающих» знакомых.

6. Строить карьеру ребёнка, основываясь на своих нереализованных амбициях

Бывает, что родитель сам в силу каких-то обстоятельств не реализовал привлекательный для него профессиональный план. В таком случае ему будет сложно удержаться от соблазна и не навязать эту невоплощенную мечту собственному ребенку. При этом молодой человек лишается возможности делать свой выбор.

7. Не пускать ребёнка в другой город

Мир сейчас, безусловно, полон опасностей и, понять родителей, не отпускающих ребенка в другой город не трудно. В поле опасений таких родителей могут лежать как безопасность за жизнь ребенка в целом, так и за ее качество. Обсуждение выбора учебного заведения по региональному фактору стоить начать с определения возможностей семейного бюджета. После чего задумайтесь, какие возможности и перспективы ребенок может потерять или же наоборот приобрести, оставшись в регионе. Взвесьте все за и против. Остаться в регионе и получить в итоге успешное трудоустройство – не запредельная мечта. К тому же не всегда статус вуза – залог получения необходимых компетенций и опыта.

8. Выбирать профессию за компанию с кем-то

Порой наши дети выбирают вуз за компанию с друзьями/одноклассниками, потому что так, как им кажется, они поймают двух зайцев сразу: быстро адаптируются в вузе и получат образование. В таком случае стоит донести до ребенка возможные опасности такого выбора, к примеру, что уже через 2-3 года друзья могут расстаться – у каждого появятся свои интересы и новые друзья, а выбранная специальность может оказаться неперспективной вовсе. К тому же, при самом удачном случае, когда компания доучилась и успешно закончила вуз, работать потом вместе вряд ли удастся.

9. «Поступай в медицинский, потом будешь всю семью лечить» и т.д.

Некоторые родители в качестве аргументов за выбор какой-то профессии говорят ребенку о полезности профессиональных знаний в быту. Например: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – готовить научишься!», «Плохая ли профессия воспитатель!? Будешь правильно своих детей воспитывать». Однако использование в повседневной жизни и даже в хобби каких-то умений и знаний может значительно отличаться от похожей профессиональной деятельности. Поэтому прежде чем принять решение, старшекласснику необходимо понять, готов ли он сделать определенное полезное и даже интересное занятие «делом своей жизни».

Самую большую ошибку совершают родители, если они совсем не разговаривают с ребенком о предстоящем профессиональном выборе.

Материал подготовил Фасхутдинов Ринат, ведущий специалист Центра «Ресурс»


Что важно для успешной подготовки к поступлению в профессиональную образовательную организацию?

Прежде всего, необходимо обеспечить должный уровень подготовки выпускника. Возможно, будут полезными дополнительные занятия по предметам, связанным с будущей профессией, посещение подготовительных курсов в выбранном учебном заведении.

Однако есть еще моменты, которые следует учесть. После того, как основной профессиональный вариант определен вашим ребенком, посоветуйте ему подумать о запасном варианте. В качестве запасного варианта может быть другая родственная специальность в данном учебном заведении; аналогичная специальность в другом учебном заведении; специальность в учебном заведении другого уровня (если выбран вуз, то запасным вариантом может быть техникум или колледж; если выбран техникум, то запасным вариантом может быть профессиональное училище, колледж). Такие действия повысят вероятность реализации профессиональных планов вашего сына или дочери.


Кажется, он не поступил, или что делать, если ваш ребенок не нашел себя в «первой волне»

Представим, что все экзаменационные трудности позади, документы или их копии поданы выпускником в ряд учебных заведений. Настал момент подведения итогов конкурсов, но молодой человек или девушка не нашли своей фамилии в списках зачисленных при «первой волне зачисления» в образовательное учреждение. Посоветуйте им не торопиться и не забирать сразу свои документы. В связи с тем, что многие абитуриенты подают документы сразу в несколько учебных заведений, часть поступивших претендентов может изменить свое решение обучаться именно здесь, а значит, места могут освободиться.

Даже если поступление в определенное учебное заведение в этом году не состоится, родителям важно не спешить обрушивать на голову ребенка поток своих сожалений, или, что еще хуже, обвинений. В таком случае необходимо попытаться вместе разобраться, в чем причина неудачи, где в подготовке было «слабое звено», как это можно изменить? Очень важно, чтобы молодой человек знал и был уверен в том, что неудача не умаляет его личных, человеческих достоинств, а процесс подготовки можно менять и совершенствовать, в конце концов, добиваясь желаемого результата.

Напомним, что результаты единого государственного экзамена будут действительны и в следующем году, но в случае неудовлетворенности ими молодой человек может экзамены пересдать.

А пока, наряду с поступлением в образовательную организацию более низкого уровня профессионального образования, одним из возможных путей выхода из сложной ситуации остается устройство на работу. Поиск работы можно вести самостоятельно или обратиться за помощью к родственникам, знакомым, можно обратиться в городскую службу занятости населения. По закону о занятости безработными могут быть признаны граждане, достигшие 16-летнего возраста. Работа, которая будет предлагаться молодому человеку в этом случае, как правило, будет обслуживающего характера и низкой квалификации (то есть та, которая не требует специальной подготовки: уборщик, курьер, санитар, ученик швеи и др.). Но, как показывает практика, в реальной ситуации молодым людям, не имеющим никакой профессиональной подготовки, очень трудно устроиться на работу. Поэтому, возможно, лучшим вариантом для ребенка будет обучение на курсах, которые могут быть предложены службой занятости. Это один из вариантов профессиональной подготовки, позволяющий устроиться на рынке труда.
Контакты самолет

Задайте вопрос специалистам Центра "Ресурс"

Заполните форму и специалисты нашего центра свяжутся с вами или позвоните нам сами!
+7 (4852) 72-95-00 с 9:00 до 17:00

Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс»

Запись на консультацию:
График работы:
пн–чт:
пт:
обед:
900-1800
900- 1700
1300-1350